Главная

Покойники прогресса

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Как советских граждан приучали к крематориям

379 трупов уничтожила печь "Металлург", установленная в первом советском крематории, который функционировал с 14 декабря 1920 по 21 февраля 1921 года. Эту цифру трудно соотнести с шумихой вокруг кремации как таковой. Кремация ассоциировалась с прогрессом и стояла в одном ряду с всеобщей грамотностью, равенством избирательных прав и другими заманчивыми идеями. Но реализовать проекты всеобщей кремации оказалось куда труднее, чем, например, идею всеобщего начального образования. Выяснилось, что люди куда легче позволяют экспериментировать над детьми, чем над покойниками.

 

АЛЕКСАНДР КРАВЕЦКИЙ

 

Европейская мода

 

Европейская традиция ассоциирует погребение в земле с христианством, а сжигание трупов — с нехристианскими культами или просто свободомыслием. С исторической точки зрения это вполне оправданно. Когда археологи, раскапывающие древнее поселение, обнаруживают в какой-то момент, что в захоронениях преобладает уже не пепел, а кости, они делают вывод, что этот народ принял крещение. Христианское ожидание воскресения мертвых заставляет видеть в теле каждого покойного ценность, которую не следует сознательно уничтожать. О тождестве воскрешенного тела с земным телом человека писал, например, блаженный Августин. В 785 году Карл Великий под страхом смертной казни запретил сжигание трупов, объявив его языческим обычаем. А как показывает опыт, в подобных вещах жесткий указ светского правителя имеет куда больший вес, чем мнение богословов. Сожжение допускалось только для совсем уже безнадежных грешников — колдунов, ведьм, еретиков, причем сжигали, как известно, не только мертвых.

Постепенно отношение к сожжению трупов менялось. Во время массовых эпидемий трупы сжигали, чтобы предотвратить распространение инфекций. Стали даже появляться книги, оправдывающие такой способ погребения. В XVII веке появился трактат, написанный Маттиа Нальди, личным врачом папы Александра VII, где, в частности, говорилось: "Никоим образом не следует рассматривать достойным отвращения трупосжигание, каковое чтилось в продолжение многих столетий. И это тем более, что кости и пепел, которые остаются, могут сохраняться достойным образом в освященных местах, где ведь и так ничего не остается, как только кости и пепел. Между сжиганием и преданием земле не существует другой разницы, кроме той, что сжигание уничтожает трупы более надежно, чем это совершает с большей опасностью время". Конечно, трактат личного врача римского папы нельзя считать официальным документом, но он, несомненно, выражает какую-то полуофициальную позицию.

Публично объявить о возможности нарушить запрет Карла Великого решился германский император Фридрих Великий, предписавший кремировать его, если он, Фридрих, будет убит в военном походе. Идею германского императора подхватила революционная Франция, где "огненное погребение" было узаконено на государственном уровне. В Париже даже начали строить крематорий, но политическая ситуация изменилась, стройку остановили, и в памяти потомков Французская революция ассоциируется скорее с гильотиной, чем с кремацией.

Французские декреты о кремации произвели на общество куда меньшее впечатление, чем сожжение лордом Байроном тела его друга поэта Шелли, который утонул, отправившись в плавание на яхте. Имена двух харизматичных поэтов сделали свое дело, и пропаганда "огненного погребения" быстро превратилась в излюбленное развлечение фрондирующих интеллектуалов. Среди высказавшихся по этому модному поводу были Гете, Шиллер, Якоб Гримм — тот даже выступил в Берлинской академии наук с докладом о преимуществах кремации. Медиков занимал гигиенический аспект вопроса, инженеров — конструкция печи, а романтически настроенная молодежь рассуждала об огне, смерти и очищении. В 1874 году Фридрих Сименс разработал первую кремационную печь, которая в дальнейшем стала прообразом всех аналогичных устройств, а двумя годами позже в Милане задымила труба первого крематория.

"Не догмат, а обряд..."

 

Созданный И. А. Фоминым проект первого советского крематория больше соответствовал реалиям Города Солнца, чем послереволюционного Петрограда

Созданный И. А. Фоминым проект первого советского крематория больше соответствовал реалиям Города Солнца, чем послереволюционного Петрограда

 

 

Модная идея "огненного погребения" дошла до России довольно быстро. Произошло это вскоре после реформ Александра II, которые всколыхнули общественную жизнь страны. Создавались многочисленные объединения, которые боролись за те или иные преобразования. Реформаторские идеи поражали разнообразием, споры шли обо всем — от модернизации орфографии и календаря, введения всеобщего избирательного права и восстановления патриаршества до новаций в правилах грудного вскармливания, повсеместного перехода на эсперанто и запрета корсетов. И идея "огненного погребения" находилась в ряду романтических прожектов и имела своих пламенных адептов. В ней видели одно из средств европеизации традиционного российского быта.

Считается, что первый в России доклад о кремации прозвучал в 1899 году на собрании Российского общества архитекторов. А авторами первых русских тематических публикаций были инженеры. Например, инженер Московской городской управы Иван Лавров в 1906-1907 годах совершил поездку по крематориям Европы, результатом чего стала книга, посвященная их устройству и технологическому оснащению. Прямой пропаганды кремации в книге не было, но были хорошие фотографии и описания, свидетельствующие об экономичности и гигиеничности "огненных похорон". Пытаясь говорить бесстрастным научным языком, автор называет крематорий трупосжигательной станцией, что ассоциируется не с погребением, а скорее с мусоросжигательным заводом.

