Туземный ритуал

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Туземное православие – не слишком завидная, но вполне реальная перспектива.

На пути от места моей работы до станции метро стоит древний храм. В его стене, над входом, образ. Здесь я обычно ненадолго останавливаюсь.

Но стоит чуть повернуть голову - в глаза ударяет свет огромного плазменного экрана. В черном небе он висит над проспектом. Пылая и переливаясь, зовет посетить мужской стриптиз. Загорелые атлеты игриво приспускают плавки. Изображение вспыхивает, меняют друг друга спортивные тела, выставленные на продажу.

Я знаю, что стыдливо отварачиваясь, прихожане стараются не думать об увиденном. Но не думать невозможно. Потому что пройдя несколько шагов по маленькой территории храма, мы все выходим в огромный город. Жизнь в нем далека от христианских понятий, как никогда. Гораздо дальше, на мой взгляд, чем даже в советское время.

Тем не менее, я знаю и другое - церковь не пустует, в нее идут. Среди идущих может оказаться и стриптизер с экрана, и посетительницы заведения, где он выступает. Однако, долго так продолжаться не может. Либо полуживотная жизнь по худшему западному образцу окончательно раздавит настоящую жизнь. Либо православные христиане добъются соответствия общественного устройства нормам своей религии.

Ясно, что в первом случае наши церкви останутся этнографическими островками. Туземные жители будут забегать туда, чтобы неосмысленно и быстренько поставить свечку и чего-нибудь попросить у "боженьки": трудоустройства, излечения, удачи в личной жизни или пятерки на экзамене. А любопытные иностранцы зайдут поглазеть на артефакты "russlanda", пофотографировать.

Туземное православие – не слишком завидная, но вполне реальная перспектива. Уровень понимания вопросов веры в нем не более глубок, чем был когда-то, скажем, у новообращенных чукчей или алеутов. В случае неурядиц и затруднений можно побежать к "бачке" (так они называли, не умея выговорить, батюшку). "Бачка" "отпустит грехи", и все сразу станет нормально.

Признаков того, что некто хочет направить религиозную жизнь по этому руслу, много. Один из них - постыдные, почерневшие от времени и выхлопных газов бревенчатые сооружения. Так называемые часовни поставили в окраинных районах Москвы, чтобы бегающие по суетным делам смогли соблюсти свечечный ритуал. Или раз в год набрать крещенской воды. Рядом с избушками-часовнями, как правило, расположены пластиковые биотуалеты, что добавляет колорита. Всю степень лицемерия, духовного перерождения показывают сверкающие торговые центры, на фоне которых новодельные места исполнения ритуала выглядят странными архаичными карликами.

Зарисовки с натуры могли бы так и оставаться уделом впечатлительных граждан (вроде автора). Да вот незадача, они как нельзя лучше отражают пропорции присутствия всего христианского, шире религиозного, еще шире духовного в нашей жизни. Это касается системы воспитания и образования, функционирования СМИ, принятия решений на самых разных уровнях власти.

Пожалуй, у христиан (мусульман, буддистов, иудеев) нет выбора – сама жизнь подталкивает их к активной жизненной позиции. Если, конечно, они верующие по сути, а не по названию. Необходимо задуматься о наиболее эффективных формах влияния. О способах реального воплощения этих форм.

Прошедшие совсем недавно очередные Рождественские чтения с участием Патриарха, к счастью, показали, что понимание серьезности проблемы в кругу церковной иерархии созрело. Не менее вдохновляющим было и заявление президента, сделанное на ежегодной пресс-конференции. В нем он, наряду с ядерной составляющей, назвал традиционные формы духовности в качестве одного из двух важнейших источников безопасности страны. Что позволило некоторым теоретикам начать рассуждения об "атомном православии".

Звучит красиво. Но вот на деле возникают, кажется, непреодолимые затруднения с реализацией самых скромных инициатив. Нешуточная дискуссия, развернувшаяся вокруг введения в школах факультатива "Основы православной культуры" - лишнее тому подтверждение. Очевидно, в обществе влиятельное положение занимают силы, которые всегда и везде будут препятствовать возрождению традиционной духовности.

Очевидно и то, что церковная политика до сих пор проводилась со слишком большой оглядкой на могущественное антидуховное лобби. Наверное, до определенного предела подобное поведение было уместным. И даже два года назад я соглашался с осторожностью как методом, сопутствующим разворачиванию неокрепших религиозных институтов.

Помню, что тогда на пресс-конференции в одной из столичных газет я задал вопрос митрополиту Кириллу о телевидении. О том, что христианские ценности (соотвествующие программы) занимают в эфире недопустимо малое место. К моему изумлению, уважаемый мной владыка не только не обрушился на ТВ с аргументированной критикой. Напротив, он даже похвалил телевизионщиков за их стремление "изменить ситуацию к лучшему" и даже отметил положительные ростки и тенденции.

Но если тогда еще возможно было отнести уклончивый ответ к мудрости, которой учит Евангелие ("будьте просты как голуби и мудры как змии"), то теперь время исчерпано. Вопрос стоит совершенно конкретно: волна "бытового сатанизма" вот-вот захлестнет население, в первую очередь молодежь. И тогда оно уже безвозвратно погибнет. Вместе со страной и Русской православной церковью.

Дело не в "Основах православной культуры". Дело в том, что православные священники, прповедники, энутузиасты, просто верующие люди должны пересмотреть основы своей деятельности. Храмы должны стать не только и не столько местами духовного очищения и отдохновения. Но центрами сопротивления морально-нравственному разложению, чужебесию, дущегубительной политики, продолжаемой СМИ. Здесь должен раздаться и голос в защиту обездоленных. Голос, обличающий неправедное богатство, обличающий расхитителей. То есть из-за церковной ограды в мир должны транслироваться два совершенно внятных требования: о недопустимости жизни общества по антихристианским нормам и о социальной справедливости.

Только в этом случае церковь начнут слушать и слышать.

Сектомания, будоражащая Россию, успех многочисленных самозваных "учителей" объясняются ни чем иным, как пассивностью традиционных конфессий в противостоянии вопиющему злу. Ту же проблему, кстати, переживает и мусульманство, где наряду с официальными структурами в ряде субъектов России процветает экстремистский ваххабизм. Но и в борьбе с сектами все складывается не радужно.

В поисках подлинных, а все чаще мнимых врагов духовности некоторые борцы заходят в непонятные дебри вместо того, чтобы различать тлен у себя под носом. Почему-то в качестве одной из особо опасных сект названы так называемые "анастасиевцы" - разнородное движение, имеющее лишь один объединяющий признак. Они элементарно хотят жить на русской земле (а ее у нас, слава Богу, в избытке) родовыми поместьями. При этом их вдохновитель, некий писатель с забавным именем Мегрэ дружелюбно относится к православию и призывает единомышленников быть православными христианами. Но ставший известным профессор сектоведения Дворкин внес "анастасийцев" в списки неблагонадежных сектантов. Другим объектом неутомимой критики стали экзотические и малочисленные кришнаиты.

Но ведь речь идет вовсе не о карикатурных кришнаитах. А о том, что молодежь все более вовлекается в жизнь абсолютно несовместимую не то что с христианством, а с человечностью вообще. Массовая культура творит идолы и кумиры, в которых воплощено все самое низменное из когда-либо существовавшего. Кумиром девушек становится разнузданная и кичащаяся своим блудом Собчак. Идол для юношества в целом – олигарх, неважно каким путем сколотивший свои миллиарды. Это именно идол, единственный образ для подражания. Все остальное – удел "лохов". А "лохом" никто из молодых людей, разумеется, быть не желает. На наших глазах сложился гламурный культ с системой своих ритуалов, фетишей, объектов обожания и смыслов.

Именно принадлежность к гламурному культу – способ самоидентификации большинства современных молодых людей. Сюда входит высокий доход, престижное жилье и машина, модные бытовые вещи, сексуальная вседозволенность (с переходом в извращения), путешествия, развлечения. Все остальное, в том числе и поверхностное прикосновение к религии – необязательный факультатив. "Неуспешная", а вернее выброшенная из социума молодежь тоже равняется в доступных ей формах на гламурный культ. Чаще всего тщетно, отчего возникают фрустрация и трагедия психозов, алкоголизма, наркомании.

Утверждению этого культа способствует ни на чем не основанное благодушие некоторых клириков. Например, владыка Феофан по его собственному утверждению весьма доволен работой Общественной палаты, в работе которой принимает участие. Вместе с тем хорошо известно, что Общественная палата дала отрицательное заключение по поводу уже упомянутых "Основ православной культуры"…

Сегодня необходимо шагнуть за пределы церковной ограды, воспользоваться временно создавшемся критическим количеством людей, чувствующих свою приобщенность к родному вероисповеданию. Если шаг не будет сделан, количество прихожан начнет стремительно таять. Не говоря уже о качественном их перерождении в туземную массу, слепо и поверхностно выполняющую предписания ритуала.

Невозможно представить, что церковь, укрепленная сонмом новомучеников и исповедников, закончит свои дни теплохладностью, жалкой, постыдно пытающейся угодить миру сему. Станет довольстваться ролью позолоченой мишуры, вплетенной в качестве дополнительного украшения в систему неистового угнетения большинства, неистового гедонизма немногих и неистового растления всех.

Мы знаем, что так не будет. Мы знаем о тысячах искренних священников, миллионах преданных мирян. Все они готовы перейти к духовному наступлению. И время для него настало.

Александр Горбунов
Столетие.ру


www.38i.ru