События

Покойники прогресса

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Как советских граждан приучали к крематориям

379 трупов уничтожила печь "Металлург", установленная в первом советском крематории, который функционировал с 14 декабря 1920 по 21 февраля 1921 года. Эту цифру трудно соотнести с шумихой вокруг кремации как таковой. Кремация ассоциировалась с прогрессом и стояла в одном ряду с всеобщей грамотностью, равенством избирательных прав и другими заманчивыми идеями. Но реализовать проекты всеобщей кремации оказалось куда труднее, чем, например, идею всеобщего начального образования. Выяснилось, что люди куда легче позволяют экспериментировать над детьми, чем над покойниками.

 

АЛЕКСАНДР КРАВЕЦКИЙ

 

Европейская мода

 

Европейская традиция ассоциирует погребение в земле с христианством, а сжигание трупов — с нехристианскими культами или просто свободомыслием. С исторической точки зрения это вполне оправданно. Когда археологи, раскапывающие древнее поселение, обнаруживают в какой-то момент, что в захоронениях преобладает уже не пепел, а кости, они делают вывод, что этот народ принял крещение. Христианское ожидание воскресения мертвых заставляет видеть в теле каждого покойного ценность, которую не следует сознательно уничтожать. О тождестве воскрешенного тела с земным телом человека писал, например, блаженный Августин. В 785 году Карл Великий под страхом смертной казни запретил сжигание трупов, объявив его языческим обычаем. А как показывает опыт, в подобных вещах жесткий указ светского правителя имеет куда больший вес, чем мнение богословов. Сожжение допускалось только для совсем уже безнадежных грешников — колдунов, ведьм, еретиков, причем сжигали, как известно, не только мертвых.

Постепенно отношение к сожжению трупов менялось. Во время массовых эпидемий трупы сжигали, чтобы предотвратить распространение инфекций. Стали даже появляться книги, оправдывающие такой способ погребения. В XVII веке появился трактат, написанный Маттиа Нальди, личным врачом папы Александра VII, где, в частности, говорилось: "Никоим образом не следует рассматривать достойным отвращения трупосжигание, каковое чтилось в продолжение многих столетий. И это тем более, что кости и пепел, которые остаются, могут сохраняться достойным образом в освященных местах, где ведь и так ничего не остается, как только кости и пепел. Между сжиганием и преданием земле не существует другой разницы, кроме той, что сжигание уничтожает трупы более надежно, чем это совершает с большей опасностью время". Конечно, трактат личного врача римского папы нельзя считать официальным документом, но он, несомненно, выражает какую-то полуофициальную позицию.

Публично объявить о возможности нарушить запрет Карла Великого решился германский император Фридрих Великий, предписавший кремировать его, если он, Фридрих, будет убит в военном походе. Идею германского императора подхватила революционная Франция, где "огненное погребение" было узаконено на государственном уровне. В Париже даже начали строить крематорий, но политическая ситуация изменилась, стройку остановили, и в памяти потомков Французская революция ассоциируется скорее с гильотиной, чем с кремацией.

Французские декреты о кремации произвели на общество куда меньшее впечатление, чем сожжение лордом Байроном тела его друга поэта Шелли, который утонул, отправившись в плавание на яхте. Имена двух харизматичных поэтов сделали свое дело, и пропаганда "огненного погребения" быстро превратилась в излюбленное развлечение фрондирующих интеллектуалов. Среди высказавшихся по этому модному поводу были Гете, Шиллер, Якоб Гримм — тот даже выступил в Берлинской академии наук с докладом о преимуществах кремации. Медиков занимал гигиенический аспект вопроса, инженеров — конструкция печи, а романтически настроенная молодежь рассуждала об огне, смерти и очищении. В 1874 году Фридрих Сименс разработал первую кремационную печь, которая в дальнейшем стала прообразом всех аналогичных устройств, а двумя годами позже в Милане задымила труба первого крематория.

"Не догмат, а обряд..."

 

Созданный И. А. Фоминым проект первого советского крематория больше соответствовал реалиям Города Солнца, чем послереволюционного Петрограда

Созданный И. А. Фоминым проект первого советского крематория больше соответствовал реалиям Города Солнца, чем послереволюционного Петрограда

 

 

Модная идея "огненного погребения" дошла до России довольно быстро. Произошло это вскоре после реформ Александра II, которые всколыхнули общественную жизнь страны. Создавались многочисленные объединения, которые боролись за те или иные преобразования. Реформаторские идеи поражали разнообразием, споры шли обо всем — от модернизации орфографии и календаря, введения всеобщего избирательного права и восстановления патриаршества до новаций в правилах грудного вскармливания, повсеместного перехода на эсперанто и запрета корсетов. И идея "огненного погребения" находилась в ряду романтических прожектов и имела своих пламенных адептов. В ней видели одно из средств европеизации традиционного российского быта.

Считается, что первый в России доклад о кремации прозвучал в 1899 году на собрании Российского общества архитекторов. А авторами первых русских тематических публикаций были инженеры. Например, инженер Московской городской управы Иван Лавров в 1906-1907 годах совершил поездку по крематориям Европы, результатом чего стала книга, посвященная их устройству и технологическому оснащению. Прямой пропаганды кремации в книге не было, но были хорошие фотографии и описания, свидетельствующие об экономичности и гигиеничности "огненных похорон". Пытаясь говорить бесстрастным научным языком, автор называет крематорий трупосжигательной станцией, что ассоциируется не с погребением, а скорее с мусоросжигательным заводом.

 

Построенный в 1927 году московский крематорий в течение двух десятилетий оставался единственным крематорием на территории СССР

Построенный в 1927 году московский крематорий в течение двух десятилетий оставался единственным крематорием на территории СССР

Фото: РИА Новости

 

Излишне напоминать, что российское законодательство не предусматривало такой процедуры, как кремация. Исключения допускались лишь из страха перед смертельно опасными болезнями. Так, в 1878 году сожгли трупы умерших от легочной чумы во время эпидемии в Ветлянке (Астраханская область), а в 1901-м в Кронштадте были преданы огню тела двух врачей, заразившихся во время работы над противочумной вакциной. Но о полной легализации "огненного погребения" речь, конечно же, не шла.

Придать разговорам о кремации официальный статус пыталась Петербургская городская дума — там была высказана мысль, что городу с высоким уровнем почвенных вод нужен крематорий. Но, как известно, лишь ничтожная часть произнесенного с думской трибуны имеет хоть какое-то отношение к реальности. Какие-то запросы и проекты готовила и Государственная дума, но дальше дело не пошло и здесь. Более практичным было Министерство внутренних дел, составившее в 1909 году законопроект о сожжении трупов. Согласно этому документу, кремация допускалась в тех случаях, если человек выражал желание быть преданным огню после смерти. Такое решение организаторы похорон могли принять и самостоятельно, если не было известно, что покойный был противником кремации. Этот проект вызвал протест Синода. В официальных "Церковных ведомостях" появилась статья, где указывалось: "Если предание наших останков земле вселяет в нас, в согласии с христианским учением, надежду на воскресение, то сожжение тех же останков наводит на мысль о небытии". Однако далеко не все церковные издания заняли столь однозначную позицию. В статье, опубликованной в "Церковном вестнике", прямо говорилось, что предание земле — это "не догмат, а обряд", что обряды, в отличие от догматов, могут меняться и что Синод в своей борьбе против проекта МВД может не соглашаться, например, с санитарной оценкой кремации, но не должен приводить аргументов религиозного плана. В итоге МВД решило не бодаться с Синодом и спустить дело на тормозах.

"Печь была советская, инженеры были советские, покойники были советские..."

 

Кремация стала частью советских ВИП-похорон

Кремация стала частью советских ВИП-похорон

Фото: Эммануил Евзерихин /Фотохроника ТАСС

 

Общественное мнение воспринимало идею "огненного погребения" как антиклерикальную, а то и просто как антирелигиозную. А поскольку большевистские вожди религию, мягко говоря, не жаловали, они заговорили о кремации сразу же после революции. Уже в декабре 1917 года газета "Правда", рассуждая о мерах, направленных на отделение церкви от государства, писала о разрешении гражданских похорон на территории всех конфессиональных кладбищ и о разрешении сожжения трупов. А спустя год Совнарком издал пространный декрет о кладбищах, где говорилось, что мертвые тела можно сжигать в крематориях, и довольно подробно прописывались правила этой процедуры. Кремация допускалась не ранее чем на третий день после смерти. Это правило вводилось для того, чтобы случайно не сжечь человека, впавшего в летаргический сон, однако для представителей конфессий, где требуется быстрое погребение (мусульманство, иудаизм), допускалось сокращение срока. В технических заданиях на постройку первых крематориев фигурировали залы для проведения погребальных обрядов в соответствии с традициями разных вероисповеданий.

Такое не соответствующее времени уважение к чувствам верующих объясняется просто. Введение кремации само по себе было радикальной ломкой традиционных устоев и могло вызвать недовольство населения. И усугублять ситуацию казалось бессмысленным. К тому же трудно себе представить организацию религиозных церемоний в таком советском по духу учреждении, каким должен был стать крематорий. Так что заявления о религиозных обрядах в крематории были просто ничего не значащими словами.