 

Построенный в 1927 году московский крематорий в течение двух десятилетий оставался единственным крематорием на территории СССР

Построенный в 1927 году московский крематорий в течение двух десятилетий оставался единственным крематорием на территории СССР

Фото: РИА Новости

 

Излишне напоминать, что российское законодательство не предусматривало такой процедуры, как кремация. Исключения допускались лишь из страха перед смертельно опасными болезнями. Так, в 1878 году сожгли трупы умерших от легочной чумы во время эпидемии в Ветлянке (Астраханская область), а в 1901-м в Кронштадте были преданы огню тела двух врачей, заразившихся во время работы над противочумной вакциной. Но о полной легализации "огненного погребения" речь, конечно же, не шла.

Придать разговорам о кремации официальный статус пыталась Петербургская городская дума — там была высказана мысль, что городу с высоким уровнем почвенных вод нужен крематорий. Но, как известно, лишь ничтожная часть произнесенного с думской трибуны имеет хоть какое-то отношение к реальности. Какие-то запросы и проекты готовила и Государственная дума, но дальше дело не пошло и здесь. Более практичным было Министерство внутренних дел, составившее в 1909 году законопроект о сожжении трупов. Согласно этому документу, кремация допускалась в тех случаях, если человек выражал желание быть преданным огню после смерти. Такое решение организаторы похорон могли принять и самостоятельно, если не было известно, что покойный был противником кремации. Этот проект вызвал протест Синода. В официальных "Церковных ведомостях" появилась статья, где указывалось: "Если предание наших останков земле вселяет в нас, в согласии с христианским учением, надежду на воскресение, то сожжение тех же останков наводит на мысль о небытии". Однако далеко не все церковные издания заняли столь однозначную позицию. В статье, опубликованной в "Церковном вестнике", прямо говорилось, что предание земле — это "не догмат, а обряд", что обряды, в отличие от догматов, могут меняться и что Синод в своей борьбе против проекта МВД может не соглашаться, например, с санитарной оценкой кремации, но не должен приводить аргументов религиозного плана. В итоге МВД решило не бодаться с Синодом и спустить дело на тормозах.

"Печь была советская, инженеры были советские, покойники были советские..."

 

Кремация стала частью советских ВИП-похорон

Кремация стала частью советских ВИП-похорон

Фото: Эммануил Евзерихин /Фотохроника ТАСС

 

Общественное мнение воспринимало идею "огненного погребения" как антиклерикальную, а то и просто как антирелигиозную. А поскольку большевистские вожди религию, мягко говоря, не жаловали, они заговорили о кремации сразу же после революции. Уже в декабре 1917 года газета "Правда", рассуждая о мерах, направленных на отделение церкви от государства, писала о разрешении гражданских похорон на территории всех конфессиональных кладбищ и о разрешении сожжения трупов. А спустя год Совнарком издал пространный декрет о кладбищах, где говорилось, что мертвые тела можно сжигать в крематориях, и довольно подробно прописывались правила этой процедуры. Кремация допускалась не ранее чем на третий день после смерти. Это правило вводилось для того, чтобы случайно не сжечь человека, впавшего в летаргический сон, однако для представителей конфессий, где требуется быстрое погребение (мусульманство, иудаизм), допускалось сокращение срока. В технических заданиях на постройку первых крематориев фигурировали залы для проведения погребальных обрядов в соответствии с традициями разных вероисповеданий.

Такое не соответствующее времени уважение к чувствам верующих объясняется просто. Введение кремации само по себе было радикальной ломкой традиционных устоев и могло вызвать недовольство населения. И усугублять ситуацию казалось бессмысленным. К тому же трудно себе представить организацию религиозных церемоний в таком советском по духу учреждении, каким должен был стать крематорий. Так что заявления о религиозных обрядах в крематории были просто ничего не значащими словами.

Провозглашенное Совнаркомом право сжигать покойников не создало очередей у гостеприимно распахнутых дверей крематориев, поскольку в Советской России их просто не было. Но характерно, что о сооружении крематориев заговорили раньше, чем, например, об "электрификации всей страны". В начале 1919 года была создана комиссия по постройке крематория в Петрограде. Первоначально планировалось возведение крематория-гиганта с десятком печей и тремя траурными залами. Предполагалось, что революционный Петроград в самое ближайшее время перейдет на поголовную кремацию. Был даже проведен тематический архитектурный конкурс, на который молодой архитектор Иван Фомин представил впечатляющей проект: башня, увенчанная каменным факелом. Однако в связи с отсутствием денег и общей утопичностью концепции дальше проекта дело не пошло, и следующий конкурс был объявлен уже на перестройку под крематорий старого здания бань. Строительство не обошлось без приключений. Выяснилось, например, что техническое задание не оговаривало высоты печи (описанию первой советской кремационной печи "Металлург" посвящена книга, вышедшая в 1921 году), и она не влезала в подвал старого здания, так что все приходилось переделывать и подгонять на ходу. А во время первого испытания взорвался генератор, из-за чего была разрушена крыша и вспыхнул небольшой пожар. Но в конце концов все было сооружено и отлажено — первенец советского крематоростроения заработал. Первое опытное сжигание состоялось в декабре 1920 года.

 

Люди постепенно привыкали к непривычным словам "крематорий" и "колумбарий"

Люди постепенно привыкали к непривычным словам "крематорий" и "колумбарий"

Фото: РИА Новости

 

Экспериментировали на телах скончавшихся от тифа и других болезней. "Желательно было бы,— писал один из экспертов, наблюдавших за первой советской кремацией,— прах первого сожжения сохранить в прозрачной стеклянной урне и поставить на видном месте крематориума как наглядное доказательство удачного сгорания, с одной стороны, и подтверждение полной его гигиеничности — с другой". Была ли принята эта рекомендация, история умалчивает.

Борис Каплун, возглавлявший комиссию по строительству крематория, был известен тем, что приглашал представителей петроградского бомонда посмотреть на горящие тела. Описание подобной экскурсии сохранилось в дневниках Корнея Чуковского:

 

Архитектор-конструктивист Дмитрий Осипов, спроектировавший первый московский крематорий, был там же кремирован и похоронен

Архитектор-конструктивист Дмитрий Осипов, спроектировавший первый московский крематорий, был там же кремирован и похоронен

Фото: РИА Новости

 

""Не поехать ли в крематорий?" — сказал он, как прежде говорили: не поехать ли к "Кюба" или в "Виллу Родэ"? "А покойники есть? — спросил кто-то.— Сейчас узнаю". Созвонились с крематорием, и оказалось, что на наше счастье есть девять покойников. "Едем!" — крикнул Каплун. К досаде комиссара, печь оказалась не в порядке: соскочила какая-то гайка. Послали за спецом Виноградовым, но он оказался в кинематографе... Торжественности ни малейшей. Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скрашивает места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах. ...Печь была советская, инженеры были советские, покойники были советские — все в разладе, кое-как, еле-еле... "Горит мозг!" — сказал архитектор. Рабочие толпились вокруг. Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу: "раскололся череп", "загорелись легкие", вежливо уступая дамам первое место".

Первый советский крематорий функционировал чуть больше трех месяцев — с 14 декабря 1920 года по 21 февраля 1921-го. За это время в нем было произведено 379 сжиганий, причем подавляющее большинство составляли так называемые административные покойники — умершие от инфекционных болезней и кремированные по решению госорганов. На добровольных началах, то есть согласно завещанию, было кремировано лишь 16 тел. Так что говорить об особых успехах пропаганды "огненного погребения" не приходится. Работал объект довольно плохо, часто ломался и потреблял много топлива, поэтому скоро был закрыт. А чтобы не компрометировать идею, крематорию перед остановкой присвоили статус экспериментального, связав закрытие с успешным завершением эксперимента.

"Лишь в СССР кремация доступна всем..."

 

Кремация стала частью советских ВИП-похорон

Кремация стала частью советских ВИП-похорон

Фото: Д. Дебабов/Фотоархив журнала , Д. Дебабов/Фотоархив журнала "Огонек"

 

Следующий крематорий удалось-таки заставить работать в штатном режиме. Под него перестроили церковь Донского кладбища в Москве. Проектировал объект все тот же Дмитрий Осипов, перед которым стояла задача сделать так, чтобы сооружение никоим образом не ассоциировалось с церковью. И действительно, приземистое сооружение с простым портиком и конструктивистской башней ничем не напоминало храм. Однако внутри оставались характерные своды, которые не вязались с внешним видом здания.

Памятуя о технических проблемах петроградского крематория, москвичи решили не рисковать и заказали оборудование в Германии. В январе 1927 года под стрекот кинокамеры был сожжен первый московский покойник. Идея кремации широко рекламировалась. Было учреждено общество любителей кремации, членские билеты которого вручили Сталину, Молотову и Калинину, хотя, как показало будущее, никто из них не завещал предать свое тело огню и кремирован не был. Далеко не все большевики оказались такими же несознательными, как первые лица государства. В колумбарии, размещенном внутри крематория, можно было прочитать немало идеологически выдержанных эпитафий — "большевику-чекисту", "Члену ВКП(б), стойкому большевику и чуткому товарищу" и т. д. Здесь, кстати, находилась и урна с прахом архитектора Дмитрия Осипова, в творчестве которого крематории занимали заметное место. В последовательности ему не откажешь.

Если верить официальной пропаганде, идея кремации торжествовала на всей территории СССР. Изданный в 1930 году путеводитель "Москва безбожная" сообщал, что "Донской монастырь является пионером по части кремации в СССР" и что "лишь в СССР кремация доступна всем". Однако массового характера "огненное погребение" так и не приобрело. По данным на 1929 год, из 30 240 похороненных в Москве было кремировано 5208 (17,25%) и преобладали в этой статистике (65,9%) не энтузиасты-добровольцы, а "административные покойники" (мертворожденные, бездомные и т. п.). Указывалось, что добровольно или по желанию близких кремации подверглись 276 ушедших из жизни коммунистов (статистические сводки их выделяли), 1160 беспартийных взрослых и 340 детей. Среди важных персон, тела которых были сожжены в Донском крематории, обычно упоминают Владимира Маяковского, Максима Горького, Валерия Чкалова.

В постсоветское время выяснилось, что крематорий интенсивно выполнял не учтенные официальной статистикой заказы — здесь сжигали тела расстрелянных и погибших во время следствия. Трупы врагов народа начали кремировать в 1935 году, но с максимальной нагрузкой крематорий работал в 1936-1937 годах. На сегодня известны имена 5065 человек, тела которых привезли на Донское кладбище из тюрем НКВД. Большинство из них было кремировано. Здесь же сжигали и личные вещи погибших. Сопроводительные документы были стандартными: "Директору крематория. Примите для немедленной кремации столько-то трупов", "Прошу принять вне всякой очереди для кремации столько-то трупов"... С такими бумагами в Донской были доставлены в том числе тела Василия Блюхера, Михаила Тухачевского, Всеволода Мейерхольда, Исаака Бабеля.

"Смешили их новые слова — крематорий и колумбарий..."

 

Поэты и футурологи любили слово "крематорий" и использовали его в самых неожиданных ситуациях

Поэты и футурологи любили слово "крематорий" и использовали его в самых неожиданных ситуациях

 

 

Во времена СССР любили шутить, что реклама у нас не способствует продажам товаров, которые и так расхватают, а напоминает гражданам, что тот или иной товар в природе существует. К кремации эта шутка относится в полной мере. То, что в огромной стране действовал только один крематорий, не мешало выпускать книги и брошюры, распространять листовки, вступать в добровольные общества друзей кремации и даже проводить выставки. Вся эта пропагандистская деятельность создавала иллюзию, что крематориев в СССР больше, чем прачечных. В результате про "огненное погребение" знали все. Участники художественной самодеятельности исполняли частушки ("Крематорий открывали,/ Беспризорного сжигали./ Дверь открыли — он танцует/ И кричит: "Закройте, дует!""), обычные граждане рассказывали анекдоты ("Муж несет по скользкой зимней улице урну с прахом жены и, видя дворника, посыпающего тротуар песком, говорит: "Великое дело — крематорий. Теперь можно сыпать под ноги пепел, а от трупа не было бы никакой пользы""). Весьма остроумно. Хрестоматийное воспроизведение городских шуточек про "огненное погребение" есть в "Золотом теленке": "В Черноморске собирались строить крематорий с соответствующим помещением для гробовых урн, то есть колумбарием, и это новшество со стороны кладбищенского подотдела почему-то очень веселило граждан. Может быть, смешили их новые слова — крематорий и колумбарий, а может быть, особенно забавляла их самая мысль о том, что человека можно сжечь, как полено,— но только они приставали ко всем старикам и старухам в трамваях и на улицах с криками: "Ты куда, старушка, прешься? В крематорий торопишься?" Или: "Пропустите старичка вперед, ему в крематорий пора". И удивительное дело, идея огненного погребения старикам очень понравилась, так что веселые шутки вызывали у них полное одобрение".

Однако созданная Ильфом и Петровым картинка относится к области мифологии. Никаких крематориев в провинции не было и быть не могло. Вполне вероятно, что существовали города, во главе которых стояли любители идеи кремации, которые обещали уже в ближайшей пятилетке кремировать избирателей. Но реализовано это нигде не было. Даже в Ленинграде после неудачи эксперимента с крематорием "огненное погребение" не возобновлялось еще очень долго.

Сначала ленинградцы ждали завершения строительства московского крематория, чтобы учесть ошибки москвичей. Потом подробно обсуждали эти ошибки. Дальше объявили архитектурный конкурс, затем еще один. Потом, вдохновившись идеями электрификации, открыли в одной из разоренных церквей электрический крематорий, но этот проект был признан неудачным. А дальше началась война, и идея "огненного погребения" стала казаться недостаточно актуальной. Но неожиданно все переменилось. В 1942 году, когда в блокадном городе скопилось огромное количество незахороненных тел, под кремационную камеру была переоборудована одна из печей расположенного недалеко от линии фронта Ижорского завода, и за четыре месяца там было сожжено 5524 трупа. Понятно, что ни о какой организации похорон в данном случае и речи не было. Сохранились жутковатые воспоминания женщины, которая в те годы работала в охране завода: "Я сама видела, как у цеха стояли в очереди и ожидали разгрузки грузовики с трупами солдат, которых везли с передовой. Туда, в цех, к печам не пускали, нам хотелось все увидеть. Нам было и страшно, и интересно: ведь мы были очень молоды... А поскольку мы были там своими — охрана все-таки! — нам довелось-таки все увидеть своими глазами. Было это на термическом участке механического цеха. Рядом с печами лежали кучей полушубки и шапки, стояли сапоги, снятые с трупов. Зрелище, которое мы наблюдали в глазок печи, было ужасным: трупы корчились в огне, толкая друг друга. Казалось, мы заглядываем в ад". Вскоре для тех же целей переоборудовали один из кирпичных заводов города, где в течение 1942 года сожгли 109 925 трупов. А настоящий крематорий в Ленинграде построили только в 1973 году.

Успех "огненного погребения" был более чем скромным. Широко разрекламированная идея прогрессивных похорон в масштабе страны оказалась вполне маргинальной. В России крематории действуют чуть больше, чем в десяти городах, но популярна кремация только в Санкт-Петербурге, Москве и стоящем на вечной мерзлоте Норильске. Романтический ореол "огненного погребения" давно померк. В библиографической классификации рубрика "Кремация" соседствует с "Очисткой и уборкой населенных пунктов от твердых и жидких отбросов", "Борьбой с шумом и вредными вибрациями", "Прачечным делом", "Парикмахерским делом" и т. д. Все скучно и прозаично.

А здание уже давно переставшего функционировать Донского крематория было передано церкви и вновь перестроено. Конструктивистской башни больше нет, урны вывезены, но это сооружение и сейчас больше похоже на крематорий, нежели на храм.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2962042

 


ПУБЛИКАЦИИ

РАССЛЕДОВАНИЕ: КРОВАВЫЙ ПУРИМ В КРОКУС СИТИ

Убит ученый Фатея Шипунов, изучивший крест физически

«Материальный мир является неживым миром. Им управляют волновые функции (духовные субстанции), состоящие из совокупности полей, упорядоченных в чрезвычайно сложную систему. А человек послан в материальный мир, чтобы одушевить его» - Об этом однажды заявил доктор биологических наук Фатей Шипунов. По этой ссылке есть 3 самых важных молитвы. Читайте их по ссылке: https://t.me/molitvaikona/5465. Любая из них расположит вас решиться на самое сложное пока для вас дело.

Подробнее...

О «политической онкологии» современной «элиты» и мерах её лечения

В своей статье «Остановить политическую онкологию!» я рассмотрел необходимость внедрения в России государственной идеологии и предложил относительно простые способы реализации данной задачи даже в рамках действующего российского законодательства.

В этой публикации был также подробно рассмотрен механизм разрушительного онкологического процесса, поражающего организм человека, и проведена соответствующая аналогия с воздействием на государство либеральной идеологии. Этот процесс я назвал «политической онкологией».

Упрощённо, это выглядит так. Сначала отдельная клетка сбивается с заложенной изначально в неё программы работы в интересах всего организма и объявляет исключительно себя и свои собственные интересы приоритетными и абсолютными. Далее такая раковая клетка (онкоклетка) начинает активно распространять свои «заблуждения» на другие здоровые клетки, сначала заражая отдельный орган, а затем и весь организм.

Подробнее...

«Народный Собор» предлагает ряд мер по защите и укреплению российской промышленности

Обращение Общероссийского общественного движения «Народный   Собор» к кандидату в Президенты Российской Федерации В. В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Общероссийское общественное движение «Народный Собор» поддержало Вашу кандидатуру  на предстоящих президентских выборах 2024 года.

Подробнее...

Проект "Третий храм" как "нерв" ближневосточного конфликта

В январе прозвучало несколько знаковых международных вердиктов по поводу осуждения военной операции Израиля в секторе Газа, в результате которой было уничтожено более 26 000 палестинцев, причем в основном – женщин и детей. Напомню, что Россия изначально предупреждала о таком трагическом ходе событий, поэтому и выступала против операции ЦАХАЛ в Газе. Еще 26 октября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что уничтожение сектора Газа и изгнание из анклава 2 млн жителей создаст там катастрофу на долгие десятилетия, если не на столетия. Лавров тогда заявил, что невозможно ликвидировать палестинское радикальное движение ХАМАС, "не уничтожив Газу с большинством мирного населения". По словам министра, боевики ХАМАС поступили неприемлемо, напав на Израиль 7 октября, но и публичные обещания Тель-Авива "беспощадно ответить" ХАМАС не соответствуют нормам международного гуманитарного права.

26 января Международный суд ООН в Гааге отчасти признал правоту России, постановив, что Израиль должен прекратить действия, которые могут нарушить Конвенцию о предупреждении преступления геноцида. Решение было правильным, но расплывчато сформулированным и половинчатым. Вердикт был вынесен после рассмотрения иска, направленного ЮАР.

Подробнее...

Этот день мы приближали, как могли!

Председатель «Народного Собора» о многолетней борьбе общественности против попыток легализации ЛГБТ в России

30 ноября 2023 года Верховный Суд России признал Международное движение ЛГБТ* экстремистским и запретил его в России.

Безусловно, это важнейшее общественно-политическое событие. Очевидно, что данное решение вызрело на самом высшем уровне и явилось логическим продолжением общего курса руководства нашей страны на суверенитет, в том числе и в духовной сфере.

Подробнее...

«Наша Вселенная создавалась Творцом под человека». Ученый Владислав Ольховский о явлениях, подтверждающих существование Бога

«Главный вопрос, который ставит перед собой сегодня наука о сотворении мира, касается того, каким образом возникла Вселенная и жизнь в ней. Либо материю создал Бог, либо она смогла организоваться сама из вакуума, подобно Мюнхгаузену, который вытащил сам себя из болота за волосы. Я не являюсь приверженцем философии марксизма-ленинизма, хотя в ней правильно поставлен вопрос о первичности духа или материи, однако ответ на него дан неверный. Я убежден, что дух создал и материю, и жизнь».

Подробнее...

Картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» как элемент технологии культурно-исторических провокаций

Ещё раз о «культурных шоках»  и способах их нейтрализации

Написанная в 1885 году художником Ильёй Репиным картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», изображающая  убийство Иваном IV своего сына, тогда для многих представителей российского общества стала  настоящим культурным шоком. В прессе появилось множество критических статей с требованием убрать это полотно из экспозиции и даже вообще запретить его показ.

Подробнее...

Историко-культурные прорывы как основа для борьбы с демонизацией России

Обращение  движения «Народный  Собор» к социально ответственному бизнесу по участию в решении геополитических  задач

Общероссийское общественное движение «Народный Собор» в числе своих инициатив  по укреплению суверенитета России одним из приоритетных направлений считает реализацию историко-культурных проектов, способных торпедировать усилия коллективного Запада  по международной изоляции России. Соответствующие предложения были направлены в адрес руководства Совета безопасности России. Последовавшая реакция со стороны Россотрудничества показала, что предложения «Народного Собора» признаны злободневными, но в данный момент на федеральном уровне отсутствуют ресурсы для их реализации. В связи с этим было предложено обратиться к социально ответственному бизнесу, включая Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Подробнее...

Олег Кассин: «Остановить «политическую онкологию!»

Председатель «Народного Собора» о необходимости для государства в современных условиях  идеологии и  способах её внедрения

В настоящее время в мире происходит  колоссальный  геополитический разлом и размежевание. И это разделение  идет в первую очередь даже не по экономическим, а по духовно-нравственным критериям. Страны западной цивилизации, выполняя установку глобальных наднациональных структур, приступили к тотальному разрушению существующих тысячелетия этических норм, насаждая взамен  диаметрально противоположные, по сути – сатанинские.

Подробнее...

Жизнь на Земле не могла появиться случайно – говорят новые исследования

Найдена непреодолимая пропасть между живой и неживой материей. Идею Дарвина о самозарождении в маленьком прудике опровергает термодинамика биополимеров.

В истории науки есть немало примеров, когда, пытаясь доказать истинность теории, в итоге, ученые получают свидетельства ее полной нежизнеспособности.

Подробнее...

Инопланетяне как спасение мира и Иесусы Чертизона.

             В Апокалипсисе есть сцена, где Авадон (евр. «губитель», по греч. «Аполлион») открывает кладезь бездны откуда выходит саранча, всадники апокалипсиса, которые жалят людей как скорпионы – это есть бесовский легион, которому дана полная власть. Они «спасители» («Христы») мира на языке лжи спасать – значит «губить». Это шпионы ада, иезуиты общества Иисуса, «спасители» мира: Джеймс-секс-бомб, Батман и прочие герои детских комиксов, которые делают народу компьютерную прошивку Аполлон

Подробнее...

Любовь дьявола и шпионаж чертей – общество иезуитов («Иисусов» - «спасителей»)

            Мы бредём по жизни как бы в бреду и по теме пустоты ведём базар, меняя свою жизнь на пустоту и суету и кроме водки ничего не любим. Дурман сивухи выбивает наш разум и занимает сердце. У дьявола всё ложь и вера, и надежда, и любовь – всё пустота чертей. Любовь – коварная змея, которая дышит ядом и отравляет наивные чистые души собирая свою дань смерти. И жгучий мороз губ кобры течёт молоком и мёдом – её любовь не терпит света, а только лишь одна ночь и ложь. Нам бы денёчек переждать, чтобы ночкой можно было воровать чужие души. Ложь называет себя наукой, которая не бывает без жертв и в этом всё общество чертей.

Подробнее...

Распятый Христос. Святые черти и грешные христиане. Кредиторы и должники.

            Все люди грешные и лживые, даже святым верить нельзя – их вводят в заблуждение лжецы. Святому будут лгать, а он должен будет верить, потому что если он будет не верить брату своему, то это тоже грех. И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим. И вот уже богач требует у Бога простить ему долги в 10 000 талантов, на том основании, что он простил своему должнику долг в 100 динариев. Чадо, говорит Христос, ты вытряхнул с бедняков по 10 000 динариев, истязал их и когда один из твоих должников умер на дыбе, не заплатив тебе последние 100 динариев, то ты сказал, что простил ему этот долг.

Подробнее...

Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Донбасс даёт угля.

            СССР встретил своё столетие как никогда молодой и могучий – теперь его столица была в Шанхае. Мир – державное яблоко укатилось из Америки на Восток и солнце Запада потухло, а парус оборван. «Титаник» затонул – так его обманул ветер удачи. Колобок покатился с Запада на Восток по великому шёлковому пути. На приём к китайскому богдыхану слетелись делегации из Ирана, Саудовской Аравии, Франции, Италии, Германии и Латинской Америки. Китайские авианосцы «Ляопин», «Шаньдун» и «Фу Цзян» смотрят в упор на американские. И наш авианосец «Варяг», который строился в Николаеве на верфях и затем он был

Подробнее...

Международный суд в Гааге выдаёт ордер на арест Бога по делу сожжённого Содома.

            Что есть добро? Посади дерево, построй дом и роди сына. Когда построил Каин город и назвал его Содом, то он думал, что Господь оценит и похвалит его усердие. Там были такие дворцы и сады и главное, как он думал, что там был культурный народ – все играют на скрипке, ведут культурные беседы и читают Кафку и Джойса. На стадионах они пьют пиво и смотрят футбол. Но Господь посетил этот «Небесный Иерусалим» и сжёг его. украшением города были люди, которых выпекали из огнеупорной глины. Это были этакие кирпичи империи – гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей.

Подробнее...

Любовь чертей как чума XXI века в чёрном зеркале троллей.

            Богословы старались угодить политикам сделать христианство полезным для царей содомских и князей гоморрских, стать служанкой богословия и культа для культуры, для всех девяти муз, которые жадною толпой стоят у трона. Культура хотела романов с Богом, и она подражала Христу, через это они искажали Истину (как сказал Киплинг: не с тем Бог, кто говорит, что мы соль земли, мы голубь мира, мы Божий щит). Они тащат в христианство своё, а, чтобы остаться с богом всё своё надо выбрасывать. Через игру черти проникают в душу: христианство нам нужно, поскольку оно нам полезно.

Подробнее...

Уния с чертями.

            Говорят, что в 1054 году произошло разделение церквей, которое проявилось в том, что легаты римского папы Льва произнесли анафему на патриарха Михаила и с той поры лучшие умы и юристы спорят и хотят воссоединить. Это история парадоксальна тем, что никакой анафемы не было. Легаты приплыли в Константинополь, а папа Римский попал в плен к норманнам – полномочия всех легатов прекращены. Далее в плену папа умер. Легаты явились в собор Св. Софии с готовым решением отлучить патриарха, потому что герцог Южной Италии Аргир (он же являлся кателаном Византии в Италии оплатил их услуги по отлучении Михаила на почве ночных неприязненных отношений с Михаилом, а ещё он хотел замутить воду при византийском дворе.

Подробнее...

Колбасники под баннером Кукиша. Козломольские и Козленские.

            Баннером дьявола является кукиш. Об этом говорит Мефистофель у Гёте. Любой герб, даже самый замысловатый, хоть со львами, змеями или леопардами – это всё равно кукиш, потому что он основывается на фантазиях и легендах основателя рода и фамилии. А это всегда гений. Ген, это змея мужского рода, которая имитирует фаллос, которым… надменные потомки известны своей подлостью прославленных отцов. Они рабскою пятою попрали обломки счастья обиженных родов.

Подробнее...

(Футуролог Фудзиямы с прогнозом) – Америка: начало конца или конец начала? Храни черти США.

            Мир перевернулся – русские ракеты нанесли удары по банкам «Силиконовой долины», «Кредит Свисс». В швейцарском шоколаде не нашли шоколада, а… только вкус. А в России сдохли придурки, которые покупали швейцарские часы. В доллар никто не верит, хотя на нём написано «inGodwetrust» - все знают, что Америка в бога не верит, а Христа она продала давно. Гетман Козленский потерял свою душу в лабиринтах мирозданья и жил он с тех пор без души. Ему хотелось чего-нибудь продать, но никто не покупал, хотя товар был: Курильские острова, Русская Сибирь, Камчатка – да та же Аляска, сомнительная сделка – барк, который перевозил серебряные доллары утонул, а страховая компания оказалась миражом – призраком. Надо потребовать от собаки Байдена – пусть он ещё раз её купит. Джо, Козленский звонил собаке Байдену, я слышал, что Америка продала Бога, так где я могу получить свою долю?

Подробнее...

Международный суд в Гааге выдал ордер на арест Христа за сожжение Содома.

            Что строят олигархи из бабла? Рай на земле. Но этому строительству мешает душа, а потому её надо продать за дырку от бублика. В чём счастье, брат? Хозяин счастлив, если счастливы его черти, ну и жена-дьяволица, а также собака. Земной рай, это иллюзия, мираж без Бога, воображение у чертей, за которое надо положить свою душу – ни за что. История сохранила описание этого рая крёстных отцов – главное там легитимность. Когда войско Минина и Пожарского вошло в Кремль, то их там встретили бочки с засоленной человечиной.

Подробнее...

Ложь как вера псов, псарей, чертей и папа Рима их крёстный отец.

            Украина – часть Руси, которая украдена чертями, дикое поле, линия огня, ад, что тёмной ночью опустился на землю. Наступление на Русь (натиск на восток – DrangnachOsten) всех военно-масонских орденов: тевтонского, ливонского (меченосцев), иезуитов (общества «Иисуса»), доминиканцев (инквизиции), базилиан (униатов), францисканцев, и др. Причём на фронте римский папа разрешил любой грех, т.е. заранее он отправил саранчу ада – бездны Авадона в рай – там можно блудить, играть в азартные игры в пьяном разгуле, а вот грешники в аду под присмотром чертей вынуждены вести святую жизнь – даже и сигаретку не выкуришь.

Подробнее...

Мир с чертями (fucky lucky) – война с Богом. Ад и Царство Небесное.

            Дьявол вьётся дохлой мухой над моею головой и вороны кружат хороводом бесов – черти спустились и чертят, сужая круги – вы добычи не дождётесь, ведь мой Господь – Христос. Черти зовут обратить данные Богом хлеба в камни и стрелять в небо по Господу, присвоить и украсть весь мир у Бога, ведь хлеб насущный обращённый в маслины волын – закон и яд владения царей, который учит беречь волосы и сняв голову, карабкаться по лестнице Люцифера вверх, чтобы на крыше мира поставить свой престол – там мрак и холод, жить нельзя и дьяволята говорят – кинься вниз и аггелы тьмы тебя понесут.

Подробнее...

Встреча Путина и Си – дорогих друзей «Спина к спине» - лицом к врагам. Передастов не любим, козлам не подаём.

            Обращение «дорогой» - в империи Чингиз-хана так назывался чиновник – «дарога», который контролировал дороги – по ним шла торговля и мчались гонцы. Дорогой друг – не просто друг, а когда ещё и дорога одна, и мы стоим не «лицом к лицу» (как на Западе), а спина к спине. У нас не только дороги одни, а ещё и враги общие. Русский медведь и китайская панда. Потери Китая за его позицию весьма велики – против него идут весьма существенные санкции, ограничения по торговле. Америка сделал тысячи предупреждений и даже какой-то сучий суд в Гааге выписал международный ордер на розыск Путина (т.е. на всех русских и китайцев, которые с ним встречались).

Подробнее...

Человек – сосуд Божий и Чаша Грааля – яда кобры.

            По масонским легендам очень разнообразным и невнятным Иосиф Аримофейский собрал у распятого Христа кровь в некую чашу. И вот её все то ли ищут, то ли уже нашли некие посвящённые и она даёт то ли мудрость, то ли власть над миром и какие-то рыцари короля Артура где-то там собираются – в общем каждый придумывает, что он хочет. Но действительность не поддаётся фантазиям. Каждый человек – избранный сосуд Божий и эта дивная чаша неведомой красоты на 80% состоит из воды,

Подробнее...

Обаяние чертей и антихрист гетьман Козленский – «Брат – 666».

            Прошло много лет как Балабанов предъявил свой фильм о героях нашего времени «Брат – 2» и все полюбили обаятельного паренька Бодрова, мерзавца, негодяя и антихриста – русский предтеча гетьмана Козленского. Балабанов – военный переводчик, участник страшного военного конфликта в Йемене, который владеет Баб-Эль-Мандебским проливом через который идёт почти вся нефть Ирана, Ирака и Саудовской Аравии. Разумеется, СССР должен был туда влезть, вот он и влез. Есть Йеменская Арабская республика, а была Народно-Демократическая республика Йемен. Эта война шла более 40 лет и лишь недавно между Саудовской Аравией и Ираном при посредничестве Китая был заключён мир. Аден – столицу сотрясали такие взрывы, что корабли в порту едва не тонули, на головы всем нам падали камни с неба, которым было более 5 000 лет. Другое название страны «Счастливая Аравия», там есть орошение земли и поэтому всё растёт. Некоторые историки считают, что это была колыбель человечества древних шумеров. Воинственные племена при международном участии разбивали страну.

Подробнее...

Почём опиум для народа? Тысяча лет спецоперы с попами (чертями). Международное право Гааги и доллары гетьмана Козленского.

            История учит тому, что ничему она не учит, потому что она есть ложь – ведь её пишут черти. Только их мнение имеет значение. Мнение – от мании, змеи женского рода, которая царствует в головах царей. Поскольку разведки и шпионы весьма умны, и они доложат властям то, что они от них хотят услышать, а потому их интересует только то, что сидит в головах у властей, а не то, что есть на самом деле. Находкой для шпиона является не сейф противника, а сейф царя, изучив который он сделает свой доклад, за который его похвалят. Такая картина маслом везде: в истории, политике и науке, а потому там правит бал сатана. Мировая война началась в тот момент, когда Каин убил Авеля, брата своего – и она не прекращалась никогда.

Подробнее...

О сценарии ускоренного завершения СВО на Украине

Анализ возможных вариантов развития специальной военной операции и событий на Украине

В ходе проведения Россией специальной военной операции на Украине российские войска сталкиваются с отчаянным сопротивлением противника и нежеланием большинства из них сдаваться в плен. Помимо ряда субъективных и объективных причин этого (мощная идеологическая промывка мозгов населения Украины, наличие заградотрядов, угрозы репрессий в отношении родственников в случае сдачи в плен и др.), существует еще один серьёзный фактор, который не был учтен и задействован  в ходе проведения СВО.

Подробнее...

Чубайс как пророк Чебурашки – конец за него напишут черти и история. Лупинарии и пролетарии.

       Кобра, стальные кудряшки, не бывает пусто место у тебя под каблучком – лишь для тебя горят на небе звёзды, лишь для тебя безумный мир наш создан и для тебя живут придурки под солнцем. Чубайс в 90-х летел в самолёте над страной, сопровождаемый всеми чертями и давал интервью: «Я не экономику строю, это я коммунизм разрушаю». Он верил, что ничего строить уже не надо, а надо лишь дать свободу чертям – баблу и они прекрасно всё устроят. Саранча, которую Авадон («Губитель») выпустит из бездны, превратятся в трудолюбивых пчёлок, которые будут давать мёд. Тучи враждебные реют над нами – это летают над Россией тучи валькирий и вампиров, которые пьют человеческую кровь.

Подробнее...

Россия, и вот теперь, когда пришла свобода, свободны ль вы, любимая моя? Идёт война, торговая, священная война.

            Говорят, что все войны заканчиваются миром. Но что такое мир, как не время собирания сил для продолжения войны. Чтобы провести переговоры, надо во что-то верить, например в Царство Небесное. Оттуда надо взять кредит на прекращение конфликта. А если в Бога верят мало, ведь у каждого свой бог в душе – он чёрт из табакерки гаджета. У мира есть свой символ веры. Верую во всё то, что мне нравится и не верю ни во что то, что мне не нравится. Как вести переговоры, если не верят ни во что? Если всё умерло – закон, религия, суд – осталась только игра в дурака с чертями.

Подробнее...

Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика