«Левиафан». Чудовище, выпущенное Звягинцевым

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Картина  «Левиафан» удостоилась «Золотого глобуса».


Такую честь отечественным режиссёрам оказывают впервые с 1969 года, когда премию знаменитой Голливудской ассоциации международных журналистов получила классическая версия «Войны и мира». Что же за шедевр сотворил Звягинцев, чтобы получить признание лучших перьев Америки?

Сюжет картины довольно прост. Некий автомеханик борется за родовой участок на берегу моря, который задумал оттяпать местный мэр. Армейский товарищ автомеханика, столичный адвокат, находит компромат на мэра и пытается таким образом защитить собственность товарища. Мэр собирает силовиков, чтобы прижать непокорных; но силовики струхнули: как-никак московские связи, кто знает, чем они пахнут?! Единственный, кто укрепляет мэра на пути борьбы за чужую недвижимость, — православный архиерей. Не просто укрепляет, а находит религиозное оправдание действиям власти.

Начинается борьба не на жизнь, а на смерть, в которой гибнет жена автомеханика, а сам несчастный не только лишается дома с участком, но оказывается за решёткой. В финале зритель узнаёт, что участок был нужен архиерею для строительства храма. И вместе с богобоязненной командой мэра слышит в новом храме проповедь победителя о верности Правде и Православию.

Круто, не правда ли? Я оторопел немного, когда прочитал сценарий. До сих пор отойти не могу: как это такое возможно — в России, в наше время? Сам режиссёр утверждает, что это — «правда сегодняшнего дня». И она «необходима, чтобы проснулись заснувшие чувства, эмоции».

Не скрою, жизнь помотала меня по городам и весям Отечества. Видел я немало похожей правды: и как мэры земельные участки отнимали, и как силовики травили невинных, и как по заказу убивали людей. Сам побывал в подобном переплёте, друзей своих из похожих ситуаций выручал.

Но нигде и никогда — слышите, нигде и никогда! — не видал, чтобы подобный беспредел творился ради строительства православного храма. Да ещё на краю северного моря, где безлюдный ничейный берег тянется на сотни километров и места для всех — хоть отбавляй!

Может, лауреат «Золотого глобуса» подскажет, на каких реальных событиях основано «лучшее мировое кино 2014 года»? В каких-таких епархиях орудуют архиереи, словами Евангелия вдохновляющие духовных чад на подобные преступления?

В городе, где прошло моё детство, можно было снять очень похожий сюжет. Только не про Церковь. И касавшийся не одной семьи, а многих тысяч. Самый крупный промышленный комплекс города делили между собой несколько бизнес-группировок.

Сначала группа Моксена спорила с группой Тартаковского за обладание предприятием легированных материалов. Затем группа Зубицкого боролась с группой Цейтлина за основное, чугунолитейное производство. Потом победители начали подтягивать смежные предприятия, в частности, отнимать завод феррованадия у группы Рабиновича.

Беспредел шёл по полной программе: перекрывали дороги, расстреливали из пулемёта понтонные мосты, убивали, стряпали силовые наезды. Во время затянувшихся разборок застрелены при не выясненных до сих пор обстоятельствах заводской главбух Баранович и топ-менеджер Цейтлин, а налоговый инспектор Реш оказался в тюрьме.

Представьте себе, что нашёлся бы талантливый режиссёр, который всё это отснял. Представьте, что получилась гениальная картина, в центре которой — сломанная судьба простого работяги, или охранника, верившего в реформы, в перемены, в демократию, но оказавшегося в водовороте борьбы.

Ни грана вымысла, всё основано на реальных событиях. Как Вы думаете, может такая картина получить славу «Левиафана»? Почему бы и нет? Ведь это «правда сегодняшнего дня», которая «необходима, чтобы проснулись заснувшие чувства, эмоции».

Ошибаетесь. Никогда не взять ей «Золотой глобус» в Голливуде. Такую картину туда бы просто не привезли. А точнее, её просто не сняли бы, потому что никогда Министерство культуры не выделит под такой сценарий деньги.

А ещё точнее, ни один режиссёр в здравом уме даже не пойдёт этих денег просить. Хотя бы потому, что фамилии большинства лиц, задействованных в описанной драме, имеют явное еврейское происхождение. И у зрителя от просмотра картины может сложиться впечатление, что в результате перестройки невинные русские рабочие оказались жертвами еврейского криминала.

Тогда в душе зрителя проснётся национальная ненависть. А за такое дело у нас в России одна дорога: не за премией «Золотого глобуса» в Голливуд, а по статье 282 в места не столь отдалённые.

Вы не подумайте, что я табу на подобные сюжеты считаю несправедливым. Справедливо это. Хотя бы потому, что не только еврейские бандиты делили нашу страну и нашу землю, но и огромное количество русских, татарских, башкирских и всех прочих.

И страдали от их беспредела не только русские простолюдины, а граждане всех национальностей. Но самая главная правота такого запрета состоит в том, что покажут кино про какого-нибудь укатившего за кордон Моксена, а доведённый до эмоционального накала зритель (фильм-то гениальный, страсти закипают) пойдёт и подпалит дом у какого-нибудь рядом живущего Лившица, который к криминальной приватизации ни сном, ни духом, и сам побывал её жертвой.

Вот теперь вопрос на засыпку: как думаете, какой эффект произведёт картина, премированная «Золотым глобусом»? Скольких людей талант лауреата подтолкнёт на избиение священников и ограбление храмов? Боюсь, что многих. И заметьте: без всякой реальной подоплёки!

Просто потому, что в определённой идейной группировке существует острый заказ на разжигание ненависти к Православной Церкви. И на статью 282 этой группировке наплевать с высокой колокольни, потому что за их спиной Голливуд, «Глобусы», «Оскары» и вся прочая королевская рать.

Фильм наполнен и другими предрассудками, разжигающими русофобию. Постоянными приметами провинциальной жизни здесь являются водка и мат. Но это уже цветочки, к которым мы привыкли. В воображении московского киношно-театрального бомонда вся русская провинция грязная, пьяная и матерящаяся. Это теперь главные маркёры русской экзотики на экспорт, как раньше матрёшка и балалайка.

Желающих заработать премию в Голливуде с такими маркёрами целый легион. Поэтому, чтобы завоевать любовь американской критики, картины про пьяных и матерящихся русских недостаточно. И про русских коррупционеров тоже все давно наслышаны. А вот пройтись по русским попам — это и свежо, и сильно!

В самом Голливуде, кстати, действует железное правило политкорректности. Если в фильме есть отрицательный персонаж-негр, то обязательно должен быть и положительный африканец. Если есть негодяй-исламист, то нужен и мусульманин-герой.

Про негативное изображение геев и речи не веду, ибо такое даже при наличии самой позитивной антитезы представить трудно. Но при оценке «Левиафана» американские критики про политкорректность подзабыли. Никому не пришло в голову, что, хотя бы для блезиру, в дополнение к криминальному архиерею нужен в картине священник-праведник, — чтобы православные не обиделись.

Впрочем, зачем беречь достоинство православных русских, если они сами себя не берегут? Раз русские сами себя выставили на мировое позорище, какая им ещё нужна политкорректность? Если сам туземный режиссёр Звягинцев снимает такое про своих соплеменников, то высокое жюри умывает руки.

Когда Звягинцев и клака его почитателей снова заговорит «за правду сегодняшнего дня», я хотел бы напомнить им другую правду, настоящую.

Мы живём в России — стране, где пока ещё тысячи храмов не возвращены Церкви. Где их руины стоят молчаливым напоминанием о трагедии наших предков, о мученичестве миллионов православных христиан.

Мы живём в стране, где множество верующих людей старшего возраста ещё помнят, как над ними смеялись; как их заставляли говорить в школе, что Бога нет; как закрывали храмы; как обещали показать последнего попа; как студентам запрещали ходить на Пасхальную службу, а по общагам в Святую ночь устраивали антирелигиозные дискотеки. Но такой напраслины на Церковь, как в «Левиафане», не возводили даже тогда.

В стране, где безбожники железом и кровью отняли тысячи храмов у Церкви, снимать фильм с невероятным сюжетом о том, как Церковь железом и кровью отнимает землю под храм? Это уже перебор.

Это всё равно, что в Израиле снять фильм о том, как коварный еврейский националист убивает немецких детишек в Освенциме. И послать картину на конкурс в ИГИЛ.

Я просто не представляю, что с таким режиссёром в Израиле могут сделать. И, честно говоря, рад, что в России ничего подобного с Андреем Звягинцевым не сделают.

Рад, в том числе потому, что заказчикам антихристианского тренда любая неприятность Звягинцева после проката — ой, как на руку! Даже оплеуху, нанесенную дряблой старушечьей ладошкой, растиражируют по всему миру как чудовищный пример русского мракобесия.

А вот тому, что на фильмы Звягинцева выделяют казённые деньги из Минкульта и что физиономия лауреата теперь сверкает на всех телеканалах, я не рад совершенно.

Про позорище «Золотого орла» и про славословия потерявших национальное достоинство туземных культурологов — просто молчу. Не знаю, куда спрятать лицо от стыда за нашу «культурную элиту».
 

Алексей Степанов

www.38i.ru