Провозглашенное Совнаркомом право сжигать покойников не создало очередей у гостеприимно распахнутых дверей крематориев, поскольку в Советской России их просто не было. Но характерно, что о сооружении крематориев заговорили раньше, чем, например, об "электрификации всей страны". В начале 1919 года была создана комиссия по постройке крематория в Петрограде. Первоначально планировалось возведение крематория-гиганта с десятком печей и тремя траурными залами. Предполагалось, что революционный Петроград в самое ближайшее время перейдет на поголовную кремацию. Был даже проведен тематический архитектурный конкурс, на который молодой архитектор Иван Фомин представил впечатляющей проект: башня, увенчанная каменным факелом. Однако в связи с отсутствием денег и общей утопичностью концепции дальше проекта дело не пошло, и следующий конкурс был объявлен уже на перестройку под крематорий старого здания бань. Строительство не обошлось без приключений. Выяснилось, например, что техническое задание не оговаривало высоты печи (описанию первой советской кремационной печи "Металлург" посвящена книга, вышедшая в 1921 году), и она не влезала в подвал старого здания, так что все приходилось переделывать и подгонять на ходу. А во время первого испытания взорвался генератор, из-за чего была разрушена крыша и вспыхнул небольшой пожар. Но в конце концов все было сооружено и отлажено — первенец советского крематоростроения заработал. Первое опытное сжигание состоялось в декабре 1920 года.

 

Люди постепенно привыкали к непривычным словам "крематорий" и "колумбарий"

Люди постепенно привыкали к непривычным словам "крематорий" и "колумбарий"

Фото: РИА Новости

 

Экспериментировали на телах скончавшихся от тифа и других болезней. "Желательно было бы,— писал один из экспертов, наблюдавших за первой советской кремацией,— прах первого сожжения сохранить в прозрачной стеклянной урне и поставить на видном месте крематориума как наглядное доказательство удачного сгорания, с одной стороны, и подтверждение полной его гигиеничности — с другой". Была ли принята эта рекомендация, история умалчивает.

Борис Каплун, возглавлявший комиссию по строительству крематория, был известен тем, что приглашал представителей петроградского бомонда посмотреть на горящие тела. Описание подобной экскурсии сохранилось в дневниках Корнея Чуковского:

 

Архитектор-конструктивист Дмитрий Осипов, спроектировавший первый московский крематорий, был там же кремирован и похоронен

Архитектор-конструктивист Дмитрий Осипов, спроектировавший первый московский крематорий, был там же кремирован и похоронен

Фото: РИА Новости

 

""Не поехать ли в крематорий?" — сказал он, как прежде говорили: не поехать ли к "Кюба" или в "Виллу Родэ"? "А покойники есть? — спросил кто-то.— Сейчас узнаю". Созвонились с крематорием, и оказалось, что на наше счастье есть девять покойников. "Едем!" — крикнул Каплун. К досаде комиссара, печь оказалась не в порядке: соскочила какая-то гайка. Послали за спецом Виноградовым, но он оказался в кинематографе... Торжественности ни малейшей. Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скрашивает места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах. ...Печь была советская, инженеры были советские, покойники были советские — все в разладе, кое-как, еле-еле... "Горит мозг!" — сказал архитектор. Рабочие толпились вокруг. Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу: "раскололся череп", "загорелись легкие", вежливо уступая дамам первое место".

Первый советский крематорий функционировал чуть больше трех месяцев — с 14 декабря 1920 года по 21 февраля 1921-го. За это время в нем было произведено 379 сжиганий, причем подавляющее большинство составляли так называемые административные покойники — умершие от инфекционных болезней и кремированные по решению госорганов. На добровольных началах, то есть согласно завещанию, было кремировано лишь 16 тел. Так что говорить об особых успехах пропаганды "огненного погребения" не приходится. Работал объект довольно плохо, часто ломался и потреблял много топлива, поэтому скоро был закрыт. А чтобы не компрометировать идею, крематорию перед остановкой присвоили статус экспериментального, связав закрытие с успешным завершением эксперимента.

"Лишь в СССР кремация доступна всем..."

 

Кремация стала частью советских ВИП-похорон

Кремация стала частью советских ВИП-похорон

Фото: Д. Дебабов/Фотоархив журнала , Д. Дебабов/Фотоархив журнала "Огонек"

 

Следующий крематорий удалось-таки заставить работать в штатном режиме. Под него перестроили церковь Донского кладбища в Москве. Проектировал объект все тот же Дмитрий Осипов, перед которым стояла задача сделать так, чтобы сооружение никоим образом не ассоциировалось с церковью. И действительно, приземистое сооружение с простым портиком и конструктивистской башней ничем не напоминало храм. Однако внутри оставались характерные своды, которые не вязались с внешним видом здания.

Памятуя о технических проблемах петроградского крематория, москвичи решили не рисковать и заказали оборудование в Германии. В январе 1927 года под стрекот кинокамеры был сожжен первый московский покойник. Идея кремации широко рекламировалась. Было учреждено общество любителей кремации, членские билеты которого вручили Сталину, Молотову и Калинину, хотя, как показало будущее, никто из них не завещал предать свое тело огню и кремирован не был. Далеко не все большевики оказались такими же несознательными, как первые лица государства. В колумбарии, размещенном внутри крематория, можно было прочитать немало идеологически выдержанных эпитафий — "большевику-чекисту", "Члену ВКП(б), стойкому большевику и чуткому товарищу" и т. д. Здесь, кстати, находилась и урна с прахом архитектора Дмитрия Осипова, в творчестве которого крематории занимали заметное место. В последовательности ему не откажешь.

Если верить официальной пропаганде, идея кремации торжествовала на всей территории СССР. Изданный в 1930 году путеводитель "Москва безбожная" сообщал, что "Донской монастырь является пионером по части кремации в СССР" и что "лишь в СССР кремация доступна всем". Однако массового характера "огненное погребение" так и не приобрело. По данным на 1929 год, из 30 240 похороненных в Москве было кремировано 5208 (17,25%) и преобладали в этой статистике (65,9%) не энтузиасты-добровольцы, а "административные покойники" (мертворожденные, бездомные и т. п.). Указывалось, что добровольно или по желанию близких кремации подверглись 276 ушедших из жизни коммунистов (статистические сводки их выделяли), 1160 беспартийных взрослых и 340 детей. Среди важных персон, тела которых были сожжены в Донском крематории, обычно упоминают Владимира Маяковского, Максима Горького, Валерия Чкалова.

В постсоветское время выяснилось, что крематорий интенсивно выполнял не учтенные официальной статистикой заказы — здесь сжигали тела расстрелянных и погибших во время следствия. Трупы врагов народа начали кремировать в 1935 году, но с максимальной нагрузкой крематорий работал в 1936-1937 годах. На сегодня известны имена 5065 человек, тела которых привезли на Донское кладбище из тюрем НКВД. Большинство из них было кремировано. Здесь же сжигали и личные вещи погибших. Сопроводительные документы были стандартными: "Директору крематория. Примите для немедленной кремации столько-то трупов", "Прошу принять вне всякой очереди для кремации столько-то трупов"... С такими бумагами в Донской были доставлены в том числе тела Василия Блюхера, Михаила Тухачевского, Всеволода Мейерхольда, Исаака Бабеля.

"Смешили их новые слова — крематорий и колумбарий..."

 

Поэты и футурологи любили слово "крематорий" и использовали его в самых неожиданных ситуациях

Поэты и футурологи любили слово "крематорий" и использовали его в самых неожиданных ситуациях

 

 

Во времена СССР любили шутить, что реклама у нас не способствует продажам товаров, которые и так расхватают, а напоминает гражданам, что тот или иной товар в природе существует. К кремации эта шутка относится в полной мере. То, что в огромной стране действовал только один крематорий, не мешало выпускать книги и брошюры, распространять листовки, вступать в добровольные общества друзей кремации и даже проводить выставки. Вся эта пропагандистская деятельность создавала иллюзию, что крематориев в СССР больше, чем прачечных. В результате про "огненное погребение" знали все. Участники художественной самодеятельности исполняли частушки ("Крематорий открывали,/ Беспризорного сжигали./ Дверь открыли — он танцует/ И кричит: "Закройте, дует!""), обычные граждане рассказывали анекдоты ("Муж несет по скользкой зимней улице урну с прахом жены и, видя дворника, посыпающего тротуар песком, говорит: "Великое дело — крематорий. Теперь можно сыпать под ноги пепел, а от трупа не было бы никакой пользы""). Весьма остроумно. Хрестоматийное воспроизведение городских шуточек про "огненное погребение" есть в "Золотом теленке": "В Черноморске собирались строить крематорий с соответствующим помещением для гробовых урн, то есть колумбарием, и это новшество со стороны кладбищенского подотдела почему-то очень веселило граждан. Может быть, смешили их новые слова — крематорий и колумбарий, а может быть, особенно забавляла их самая мысль о том, что человека можно сжечь, как полено,— но только они приставали ко всем старикам и старухам в трамваях и на улицах с криками: "Ты куда, старушка, прешься? В крематорий торопишься?" Или: "Пропустите старичка вперед, ему в крематорий пора". И удивительное дело, идея огненного погребения старикам очень понравилась, так что веселые шутки вызывали у них полное одобрение".

Однако созданная Ильфом и Петровым картинка относится к области мифологии. Никаких крематориев в провинции не было и быть не могло. Вполне вероятно, что существовали города, во главе которых стояли любители идеи кремации, которые обещали уже в ближайшей пятилетке кремировать избирателей. Но реализовано это нигде не было. Даже в Ленинграде после неудачи эксперимента с крематорием "огненное погребение" не возобновлялось еще очень долго.

Сначала ленинградцы ждали завершения строительства московского крематория, чтобы учесть ошибки москвичей. Потом подробно обсуждали эти ошибки. Дальше объявили архитектурный конкурс, затем еще один. Потом, вдохновившись идеями электрификации, открыли в одной из разоренных церквей электрический крематорий, но этот проект был признан неудачным. А дальше началась война, и идея "огненного погребения" стала казаться недостаточно актуальной. Но неожиданно все переменилось. В 1942 году, когда в блокадном городе скопилось огромное количество незахороненных тел, под кремационную камеру была переоборудована одна из печей расположенного недалеко от линии фронта Ижорского завода, и за четыре месяца там было сожжено 5524 трупа. Понятно, что ни о какой организации похорон в данном случае и речи не было. Сохранились жутковатые воспоминания женщины, которая в те годы работала в охране завода: "Я сама видела, как у цеха стояли в очереди и ожидали разгрузки грузовики с трупами солдат, которых везли с передовой. Туда, в цех, к печам не пускали, нам хотелось все увидеть. Нам было и страшно, и интересно: ведь мы были очень молоды... А поскольку мы были там своими — охрана все-таки! — нам довелось-таки все увидеть своими глазами. Было это на термическом участке механического цеха. Рядом с печами лежали кучей полушубки и шапки, стояли сапоги, снятые с трупов. Зрелище, которое мы наблюдали в глазок печи, было ужасным: трупы корчились в огне, толкая друг друга. Казалось, мы заглядываем в ад". Вскоре для тех же целей переоборудовали один из кирпичных заводов города, где в течение 1942 года сожгли 109 925 трупов. А настоящий крематорий в Ленинграде построили только в 1973 году.

Успех "огненного погребения" был более чем скромным. Широко разрекламированная идея прогрессивных похорон в масштабе страны оказалась вполне маргинальной. В России крематории действуют чуть больше, чем в десяти городах, но популярна кремация только в Санкт-Петербурге, Москве и стоящем на вечной мерзлоте Норильске. Романтический ореол "огненного погребения" давно померк. В библиографической классификации рубрика "Кремация" соседствует с "Очисткой и уборкой населенных пунктов от твердых и жидких отбросов", "Борьбой с шумом и вредными вибрациями", "Прачечным делом", "Парикмахерским делом" и т. д. Все скучно и прозаично.

А здание уже давно переставшего функционировать Донского крематория было передано церкви и вновь перестроено. Конструктивистской башни больше нет, урны вывезены, но это сооружение и сейчас больше похоже на крематорий, нежели на храм.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2962042

 


ПУБЛИКАЦИИ

Театр особого назначения: «Разрешите, ваше Величество. Империя 30 сребренников.

       Основатель российского театра Фёдор Волков, был из ярославских купцов, а его отчим был весьма богат, получил серьёзное образование – окончил греко-латинскую академию (Заиконоспасскую – название появилось в связи с расположением за рядом, что торговал иконами, и шляхтский дворянский корпус в Петербурге, был коммерческим директором от своего отчима в Москве, а потом в Петербурге, представлял интересы Ярославского купечества, но заболел театром, при дворе был принят ещё при Елизавете, а при Екатерине II был душою её заговора против Петра III (хорошо был знаком по учёбе в корпусе с братьями Орловыми). Когда заговор был раскрыт (арестован офицер Пасеек) все растерялись. Волков взял священника и привёл семёновцев и преображенцев к присяге – этого безбожные гвардейцы сами бы не придумали. Когда сановники империи собрались в зале в суматохе забыли составить манифест, возникла неудобная пауза – разрешите, Ваше Величество – спросил Волков и стал читать бумажный свиток

Подробнее...

Антихрист и лжепророк.

    Антихрист – лжедуховность, т.е. поставить Христа на службу капитану, капитолийской волчице, публичному дому легиона, а поскольку Бога поставить в строй нельзя, то надо изобрести своего лжехриста. Правда во лжи, а истина в театре, приватизация, капитализация душ Платона, выбери себе бога-идола, удуши свою душу и сдохни – свобода выбора любого бога, но не Христа. Дьявол увлекает нас новым, но это только старая ложь

Подробнее...

Церковь и антихрист – спор о младенцах.

    Если царь антихрист (а это всегда, любое царство интегрирует Христа в свой легион, объявляет своим, ставит на довольствие), то его надо свергать (?), чтобы вместо одного нечестивца наставить ещё худшего или много худших? Библия отвергает на этот вопрос – кто больший в Царстве Небесном (а значит и в царстве земном) – дети. Наши цари – дети наши, которым надо служить, не жалея себя. Православная империя (придумка богословов вроде безалкогольной водки) как-то ещё терпима Богом, если служит детям (ведь скоро они, без всяких революций получат всё).

Подробнее...

Знамя антихриста 666.

      Тема антихриста не является праздным любопытством потому, что связана со Страшным Судом, на который мы все обязательно придём. Антихрист никогда не назовёт себя антихристом, а только Христом. Это такой Христос, который всем нам понравится (почти всем), а значит его «символ веры» должен быть общим (т.е. исповедоваться индусами, китайцами и христианами),

Подробнее...

В преддверии Апокалипсиса. Сборник статей.

Святые черви гроба.

Уж много лет прошло с тех пор как святые отцы нарисовали икону – на ней смиренный и терпеливый монах хвалящий всякую власть и Бога. Святость его известна всем чертям в аду, и они его ставят в пример – аскет и философ, мир он опознал и грехов он не имеет, он не убил, не украл и ты будь таким же как он, не суди, заткни свои уши, глаза и язык, зажмурь жизнь свою и не имей сомненья. Залезь в своё яблоко, стань червяком.

Подробнее...

Олег Кассин: Народный спецназ

Об опыте «народного спецназа» — в статье председателя Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Олега Кассина, опубликованной в газете Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора “Альфа” “Спецназ России”.

 

 

 

Подробнее...

Слово на Праздник Пасхи

Христос воскресе!

Пасха Христова возвещает не просто победу над так называемой естественной смертью. Ибо по самой сути своей человек определяется тем, какие у него отношения с Богом, образом Которого он является.

Оттого что отношения с Богом могут быть ложными и отношения с людьми — разрушительными, мы можем свидетельствовать также, что бывает жизнь, которую на самом деле невозможно назвать жизнью, но выражением смерти. Человечеству известен этот печальный опыт: есть дела и люди, которые сеют повсюду смерть.

Подробнее...

Христос – мой ближний.

Бог, избавляющий меня от ненавидящих моих друзей,

Скажи кто ближний мой? Мои друзья, мои враги, их должно возлюбить.

Нетрудно скрыться от врагов, в пустыню убежать, но ближние достанут там,

Они родные нам, они нам сделают всё то, за что любить нельзя,

Подробнее...

Содом в головах и сердцах гиенЧиКов – партии вечного и неугасимого огня.

            На радио «Радонеж» некий иерей Генчеков весьма одобрительно отозвался о распятии восставших армий Спартака и повешении крепостных крестьян армии Пугачёва. Он сказал, что это слова Христа процитировав Его: «Рабы во всём повинуйтесь господам вашим», а они… по делам и получили.

Подробнее...

Крест – спасение Христово и свинство змеи. Разбойники и блудницы.

            На Страшном Суде выяснится, что спастись можно было легко и просто. Христос скажет нам, что когда Я был нищ, наг, голоден и сидел в темнице, то вы накормили, одели и посетили Меня. Раз вы это сделали тем, кого левиафан, цари и псари гнали и кусали, то значит это сделали Мне. Христос не скажет нам: - «Сын мой, ты верно служил царю, и сделал из царя бога, а значит служил Мне.

Подробнее...

Покаяние синедриона ТВ как хуление Христа и сигаретка. И Богу свечка и чёрту кочерга.

      Россия в 1988 г. отпраздновала 1000 лет своего Крещения и в 1991 г. началось можно сказать IIКрещение Руси. Храмы наполнились верующими, но очень скоро духовное возрождение стало остывать. Многие христиане бывают в храме лишь дважды, первый раз при своём крещении и второй при своём отпевании. Они утверждают, что Бог не в церкви, а в их душе. Поэтому можно сказать, что они творят «Христа» по своему подобию. Пропасть между населением и Богом продолжает расти и углубляться.

Подробнее...

Неисповедимы Пути Христовы и дивен Бог в святых своих. Побег из малины мира сего.

            Как появляются святые? Основатель русского монашества Св. Антоний Печерский пришёл с Афона, и никто из его учеников не написал о нём никакого жития и такое возможно только в случае строжайшего запрета Св. Антония писать о себе что-либо. И монахи были вынуждены выполнить своё обещание, можно только предполагать – дело в том,

Подробнее...

Байки о белом царе, как зеркале всякой смуты.

            Вера в сказки, что придумывают сами же поверившие в них – в этом греховность падшего человечества. Начало сказкам о Николае II положила белая эмиграция, что не хотела каяться перед Богом – сказать достойны мы приняли по делам нашим, а вместо покаяния выставляла Господу счета за оплату своих страданий. Капиталисты и монархисты веровали в Бога не больше чем большевики. Просто дети сатаны,

Подробнее...

Двойной капкан. Достойное мы получаем по делам своим.

            Николай II, все его считали слабохарактерным и вздорным, а он был типичным немцем на троне – ледяной, стальной, но страстный (в Гатчине перестрелял почти всех ворон и котов – почему не вальдшнепов и медведей? – времени не было, такая эрзац-охота). Охота была страсть всех дворян России – певцы природы и птичек Иван Тургенев и Лев Толстой вели учёт своих трофеев.

Подробнее...

Власть капитолийской волчицы под маской.

            Возлюбить ближнего своего как самого себя. Любит ли человек самого себя? Никак, человек враг самого себя. Жизнь грешного человека – это сплошное самоубийство, готовность убить любого ради прибыли своей. Как может возлюбить других тот, кто и себя ненавидит, делая грехи? Без первой заповеди – «Возлюби Господа своего всем сердцем и разумением своим».

Подробнее...

Революция ЧеКа-Го: «ущипни и сдохни».

            В те времена далёкие, когда на земле не было никакого порядка и каждый делал что хотел: «Когда банда пьяных парубков угнала авианосец «Крым»», но не могла пришвартовать его ни в степях Украины, ни в горах Карпат, а правил в Новораше железной рукой Юрий Долгорукий – жил был король когда-то, при нём блоха была, родней родного брата она ему была.

Подробнее...

Патриарх кортика, кочертика и русской смуты.

            Толпа епископов робко жалась и мелко дрожала – они пришли к императору Петру I печаловаться – чтобы царь вернул им патриарха. Налитые кровью глаза Петра I бегали как пьяные москиты – он визжал и вопил, махал кортиком перед глазами отцов и наконец намахавшись стукнул себя в грудь кулаком – вот вам патриарх и приложив к груди кортик закричал – а вот вам и крест.

Подробнее...

Империя серых волков князя мира сего Потёмкина.

            Екатерина II был не в духе: утром сдох её любимый пудель Карп – так она назвала его по имени негоцианта из Любека, что его подарил. Карп вёл дела с размахом, получил российское гражданство и даже стал бароном. Доклад петербургского полицмейстера, что доложил, что задержана контрабанда это самого Карпа, она не слышала и невпопад сказала, а из Карпа чучело набить и в три дня представить – полицмейстер в недоумении переспросил, но государыня цыкнула строго так, что он откланялся. Он взял караул и пошёл во дворец к барону смутно думая, как из него готовить чучело. Барон знал о задержании контрабанды встретил его пачкой ассигнаций, на которые полицейский даже не глянул, а изложил суть событий коротко,

Подробнее...

«Общество ресурсов небесных» (ОРН) владыки Иллариона и дрим-дрянь, сон покаяния дьяка Андрея.

            Митрополит Илларион призвал о. Андрея Кураева изменить своё отношение к священноначалию, а суд епархии усмотрел в заявлениях дьяка «Признаки хулы на церковь» (?) (может быть это в осуждение «голубого лобби» епископов) и изверг дьяка из сана. Илларион посоветовал о. Андрею подать апелляцию во Всемирную лигу сексуальных реформ (отослал его к Остапу Бендеру и Паниковскому из романа «Золотой телёнок»). Неожиданно за о. Андрея вступился Путин – «Кто обзывается – тот сам так и называется» - т.е. отправил Иллариона на покаяние в Лигу сексуальных реформ, а Путин всегда и во всём прав. На суд в Синедрион о. Андрей не пошёл видимо, вспомнив о сожжённом в Констанце в 1415 году Яне Гусе (хотел увести Чехию в православие,

Подробнее...

Игра престолов «Лиги сексуальных реформ» владыки Иллариона Организации религиозных наций (ОРН).

            Отправляя о. Андрея Кураева на перевоспитание в ад (Лигу сексуальных реформ) – огонь вечный и неугасимый, Владыко процитировал Евангелие («По тому узнают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь»), а «антиевангелие» Ильфа и Петрова, «Золотой телёнок» и «12 стульев» поскольку они неделимы). В какой-то мере это книга ироничного обличения грехов (как и «Мёртвые души» Гоголя) и в ней нет планов спасения человечества (Христос говорит: - «Без Меня не можете творити ничесоже.), но в ней есть самоирония – не увидев свою душу нельзя будет спастись. Авторы, два друга еврея покинули Хедер и злого бога Иегову, чтобы уйти в революцию к счастью – доброму богу Феликсу – стали чекистами, но удачно сбежали и из этой мясорубки в литературу.

Подробнее...

«С огромным уважением и благодарностью чтим подвиг народов России»

По поручению Оргкомитета проекта «Русский доброволец» одним из его координаторов В.Е.Хомяковым направлены письма в ряд республик «постсоветского» пространства, за которые сражались в разное время русские добровольцы. В письмах содержалась информация о Проекте и просьба выразить своё к нему отношение. Первый ответ уже поступил из республики Южная Осетия, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба Оргкомитета проекта «Русский доброволец».

Подробнее...

Д.м.н. Александр Редько: «Мы должны объяснить людям что вакцина от мутирующего вируса не может дать стойкого иммунитета»

Проповедь апостола Иуды, почти погибшего.

    Христос сказал – «Лучше бы человеку сему не родится». Но Господу служат все – и бесы, что веруют и трепещут, и камни, которыми побивают пророков, а потом из них строят для них гробницы. А Господь даже может и из этих камней сделать детей Авраамовых и не оставить камня на камне в Храме, что выстроил Ирод. Можно бесноваться, но Бога нельзя оскорбить, с Ним можно только воевать, но Христос непобедим – всё это только собирание камней и горящих углей на свою дурную голову, потому, что грех – это прежде всего убийство себя, а никак не сладость. «Горе вам, когда будут говорить о вас хорошо» - в Иуду же вот уже как 2 000 лет бросают камни и никто не скажет о нём доброго слова.

Подробнее...

Господь и князь. Выбор жизни и смерти. Зачем мятутся народы?

    Один экономист сказал: - «Экономически мы можем рассчитывать только на Бога», при этом учёный заметил: «Наука стоит на Боге». Полководец убеждён, что в сражении можно рассчитывать только на Господа Бога. И только лишь один богослов сослался на науку философию и всех её чертей. Так уклоняющиеся ко лжи лгут на стоящих в Истине, что те уклонились от Бога, ибо, по их мнению, Бог там, где выгода.

Подробнее...

Стартовал общественный проект «Русский доброволец»

Создана и провела своё первое заседание инициативная группа нового общественного проекта «Русский доброволец»

11 марта 2020 г. в Москве была создана и провела своё первое заседание инициативная группа нового общественного проекта «Русский доброволец»

Поводом для её создания стал проведённый недавно вечер памяти русских добровольцев, героически сражавшихся 12 апреля 1993 года в Боснии на высоте Заглавак (организатор вечера – Общероссийское общественное движение «Народный Собор» при поддержке Союза писателей России).

Подробнее...

Апокалипсис, Атлантида и Содом – гибель богов. Сгоревшие и восставшие.

   Гомер создал Трою. Поэт творил в VIII веке до н.э. (но точно неизвестно), а Троя горела в XV веке, прошло 700 лет. Неизвестно ничего, но он создал образ троянцев. В V веке стали искать самого Гомера. Правитель Писиситрат потратил много денег, чтобы не найти ничего – неизвестно где он родился, когда жил и тогда его нарисовали слепым старцем.

Подробнее...

Дзержинский на Лубянке на страже мира и безопасности.

    Возобновились вечные споры о восстановлении памятника Дзержинского. Скорее всего это надо для того, чтобы ещё больше разделить народ и этим снизить распространение коронавируса или просто для веселия в карантине. Возможно, что и замешена политика. Если приедут китайские инвесторы и посмотрят на Железного Феликса, то скажут – «О! нам сюда». Россия раскаялась в грехах либерализма, Ленин и Сталин правы, а Феликс – «счастливый» - птица счастья и удачи – вечный Феникс, который возродился из пепла.

Подробнее...

Философия – это змея Гигиена, служанка богословия и овца среди волков.

       
 В
IV-V веке в Византии было время Вселенских Соборов, что в основном выработали Символ Веры, борьбы с ересями, осуждение Несторианства, арианства, монофизитства и монофелитства. Можно назвать это было славное время святых. Но дьявол, дух злобы не спит, он не только придумывает ереси, но и распространяет плевелы. И когда лучшие святые бойцы их выдёргивают, то вместе с плевелами выдёргивает и пшеница. Ожесточение в спорах укрепляет заблуждения и открывает ящик Пандоры.

Подробнее...

Кульбиты дьявола и философии: грех – то, что мешает властям, а святость – то, что помогает.

    Платон помирил и соединил всех – элиту уверил, что Страшного Суда нет, греха тоже, грех — это то, что мешает власти, а святость то, что власти полезно. Богов Олимпа, таких энергичных и смешных, постоянно дерущихся – тоже нет, есть всего лишь целесообразность, переселение душ и бесхозные энергии природы, которыми можно завладеть через кражу Прометеем огня или выведав пароль.

Подробнее...

Явление антихриста – самого человечного человека – главное, это быть главным.

    
     Антихриста ищут, ибо жизнь праздная и пресная жаждет игры и развлечений. Человек греха любит смерть, он безумен и болен и черти тянут его к себе в ад, при этом они обещают ему там веселье в карточной игре Эроса и Танатоса (секс и смерть, страх и трах). Но антихриста нельзя найти, потому что как Царство Божие есть уже внутри вас, так и ад может гореть в вашем сердце – это чёрный огонь всепожирающей злобы.

Подробнее...

Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика