События

Мнение историка о событиях на Украине. Часть II.

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 Череда гетманов и череда предательств

 

Мнение историка о событиях на Украине. Часть II. Череда гетманов и череда предательств

Метания гетманов и череда предательств. Трагические попытки вернуть казаков. Переход под турецкого султана. Россия и Польша вынужденно объединяются против казаков. Распад Польши и ликвидация казачества

 

(для просмотра анимации - кликните на картинку)

 

(часть I)

2. МЕТАНИЯ ГЕТМАНА ВЫГОВСКОГО

КАЗАКИ ПРЕДАЮТ ХМЕЛЬНИЦКОГО. ПРЕДАТЕЛЬСТВО ГЕТМАНА ВЫГОВСКОГО И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПОЛЬШУ

Последнюю просьбу гетмана Хмельницкого избрать гетманом его сына Юрасика казаки выполнили, - сразу после его смерти 27 июня 1657 года избрав гетманом Ивана (Яна) Выговского (1657-1659). Москва его кандидатуру утвердила, и Выговский присягнул на верность российскому царю. И уже через 3 месяца, 11 октября 1657 года, новый гетман Иван Выготский созвал Генеральную Раду под Корсунем, куда пригласил послов из Швеции, Австрии, Трансильвании, Молдавии и других стран, где устроил мини-спектакль: положил перед казаками гетманскую булаву (символ власти) и сказал:

казак13.jpg«Не хочу быть у вас гетманом. Царь отбирает у нас древние наши вольности, и я в невольности быть не хочу… Под руководством московских воевод не желаем быть, волим владеть своими городами как владел Хмельницкий» (когда-то) — объяснял свою позицию Выговский. Его инициативу поддержал православный митрополит Киевский Дионисий (Балабан), который был готов идти и под татар и под поляков. Впечатлённые речью гетмана, атаманы, полковники и казаки дружно вскрикнули: «За вольность будем стоять вместе!» (М. Грушевский, «История Украины-Руси»).

И казаки на этой Генеральной Раде приняли решение выйти из состава России. Таким образом, через 2,5 года после исторического решения Переяславской Рады о вхождении Запорожской Сечи с левобережными землями в состав России - это решение было аннулировано в одностороннем порядке запорожскими казаками. Неслучайно современные либералы у власти в Украине увековечили в названии улиц имя Ивана Выговского.

После корсуньского решения 1657 года казаки принялись убивать московских воевод, громить русские гарнизоны, убивая своих же казаков и атаманов, которые хотели остаться под Россией.

Куда после ухода из России пошли казаки – под кого? Или стали самостийными, суверенными? Опять начались бурные обсуждения этого вопроса - «…Лучше поддаться крымскому хану. Московский царь всех вас драгунами и вечными невольниками сделает, жен и детей ваших в лаптях лычных водить станет, а хан крымский в атласе, аксамите и сапогах турецких…», — агитировал крестьян и казаков казачий полковник Лесницкий.

Но казаки с татарами и турками связываться не захотели, и пожелали вновь вернуться под польского короля. 6 сентября 1658 года Ян (Иван) Выговский подписал договор с Польшей, по которому Левобережная Украина стала уже не Малороссией, а «Великим княжеством Русским» в составе Польши. Москва ожидала решения польского Сейма о ратификации этого договора. В начале 1659 года польский Сейм утвердил договор.

 

казак7.jpgСНОВА С ПОЛЬШЕЙ И ТУРКАМИ. ЕЩЕ ОДНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО ВЫГОВСКОГО

Российскому царю Алексею «Тишайшему» оставалось два варианта: тихо проглотить неприятность приключения с запорожскими казаками и забыть поскорее эту историю или попробовать образумить «братьев по вере», образцово наказав за изменщиков. Задетый царь выбрал второй вариант - отправил в поход против «Великого княжества Русского», армию под командованием князя Алексея Трубецкого. Причём, с учётом казацкой армии и возможных их союзников: татар, турок и поляков, отправили огромнейшую 150-тысячную армию, чтобы «убедить» казаков уже наверняка. Началась братоубийственная гражданская война.

Подавляющее большинство современных российских историков политесно пишут, что российский царь послал армию, чтобы «уговорить» братский народ, а не покорить и наказать. Но, согласитесь, для уговоров посылаются дипломаты, послы и посольства, а не огромные армии. Поэтому историки часто «забывают» указать численность московской армии.

Воюющая со Швецией Польша на выручку Выговскому свою армию не дала, поэтому И.Выговский традиционно обратился за помощью к Крымскому хану, который дал ему довольно большое войско, примерно в 40 тысяч. В ходе ряда сражений гетман Выговский попал в плен к русским и опять дал клятву верности Москве. Но после того, как его отпустили, он тут же объявил об обманной клятве и подтвердил союз с Польшей. Война между Россией и «Великим княжеством Русским» (Малороссией) возобновилась.

 

казак30-4.jpgТРАГИЧЕСКАЯ ПОПЫТКА ВЕРНУТЬ КАЗАКОВ

В июне 1659 года под городом Конотопом произошло решающее сражение российской армии с малоросской, в которой было 50 тысяч казаков и 40-тысячная армия крымского хана. Понятно, что с таким перевесом сил можно проиграть только при бездарном руководстве войсками и боем. Знаменитый русский историк С.М. Соловьёв писал о 150-тысячной российской армии в блистательных латах: «…никогда московский царь не мог вывести в поле такое блистательное войско». Алексей Романов сам ходил весь в прямом смысле блистательный, а армию организовал внешне блистательную, но не эффективную, не блиставшую военным мастерством.

Это неприятно звучит для русского уха, но в грандиозном Конотопском сражении русская армия сокрушительно проиграла казакам и татарам. По оценке Москвы, русские в этом сражении потеряли 15 тысяч воинов, по оценке украинцев — 30 тысяч. Точные потери трудно оценить, ибо русская армия несла большие потери в ходе отступления и длительного преследования казаками и татарами, когда большое количество русских попало в плен к казакам и затем были проданы в рабство. Подчеркиваю неприятный факт: православные христиане продавали в рабство братских православных христиан, ибо часто войны этого периода на Украине недобросовестные историки трактуют - как религиозные.

казак25.jpgПоражение 150-тысячной армии для Москвы было шоком. Кроме того, казаки и татары, преследуя русскую армию, продвигались в сторону Москвы, поэтому Алексей Романов, опасаясь дальнейшего продвижения врагов, приказал срочно укреплять российские города по направлению к Москве, готовиться к обороне, а сам был готов вместе с окружением и казной покинуть Москву. Но казаки с татарами лихо пограбили южные российские области, и, с огромной добычей, которая и отягащали их дальнейшее продвижение на север, вернулись к себе.

Если загляните в современные учебники или книги, то, скорее всего, ни одного слова не встретите об этом трагическом сражении, там просто временной и событийный пробел «по умолчанию» с 1655 года по 1667 год. Такой вид приятной и комфортной лжи — незамечание, умолчание, «забыли» - можно было продолжать ради некой пользы российско-украинских отношений по обоюдному согласию сторон, не афишировать, не акцентировать внимание. Но река времени обладает своим коварством, а недоброжелатели хорошо помнят историю.

Пришли перемены, развалился СССР, и в самостийной Украине либералы-западники у власти во главе с Ющенко вместе с новыми друзьями из НАТО вспомнили интересные фрагменты «забытой» в учебниках Российской Империи и СССР истории, которыми, по мнению либералов, можно гордиться. И, чтобы отдалить русский и украинский народы, в 2009 году устроили пышное празднование 350-летнего юбилея разгрома российской армии под Конотопом, победы над Россией и «москалями». В Конотопе открыли музей победы над русскими, и новую церковь в память о погибших от рук «москалей» украинцев, провели научные конференции по этой теме во многих вузах Украины, прошли съемки фильма о Конотопской битве, выпустили монеты, марки, поставили памятники героям того сражения, их именами назвали улицы, площади и воинские части.

Вот таким удивительным образом политесные «исторические пробелы» вдруг всплывают и используются как информационное и идеологическое оружие...

 

казак24.jpg3. МЕТАНИЯ ГЕТМАНА ДОРОШЕНКО

ИЗМЕНА ВЫГОВСКОГО ПОЛЬШЕ И ПОПЫТКА ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЮ

В Польше не ожидали такого исхода Конотопской битвы и были приятно удивлены поражением России. Однако, Польше, занятой войной со Швецией, не было возможности воспользоваться выгодной для неё ситуацией. Но в 1660 году в нескольких сражениях поляки окончательно разбили шведов и очистили от них территорию Польши. После чего, воодушевлённые освобождением и победами, поляки решили вернуть потерянные территории и начали войну с Россией с помощью запорожских казаков. Ситуация в Запорожской Сечи в этот период была, «как обычно», запутанной. Запорожские атаманы в это время перессорились между собой и переизбрали гетмана, сняв с этого поста Выговского и выбрав гетманом Петра Дорошенко.

Снятый с высокого поста Иван (Ян) Выговский надеялся получить высокий пост в Польском государстве за свои большие заслуги, но не получил. Разочарованный Выговский обиделся на власть, а он, кстати, сам был выходец из польской шляхты, и, чтобы остаться на политическом плаву, обратился с тайным предложением к православному митрополиту Иосифу с покаянием и с горячим желанием перейти на сторону России, выразив готовность исправить свои ошибки «искупительными подвигами». Он попросил митрополита быть переговорщиком-посредником между ним и российской стороной. Митрополит Иосиф благословил Выговского на ратный искупительный подвиг против Польши. Но Выговский не успел ничего совершить, так как поляки узнали об измене и спешно его расстреляли.

Часть казацких атаманов выразила недовольство польскими властями и пожелали вернуться под московского царя, в Россию, и фактически вернулись. Этими переменами решил воспользоваться московский царь, начав войну с Польшей из-за Малороссии.

 

казак26.jpgОЧЕРЕДНАЯ ИЗМЕНА И ОЧЕРЕДНАЯ ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

Но в начавшейся войне с Россия потерпела ряд поражений в Белоруссии, где московские войска возглавлял князь Хованский. Поляки вернули себе литовские и белорусские земли и двигались на Москву, стремились вернуть себе Смоленск. В этой ситуации Россия в 1661 году в местечке Кардис срочно заключила мир и союз со Швецией против Польши.

На южном фронте войны ситуация была так же сложной, так как там возникла запутанная ситуация с запорожскими казаками. После казни Выговского часть казачества отшатнулась от Польши и вновь выразила свои симпатии России.

Но хитрый гетман Дорошенко умудрился с помощью российских воевод в Киеве казнить атаманов и казаков — сторонников России, и учинил разгром присланных Москвой военных гарнизонов. Одни казаки воевали на стороне Москвы, другие на стороне Кракова, третьи затем на стороне турецкого султана, а четвертые были сами по себе, самостийные.

В результате этого разнообразия предпочтений наблюдалось многовластие: в довольно короткий период по обоим берегам Днепра одновременно с Дорошенко функционировали ещё несколько гетманов: Иван Самойлович, Петр Суховей, Демьян Многогрешный, Михаил Ханенко. При некоторых из них уже дорастал витиеватыми способами до гетманства Иван (Ян) Мазепа. В управленческой структуре Польши были свои гетманы – коронный гетман и несколько гетманов более низкого управленческого уровня.

Перечисленные гетманы со своими армиями часто беспощадно сражались между собой.

 

казак30.jpgЕЩЁ ОДНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ КАЗАКАМИ

Обычно авторы большинства книг и учебников идеализируют запорожских казаков - якобы одни сражались фанатично за православную веру, а другие за католическую. Ничего подобного - чаще всего выбор стороны казаками был по принципу: кто больше заплатит. Это подтверждают исторические факты: и поляки, и русские везли на Днепр, на условный «майдан» мешки с деньгами. В этом соревновании Алексей Романов стал проигрывать, так как в результате затяжной войны с Польшей и Швецией в России опустела казна, заканчивались золотые и серебряные деньги, поэтому Алексей Романов решил провести денежную реформу, схитрить - ввёл в оборот «неуважительные» медные деньги. Эта инициатива вызвала знаменитый Медный бунт (в 1662 году) не только в Москве, но и недовольство казаков, которые злорадно сарказничали – что вскоре московский царь им пришлёт ещё и «паперные грошы» — то есть бумажные. Похоже, это и стало причиной жуткой трагедии большой русской армии, посланной из Москвы в Малороссию под командованием бывшего тобольского воеводы, боярина Василия Шереметьева, который перед войной с Польшей в 1656 году был послан в Вильно в польский Сейм «лоббировать» перед польскими делегатами избрание королем Польши Алексея Романова.

Сражение обеими сторонами готовилось в 1661 году на Волыни под Чудново, куда отступила после неудачных сражений российская армия Шереметьева в союзе с казацкой армией во главе с сыном Б.Хмельницкого – атаманом Юрой Хмельницким и атаманом Тетерей. В ночь перед сражением сработал принцип, хорошо описанный в знаменитом произведении о казаках Николаем Яновским-Гоголем в следующем эпизоде: удивленный ошеломленный предательством одного из своих сыновей, перешедшем во время войны на сторону Польши, Тарас Бульба с возмущением разговаривает об этом с еврейским корчмарем Янкелем, который в этих вопросах лучше разбирается и искренне удивляется бурным негодованием Тараса, между ними состоялся следующий диалог:

«— Почему же он надел чужое одеяние (предал)? — спросил Тарас Бульба.
— Потому что лучше, потому и надел — ответил ему корчмарь Янкель.
— Так это выходит, он, по-твоему, продал Отчизну и Веру. (Тарас)
— Я же не говорю этого, чтобы он продавал что; я сказал только, что он перешёл к ним.
— И ты не убил тут же на месте его, чёртова сына, — вскричал Тарас.
— За что же убить? Он перешёл по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешёл».

Благодаря Николаю Гоголю мы явились свидетелями диалога между горячим патриотом Тарасом и «безродным космополитом» Янкелем, и увидели - как легко можно оправдать предательство. Прав патриот Тарас Бульба, и гнев его праведен, но вникните в еврейскую логику Янкеля — ведь и среди нас часто с мудрым видом говорят: «рыба ищет – где лучше, а человек – где лучше» и обычно никто этот постулат, как аксиому, не оспаривает.

Сразу ассоциативно возникают понятия об относительности и знаменитый надменный и насмешливый вопрос римского прокуратора Понтия Пилата: «Что есть Истина?»…

казак22.jpgОднако, не всегда люди руководствуются принципом корысти и выгоды… Но, тогда под Чудново, этот принцип сработал и привёл к трагедии многих тысяч русских людей. Ночью прошли успешные тайные переговоры польских военоначальников и вышеназванных казацких предводителей. Юрий Хмельницкий и казачий полковник Тетеря перешли на сторону Польши и присягнули польскому королю. Утром русская армия оказалась в полном окружении из-за предательства казаков. И была вынуждена сдать оружие и сдаться в плен.

Поляки решили поступить якобы благородно и одновременно коварно — безоружную русскую армию отпустили домой, в Россию. Коварство состояло в том, что они знали предприимчивых казаков и татар и были уверены, что они не откажутся от такой добычи, обязательно нападут на возвращающихся безоружных русских и продадут своих единоверцев и сородичей из России в рабство. Так оно и вышло. Только самая ленивая казацкая шайка этим не воспользовалась. Огромное количество пленных русских казаки продали в рабство татарам и туркам, а те перепродали их дальше. Цены на рабов на средиземноморских рынках опять рухнули вниз. Предводитель русской армии Василий Шереметьев провёл в плену у крымчаков, как ценный политический пленник, в тяжелых условиях более 20 лет и умер в плену в 1682 году.

Если посчитать все людские и материальные потери российской стороны во всех сражениях, то желание Алексея Романова вернуть Восточную, Левобережную Украину в состав России обошлось очень дорого. Но Польше история с запорожскими казаками обошлась ещё дороже. Кроме того, в этот период Россия сильно ослабла по причине внутреннего раздрая (когда Ватикан через подконтрольного константинопольского митрополита и агентуры из «иезуитов, бессерменов и жидовских обрезанцев», играя на «папоцеразме» и «цезаропапизме» русского царя и «папоцезаризме» московского метрополита, обещая «константинопольский трон», начал проводить криптокалическую «религиозную реформу»прим. ред.). Так Алексей Михайлович «Тишайший» вместе с Никоном запустили процесс разрушения Русского православия, приведший к Расколу и преследованию «старообрядцев». В этой ситуации московская власть искала способ заключить мирный договор с Польшей.

 

казак19.jpgИЗМЕНА ПОЛЬШЕ И ПЕРЕХОД ПОД ВЛАСТЬ ТУРЕЦКОГО СУЛТАНА

Польша в ходе многолетних войн со Швецией и Россией также была очень ослаблена: потеряла треть населения и огромные ресурсы, и также не желала воевать и была готова заключить перемирие с Россией. К тому же в Польше в 1662 году вспыхнуло сильное восстание под предводительством шляхтича Любомирского, грозившее превратиться в гражданскую войну. И Россия и Польша находились в одинаково тяжёлом положении, будучи втянутыми запорожскими казаками в войну, которую оба государства не хотели продолжать до изнеможения. Обоим необходимо было найти какой-то приемлемый выход, чтобы с достоинством и пользой выйти из ситуции. Задача была сложной, но её решение ускорила очередная надвигающаяся беда и инициатива одного мудрого русского человека.

Запорожским казакам мирно в своих станицах и хуторах не сиделось. С бедной Польшей и бедной Россией им стало не интересно, и они решили покинуть обоих, и в первую очередь нарушить подписанный гетманом Выговским договор с Польшей. Гетман Дорошенко с казаками в 1663 году приняли очередное решение уйти из Польши в Османскую империю под Турецкого султана, попросить его подданства, и султан их принял.

Это решение гетмана Дорошенко привело к многочисленным трагическим последствиям. Из всего того, что мы выше наблюдали, очень сомнительно, что запорожские казаки написали турецкому султану хотя бы одно шутливое письмо, которое мы помним по известной картине И. Репина. А вот то, что они писали ему много серьёзных любовных писем, в которых клялись ему в любви, дружбе и верности - это факт бесспорный.

Турецкий султан хорошо знал запорожских казаков и им не верил, поэтому потребовал от них гарантию верности. Казаки в качестве гарантии верности послали султану жизнь сына знаменитого гетмана атамана Юрасика Хмельницкого в качестве заложника, которого турки, как ценный залог, заточили в своей столице в крепостной башне, а через несколько лет султан Мухаммед IV провозгласил его гетманом Правобережной Украины.

После гетмана Дорошенко новый гетман Иван Брюховицкий вместе с православным митрополитом Мифодием также поддержали переход запорожских казаков под султана. Но переход под турецкого султана означал большую вероятность вовлечение в войну против сильно ослабленной Польши и России мощной Османской империи. И если бы очередной раз спровоцированная казаками огромная турецкая армия вместе со своими крымскими татарами двинулась бы на Россию или Польшу, то обеим славянским государствам большой беды было не миновать.

 

казак30-3.jpgРОССИЯ И ПОЛЬША ПРОТИВ КАЗАКОВ

В это время в России нашёлся мудрый боярин по фамилии Ордын-Нащёкин, который предложил царю Алексею Романову провести переговоры с Польшей по поводу не только прекращения войны и подписания мира, но и чтобы окончательно разобраться с запорожскими казаками, ради возможности объединения против угрозы со стороны Турции. Поляки тоже проявили мудрость, убрали свой шляхетский гонор, и обе стороны пришли к дружному выводу - что запорожские казаки «достали» обе стороны и что с ними необходимо кардинально разбираться совместно.

Переговоры шли с 1664 по 1667 гг., долго утрясая спорные моменты и согласовывая взаимные интересы. Подписание договора резко ускорило вспыхнувшее ранней весной 1667 года в России восстание казаков на Дону под руководством Степана Разина. В этом же году польская армия под предводительством гетмана Яна Собесского одержала победу под Подгайцами над объединенными армиями казаков и татар. И в деревне Андрусово (на Смоленщине) без руководства украинских казаков в 1667 году было подписано двухстороннее мирное соглашение сроком на 13,5 лет – Андрусовский договор, который нетрудно найти в интернете. По этому договору Запорожская Сечь переходила под совместное российско-польское управление:

«Запорожским Козакам быть в послушании обоих Государей… дозволяя всякому из них свободное своей веры исповедание; также вновь городов не строить и с поселений никуда людей не водить».

По этому договору Польша отказывалась претендовать на Смоленскую и Северскую земли, черкасская территория была поделена по Днепру: слева — русским, справа - полякам; а находящимся на правом берегу большим прекрасным городом Киевом обе стороны решили владеть и управлять поочередно по графику — первые 2 года русские, затем 2 года поляки и т.д. Гетмана Запорожской Сечи Брюховецкого обе стороны оповестили о решениях Адрусовского договора только через полтора месяца, поставив перед фактом. Казаки тогда, а теперь «оранжевые» и украинские националисты возмущаются, что со стороны России и Польши это было нарушением предыдущих договорных условий с казаками, «забывая» о решении казаков на Корсуньской Раде.

 

казак5.jpgОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ЗАЩИЩАЕТ СВОИХ ПОДДАННЫХ И ТЕРЯЕТ ИХ

Российско-польский договор 1667 года ущемлял права казаков – подданных Османской империи. Поэтому неудивительно, что султан Мухаммеда IV решил отомстить с помощь огромной 120-тысячную армию. Географически первой на её пути была Польша. Когда османская армия на Украине соединилась с армией казаков, то эта объединенная сила в мае 1672 года легко разгромила пропольского казачьего гетмана Михаила Ханенко, укрепленнного польскими отрядами, и затем стала захватывать и грабить города правобережной Украины, дойдя до Львова, и взяв его в осаду. Полякам пришлось предложить мирные переговоры на непростых для себя условиях, попросту – откупиться, чтобы спасти Львов. Но турки не уходили, и продолжали грабить Польшу совместно с казаками.

Вскоре поляки собрали сравнительно небольшую 50-тысячную армию, но состоящую из закаленных в многочисленных сражениях воинов во главе с талантливым полководцем коронным гетманом Польши Яном СобесскимРокоссовским» того времени), которая в 1673 году под Хотином в затяжной сече каким-то чудом нанесла сокрушительное поражение в 3 раза превосходящей армии турок и казаков. После этой значимой победы в 1674 году Собесский был избран королём Польши (Ян III).

Но поляки в результате этих событий понесли большие потери и были сильно ослаблена, поэтому измученной войнами Польше было уже не до Киева, от управления которым по Андрусовскому договору она отказалась в пользу России.

казак27.jpg

Несмотря на поражение под Хотином, угроза повторного вторжения армий Османской империи, которая согласно договорам с гетманами Дорошенко и Брюховецким продолжала претендовать на Западную Украину, сохранялась. И даже несмотря на победу объединенного московского и казачьего войска над объединенной турецко-казачей армией в 1678 году, в 1679 году был осуществлен довольно жестокое принудительное переселение населения правобережной Украины через Днепр на левобережную – чтобы отбить у султану желание осуществлять очередной военный поход на претендуемую территорию.

Окончательно угроза была снята после сокрушительного разгрома огромной турецкой армии объединенной европейской армией под общим руководством польского короля Яна Собесского в 1683 году в большом сражении под Веной.

А в 1686 году между Россией и Польшей, между двумя братскими славянским народами был подписан знаменитый «Вечный мир» и затем было совместное участие во главе с Петромв Северной войне против Швеции. Но история на этом не завершилась. «Приключения» в отношениях России и украинских казаков уже под предводительством гетмана Мазепы продолжались.

 

казак20.jpg4. МЕТАНИЯ ГЕТМАНА МАЗЕПЫ

ДВОЙНАЯ ИЗМЕНА: ВНАЧАЛЕ ПОЛЬШЕ, ЗАТЕМ РОССИИ

Эта история связана с войной России со Швецией (Северная война), с Петром I и гетманом Иваном Мазепой (1633-1710), который в критический момент войны предал Россию, Петра I и переметнулся с казаками на шведскую сторону.

Иван Мазепа или Ян Мазепа–Коледынски родом из польской шляхты греческого вероисповедания. Успешно закончил учёбу в Иезуитском коллегиуме в Варшаве, в совершенстве знал польский язык и латынь. Затем, как способный к наукам молодой человек, за деньги польского короля получил дополнительное образование в Голландии, Италии, Германии и Франции, соответственно хорошо знал языки этих стран (этот метод обучения и «создания элиты» затем использовал Петр I).

Любимой книгой Мазепы была книга первого европейского политтехнолога Николо Макиавелли «Государь», изворотливость которой он усвоил досконально, и до конца жизни ею пользовался в своих многочисленных интригах и «маневрах».

Вернувшись в Польшу, Мазепа сделал неплохую карьеру при польском короле. За заслуги перед Польшей был награжден королём Августом Сильным почетным высоким орденом Белого Орла. Но когда гетман Дорошенко предал Польшу и перешел к османскому султану, то Мазепа также предал Польшу и перешел к гетману Дорошенко, то есть – под турецкого султана. Когда в 1674 году он вёз в Османскую империю султану в качестве гаранта казачьей верности 15 гартных казаков – заложников, то в пути был захвачен в плен казачьим отрядом конкурирующего гетмана Самойловича, сторонника России. Фактически плена не было, Мазепа стал служить Самойловичу и, благодаря его связям, познакомился с сестрой Петра IСофьей и её фаворитом князем В.В.Голицыным.

С приходом к власти в России Петра I, Мазепа успешно нашёл с ним общий язык, вошёл в доверие, став его старшим товарищем – учителем и советником. В 1700 году Мазепа был награжден Петром высшим орденом Андрея Первозванного. В результате его интриг против гетмана Самойловича, фактически предательства, и его свержения, Мазепа был избран вместо него в 1687 году гетманом левобережной Украине. Вероятно, в результате его жесткого стиля управления и алчности (Мазепа стал богатейшим человеком в Европе, владея 19 654 дворами крепостных крестьян в Украине и около 5 тысяч дворов на юге России, в сумме около 300 тысяч душ), в 1692 году против него вспыхнуло восстание части казаков, которое Мазепа успешно подавил.

На посту гетмана Мазепа добился объединенияе в 1704 году левобережной и правобережной Украины.

Во время Северной войны, вероятно, неверно оценил её перспективы и переоценил «жандарма Европы» - Швецию, с 1706 года повёл тайные переговоры с её королём. И в 1708 году перед знаменитой битвой под Полтавой предал Петра I и Россию, и метнулся с казаками к шведам. После разгрома шведов Мазепа бежал к своему старому покровителю в Османскую империю.

Ошарашенный неожиданным предательством Петр I буйно негодовал. К тому же за год до этого по его решению жестоко пытали, как злостных клеветников, и затем казнили двух казачьих атаманов, которые предупреждали его лично об измене Мазепы, но Петр не поверил и погубил своих доброжелателей. Петр заочно вручил Мазепе символический орден предателя – орден Иуды, а затем в стиле черных колдунов совершил символическую казнь чучела Мазепы. А РПЦ предала его душу проклятью – анафеме.

В связи с этими события стоит отметить, что легший в XXI в. под США президент суверенной Украины В.Ющенко просил иерархов РПЦ снять анафему с Ивана Мазепы, вдруг ставшем у недоброжелателей России героем.

Из-за предательства Мазепы сильно пострадали запорожские казаки. Войска Петра 11 мая 1709 года захватили Запорожскую Сечь, а из большого числа пленных казаков казнили 155 казаков, в том числе 26 атаманов.

Через год после этих трагических событий за пределами Украины – в Бендерах в качестве политических диссидентов и борцов с Россией собралось несколько единомышленников Мазепы под предводительством Филиппа Орлика, которые провозгласили «Пакты конститута законов и вольностей Войска Запорожского» (так называемая – Конституция Орлика). Практического значения эта инициатива не имела.

Не жаловали в ХVIII в. любовью и «птенцы гнезда Петрова» – фавориты Екатерины I и Анны Иоановны: Миних, Остерман и Бирон. Часть запорожских казаков ушла от преследований на вольный восток – к казакам на Дон и на Волгу.

 

а5.JPGЛИКВИДАЦИЯ ГЕТМАНСТВА И КАЗАЧЕСТВА

Но там вольница длилась недолго – до правления немки Екатерины II, которая в 1764 году ликвидировала институт гетманства. А в июне 1775 года российские войска под командованием генерала Такелия окружили Сечь, пленили казаков и полностью их разрушили. Указом Сената от 29 июля 1775 года казаки как понятие и каста были ликвидированы - они были записаны крестьянами и мещанами. Таким образом, перестало существовать запорожское казачество.

Если рассматривать положение трёх славянских соседей - украинцев, русских и поляков (а можно рассмотреть и 4-х – ещё белорусов), то к августу 1775 года перестала существовать не только казацкая Сечь, но и государство Польша, осталась только Россия.

Но с конца ХIХ века начинается уже другая история, связанная с «национальной интеллигенцией» (в первую очередь, подпитываемой извне – прим.ред.).

 

окончание следует


ПУБЛИКАЦИИ

Слово на Праздник Пасхи

Христос воскресе!

Пасха Христова возвещает не просто победу над так называемой естественной смертью. Ибо по самой сути своей человек определяется тем, какие у него отношения с Богом, образом Которого он является.

Оттого что отношения с Богом могут быть ложными и отношения с людьми — разрушительными, мы можем свидетельствовать также, что бывает жизнь, которую на самом деле невозможно назвать жизнью, но выражением смерти. Человечеству известен этот печальный опыт: есть дела и люди, которые сеют повсюду смерть.

Подробнее...

Христос – мой ближний.

Бог, избавляющий меня от ненавидящих моих друзей,

Скажи кто ближний мой? Мои друзья, мои враги, их должно возлюбить.

Нетрудно скрыться от врагов, в пустыню убежать, но ближние достанут там,

Они родные нам, они нам сделают всё то, за что любить нельзя,

Подробнее...

Содом в головах и сердцах гиенЧиКов – партии вечного и неугасимого огня.

            На радио «Радонеж» некий иерей Генчеков весьма одобрительно отозвался о распятии восставших армий Спартака и повешении крепостных крестьян армии Пугачёва. Он сказал, что это слова Христа процитировав Его: «Рабы во всём повинуйтесь господам вашим», а они… по делам и получили.

Подробнее...

Крест – спасение Христово и свинство змеи. Разбойники и блудницы.

            На Страшном Суде выяснится, что спастись можно было легко и просто. Христос скажет нам, что когда Я был нищ, наг, голоден и сидел в темнице, то вы накормили, одели и посетили Меня. Раз вы это сделали тем, кого левиафан, цари и псари гнали и кусали, то значит это сделали Мне. Христос не скажет нам: - «Сын мой, ты верно служил царю, и сделал из царя бога, а значит служил Мне.

Подробнее...

Покаяние синедриона ТВ как хуление Христа и сигаретка. И Богу свечка и чёрту кочерга.

      Россия в 1988 г. отпраздновала 1000 лет своего Крещения и в 1991 г. началось можно сказать IIКрещение Руси. Храмы наполнились верующими, но очень скоро духовное возрождение стало остывать. Многие христиане бывают в храме лишь дважды, первый раз при своём крещении и второй при своём отпевании. Они утверждают, что Бог не в церкви, а в их душе. Поэтому можно сказать, что они творят «Христа» по своему подобию. Пропасть между населением и Богом продолжает расти и углубляться.

Подробнее...

Неисповедимы Пути Христовы и дивен Бог в святых своих. Побег из малины мира сего.

            Как появляются святые? Основатель русского монашества Св. Антоний Печерский пришёл с Афона, и никто из его учеников не написал о нём никакого жития и такое возможно только в случае строжайшего запрета Св. Антония писать о себе что-либо. И монахи были вынуждены выполнить своё обещание, можно только предполагать – дело в том,

Подробнее...

Байки о белом царе, как зеркале всякой смуты.

            Вера в сказки, что придумывают сами же поверившие в них – в этом греховность падшего человечества. Начало сказкам о Николае II положила белая эмиграция, что не хотела каяться перед Богом – сказать достойны мы приняли по делам нашим, а вместо покаяния выставляла Господу счета за оплату своих страданий. Капиталисты и монархисты веровали в Бога не больше чем большевики. Просто дети сатаны,

Подробнее...

Двойной капкан. Достойное мы получаем по делам своим.

            Николай II, все его считали слабохарактерным и вздорным, а он был типичным немцем на троне – ледяной, стальной, но страстный (в Гатчине перестрелял почти всех ворон и котов – почему не вальдшнепов и медведей? – времени не было, такая эрзац-охота). Охота была страсть всех дворян России – певцы природы и птичек Иван Тургенев и Лев Толстой вели учёт своих трофеев.

Подробнее...

Власть капитолийской волчицы под маской.

            Возлюбить ближнего своего как самого себя. Любит ли человек самого себя? Никак, человек враг самого себя. Жизнь грешного человека – это сплошное самоубийство, готовность убить любого ради прибыли своей. Как может возлюбить других тот, кто и себя ненавидит, делая грехи? Без первой заповеди – «Возлюби Господа своего всем сердцем и разумением своим».

Подробнее...

Революция ЧеКа-Го: «ущипни и сдохни».

            В те времена далёкие, когда на земле не было никакого порядка и каждый делал что хотел: «Когда банда пьяных парубков угнала авианосец «Крым»», но не могла пришвартовать его ни в степях Украины, ни в горах Карпат, а правил в Новораше железной рукой Юрий Долгорукий – жил был король когда-то, при нём блоха была, родней родного брата она ему была.

Подробнее...

Патриарх кортика, кочертика и русской смуты.

            Толпа епископов робко жалась и мелко дрожала – они пришли к императору Петру I печаловаться – чтобы царь вернул им патриарха. Налитые кровью глаза Петра I бегали как пьяные москиты – он визжал и вопил, махал кортиком перед глазами отцов и наконец намахавшись стукнул себя в грудь кулаком – вот вам патриарх и приложив к груди кортик закричал – а вот вам и крест.

Подробнее...

Империя серых волков князя мира сего Потёмкина.

            Екатерина II был не в духе: утром сдох её любимый пудель Карп – так она назвала его по имени негоцианта из Любека, что его подарил. Карп вёл дела с размахом, получил российское гражданство и даже стал бароном. Доклад петербургского полицмейстера, что доложил, что задержана контрабанда это самого Карпа, она не слышала и невпопад сказала, а из Карпа чучело набить и в три дня представить – полицмейстер в недоумении переспросил, но государыня цыкнула строго так, что он откланялся. Он взял караул и пошёл во дворец к барону смутно думая, как из него готовить чучело. Барон знал о задержании контрабанды встретил его пачкой ассигнаций, на которые полицейский даже не глянул, а изложил суть событий коротко,

Подробнее...

«Общество ресурсов небесных» (ОРН) владыки Иллариона и дрим-дрянь, сон покаяния дьяка Андрея.

            Митрополит Илларион призвал о. Андрея Кураева изменить своё отношение к священноначалию, а суд епархии усмотрел в заявлениях дьяка «Признаки хулы на церковь» (?) (может быть это в осуждение «голубого лобби» епископов) и изверг дьяка из сана. Илларион посоветовал о. Андрею подать апелляцию во Всемирную лигу сексуальных реформ (отослал его к Остапу Бендеру и Паниковскому из романа «Золотой телёнок»). Неожиданно за о. Андрея вступился Путин – «Кто обзывается – тот сам так и называется» - т.е. отправил Иллариона на покаяние в Лигу сексуальных реформ, а Путин всегда и во всём прав. На суд в Синедрион о. Андрей не пошёл видимо, вспомнив о сожжённом в Констанце в 1415 году Яне Гусе (хотел увести Чехию в православие,

Подробнее...

Игра престолов «Лиги сексуальных реформ» владыки Иллариона Организации религиозных наций (ОРН).

            Отправляя о. Андрея Кураева на перевоспитание в ад (Лигу сексуальных реформ) – огонь вечный и неугасимый, Владыко процитировал Евангелие («По тому узнают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь»), а «антиевангелие» Ильфа и Петрова, «Золотой телёнок» и «12 стульев» поскольку они неделимы). В какой-то мере это книга ироничного обличения грехов (как и «Мёртвые души» Гоголя) и в ней нет планов спасения человечества (Христос говорит: - «Без Меня не можете творити ничесоже.), но в ней есть самоирония – не увидев свою душу нельзя будет спастись. Авторы, два друга еврея покинули Хедер и злого бога Иегову, чтобы уйти в революцию к счастью – доброму богу Феликсу – стали чекистами, но удачно сбежали и из этой мясорубки в литературу.

Подробнее...

«С огромным уважением и благодарностью чтим подвиг народов России»

По поручению Оргкомитета проекта «Русский доброволец» одним из его координаторов В.Е.Хомяковым направлены письма в ряд республик «постсоветского» пространства, за которые сражались в разное время русские добровольцы. В письмах содержалась информация о Проекте и просьба выразить своё к нему отношение. Первый ответ уже поступил из республики Южная Осетия, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба Оргкомитета проекта «Русский доброволец».

Подробнее...

Д.м.н. Александр Редько: «Мы должны объяснить людям что вакцина от мутирующего вируса не может дать стойкого иммунитета»

Проповедь апостола Иуды, почти погибшего.

    Христос сказал – «Лучше бы человеку сему не родится». Но Господу служат все – и бесы, что веруют и трепещут, и камни, которыми побивают пророков, а потом из них строят для них гробницы. А Господь даже может и из этих камней сделать детей Авраамовых и не оставить камня на камне в Храме, что выстроил Ирод. Можно бесноваться, но Бога нельзя оскорбить, с Ним можно только воевать, но Христос непобедим – всё это только собирание камней и горящих углей на свою дурную голову, потому, что грех – это прежде всего убийство себя, а никак не сладость. «Горе вам, когда будут говорить о вас хорошо» - в Иуду же вот уже как 2 000 лет бросают камни и никто не скажет о нём доброго слова.

Подробнее...

Господь и князь. Выбор жизни и смерти. Зачем мятутся народы?

    Один экономист сказал: - «Экономически мы можем рассчитывать только на Бога», при этом учёный заметил: «Наука стоит на Боге». Полководец убеждён, что в сражении можно рассчитывать только на Господа Бога. И только лишь один богослов сослался на науку философию и всех её чертей. Так уклоняющиеся ко лжи лгут на стоящих в Истине, что те уклонились от Бога, ибо, по их мнению, Бог там, где выгода.

Подробнее...

Стартовал общественный проект «Русский доброволец»

Создана и провела своё первое заседание инициативная группа нового общественного проекта «Русский доброволец»

11 марта 2020 г. в Москве была создана и провела своё первое заседание инициативная группа нового общественного проекта «Русский доброволец»

Поводом для её создания стал проведённый недавно вечер памяти русских добровольцев, героически сражавшихся 12 апреля 1993 года в Боснии на высоте Заглавак (организатор вечера – Общероссийское общественное движение «Народный Собор» при поддержке Союза писателей России).

Подробнее...

Апокалипсис, Атлантида и Содом – гибель богов. Сгоревшие и восставшие.

   Гомер создал Трою. Поэт творил в VIII веке до н.э. (но точно неизвестно), а Троя горела в XV веке, прошло 700 лет. Неизвестно ничего, но он создал образ троянцев. В V веке стали искать самого Гомера. Правитель Писиситрат потратил много денег, чтобы не найти ничего – неизвестно где он родился, когда жил и тогда его нарисовали слепым старцем.

Подробнее...

Дзержинский на Лубянке на страже мира и безопасности.

    Возобновились вечные споры о восстановлении памятника Дзержинского. Скорее всего это надо для того, чтобы ещё больше разделить народ и этим снизить распространение коронавируса или просто для веселия в карантине. Возможно, что и замешена политика. Если приедут китайские инвесторы и посмотрят на Железного Феликса, то скажут – «О! нам сюда». Россия раскаялась в грехах либерализма, Ленин и Сталин правы, а Феликс – «счастливый» - птица счастья и удачи – вечный Феникс, который возродился из пепла.

Подробнее...

Философия – это змея Гигиена, служанка богословия и овца среди волков.

       
 В
IV-V веке в Византии было время Вселенских Соборов, что в основном выработали Символ Веры, борьбы с ересями, осуждение Несторианства, арианства, монофизитства и монофелитства. Можно назвать это было славное время святых. Но дьявол, дух злобы не спит, он не только придумывает ереси, но и распространяет плевелы. И когда лучшие святые бойцы их выдёргивают, то вместе с плевелами выдёргивает и пшеница. Ожесточение в спорах укрепляет заблуждения и открывает ящик Пандоры.

Подробнее...

Кульбиты дьявола и философии: грех – то, что мешает властям, а святость – то, что помогает.

    Платон помирил и соединил всех – элиту уверил, что Страшного Суда нет, греха тоже, грех — это то, что мешает власти, а святость то, что власти полезно. Богов Олимпа, таких энергичных и смешных, постоянно дерущихся – тоже нет, есть всего лишь целесообразность, переселение душ и бесхозные энергии природы, которыми можно завладеть через кражу Прометеем огня или выведав пароль.

Подробнее...

Явление антихриста – самого человечного человека – главное, это быть главным.

    
     Антихриста ищут, ибо жизнь праздная и пресная жаждет игры и развлечений. Человек греха любит смерть, он безумен и болен и черти тянут его к себе в ад, при этом они обещают ему там веселье в карточной игре Эроса и Танатоса (секс и смерть, страх и трах). Но антихриста нельзя найти, потому что как Царство Божие есть уже внутри вас, так и ад может гореть в вашем сердце – это чёрный огонь всепожирающей злобы.

Подробнее...

Антихрист – война иудейская и русская. Черти не берут в плен живых.

     Христос сказал – «Меня вы не принимаете, но, когда иной придёт во имя своё – его приимете» - это было сказано об антихристе, который так интегрируется в нас, что станет родным и желанным. Антихристов много во всех странах и во все времена. Когда Ленин умер, Горький назвал его самым человечным человеком – проще говоря антихристом, который везде, но его нельзя назвать вездесущим, т.к. сути у него нет, это болезнь гениев, в душу которых влезает змея мания и устраивает там производство змеиного трупного яда – вируса.

Подробнее...

Дети капитолийской волчицы и тайны одного публичного дома.

     Если читать древнюю историю Рима не аллегорически, а буквально, то можно узнать о современной политике, которая пошла от Ромула (это как бы такой Каин, что убил своего брата Рема. И убил он его не просто, а за дело). Ромул закладывал город, его стены, а Рэм перепрыгнул через строящуюся стену, т.е. совершил магическое действие, в результате как бы стены становятся доступны врагам. А ещё если при строительстве нового города необходимо было принести в жертву бесам человека, тогда они как бы будут этот город «хранить».

Подробнее...

Опера ЧеКи «Пилорама» и проект Навальный – «Конец агента».

            Как сделать так, чтобы врали не врали, а змеи не шипели? На спецполигоне ЧеКи обратились за советом к оракулу тов. Дзержинскому. Железный Феликс сменил свою диспозицию, для того, чтобы быть ещё более полезным. Феликс посоветовал обратиться к истории, что как известно всегда повторяется, но сначала как трагедия, а потом как фарс.

Подробнее...

Дары Христа и ярмо дьявола.

            Все, кто приходит ко Христу не ради Него, а только для того, чтобы командовать легионами ангелов, непременно приходит к дьяволу. Работники в притче "О виноградарях" не хотят получать поровну – хозяин виноградника выдаёт всего лишь по динарию, но большевики хотят больше, ведь Бог им задолжал. Работники первого часа хотят преимуществ перед работниками часа последнего. И видимо поэтому римские папы ввели понятие сверхдолжные заслуги. Господь даёт своим святым свободное общение с Собой, столько сколько сможешь, а это не легко.

Подробнее...

III Рим и III пол – резиновые бабы империи Фаберже.

       Это был воскресный день, но мусора не отдыхали – дьяволята, чертенята, бесенята, сатанята – четыре демонократические партии огня, воздуха, земли и воды бросали в топку Вавилонской печи полена – это были обращённые в веру Феликса (фарта) бывшие люди – игроки. Печь давала чёрный дым славы-тьмы, что стояла над землёй, а «Гаднаш» поддавал газ. Пандемия гаджета косила людей как солому, брикеты которой забрасывались в топку крематория и ни одного зерна – одни плевелы.

Подробнее...

Пандемия святости в Хане Новорашской, стране ЧеКа-Го. Литургия неверных и безверных на лаже малины нашей, без которой нам «нежить».

          По сообщению радио «Радонеж» один благочестивый епископ отправил во Францию в винную лабораторию сорта российского церковного кагора на котором в храмах служат литургию. Экспертиза нашла там воду, спирт, сахар и никаких признаков вина. Причастие на лжи, а дьявол ведь кроется в деталях. Где же мы живём? – Сладко жить народу на Руси святой и кудряво. Куда смотрит Росхреньнадзор?

Подробнее...

Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика