Голый Малевич в чёрном квадрате

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Современное искусство между рентгеном и половой тряпкой.

Современное искусство понесло тяжелую утрату – культовая картинка «Чёрный квадрат» кисти художника Казимира Малевича оказалась-таки не просто халтурой (это бы еще ничего), но и – о ужас! – плагиатом.
Последнее обстоятельство умиляет особо. Вроде бы уж настолько этот квадрат примитивен, что трудно даже себе представить, с чего его можно было бы содрать. Неужели из учебника по геометрии для 2-го класса витебской гимназии? Так ведь нет – знаменитый квадрат на самом деле не вполне квадрат: стороны у него не совсем равные.
Так что тогда? А вот что...

Коль скоро пресловутый «Черный квадрат» числится среди искусстововедов шедевром, то и относиться к нему следует, как к шедевру. А то понапридумывали, понимаешь, анекдотов на тему: «Семнадцать раз злоумышленники ночью воровали картину и семнадцать раз сторож Кузьмич к утру восстанавливал шедевр». Нет, тут надо всё по науке – чтоб под микроскопом, да под рентгеном. Ну и посмотрели шедевр на просвет… И что обнаружили?
Да то же самое, что и под микроскопом: в микротрещинах чёрной краски просвечивали другие цвета. При рентгеновском просвечивании они сложились в какие-то фигуры (тоже, впрочем, вполне бессмысленные). Но не это главное. Главное в том, что под ними разглядели ещё и надпись «Битва н***ов в пещере ночью».
По этому поводу сотрудница Третьяковки Екатерина Воронина глубокомысленно изрекла: «У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: «н», «п» и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «Битва», вы все можете увидеть, убедившись в этом в экспозиции».
Мама дорогая! Чего над этим словом работать? Всё ж и так ясно: «великий» Малевич просто тупо повторил «концепцию» другого художника – Альфонса Алле, который в 1882 году создал целую серию «картин» без каких-либо признаков изображения, но зато с подписями. Так, например, совершенно чёрное полотно именовалось «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», совершенно белое – «Первое причастие холодных девушек-девственниц на снегу», совершенно красное – «Уборка помидоров на берегах Красного моря апоплексическими кардиналами»… ну, и так далее.
Впрочем, французу Алле простительно. Он просто и честно валял дурака и отнюдь не пытался, в отличие от Малевича, выдать свои «картины» за продукт некоего творческого озарения. Поэтому и классический возглас: «А король-то голый!» к Альфонсу Алле относиться не может. А вот к Казимиру Малевичу – очень даже. Тем более, что сотворил он не только «Чёрный квадрат» (этих квадратов, кстати, только в России имеется три штуки), но и белый, и красный…
Собственно, коллеги-художники так и говорят, только очень витиевато. «Нам показалось, что было бы уместно в год 100-летия «Чёрного квадрата» подвести черту под его прессингом... Короче говоря, мы захотели избавиться от его влияния», - так пояснил куратор выставки, посвящённой 100-летию «шедевра» Иван Колесников.
Вопрос остается только один: а что, неужто от «обаяния» откровенной халтуры избавиться так трудно? Или трудности избавления касаются только творческих натур, а люди попроще воспринимают такого рода артефакты гораздо адекватнее и действуют соответственно.
Разного цвета квадратам и параллелепипедам в этом отношении еще повезло; они хотя бы висят на стенах музеев и галерей и «защищены» хотя бы рамками.
А вот с новомодными «инсталляциями» всё гораздо сложнее. Они то и дело становятся жертвами… музейных уборщиц.
Самый свежий, но далеко не единственный пример такого рода – недавний скандал в итальянском городке Больцано, где уборщица музея, увидев инсталляцию «Где мы будем танцевать сегодня вечером?», представляющую собой разбросанные по полу бутылки из-под шампанского, окурки и конфетти, приняла шедевр за последствия корпоративной пьянки. И, соответственно, выбросила всё это воплощение художественного замысла на помойку.
Впрочем, «творец» сам виноват (он не успел застраховать «шедевр»). Другие креаклы оказались проворнее: самый-самый весёлый случай произошел в 2011 году, когда страховой компании пришлось выплатить аж 800 тысяч евро за погубленный другой уборщицей «шедевр» под названием «Когда начинает капать с потолка». Творение представляло собой таз, содержащий осадок от капавшей с потолка воды. Уборщица его тщательно вытерла – и всё. Хана шедевру. А вы говорите: Малевич-то того… да ему повезло, могли бы во время революции и того…
Вот такая беда с современным искусством: убережёшь шедевр от эстетически безграмотных пролетариев, так непременно найдётся на него интеллектуал с рентгеном и микроскопом.
А результат будет всё равно тот же…

Антон Черков

Источник


www.38i.ru