Святитель Дмитрий Ростовский о Государе Императоре Петре-I

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Святитель Димитрий Ростовский говорил нам о том, кто же были наши самодержавные Государи, наши Отцы Отечества. И вот как Димитрий Ростовский, обратите внимание, братья и сестры, как он отзывается о нашем Петре Алексеевиче: Итак «[мудрость Царева управляет Царством, благость же утверждает Престол Царский.]
 
По этим двум причинам и радовались сыны сионские о Царе своем, как об Ангеле Божием. Но кроме сего еще и потому подобает радоваться о Царе, что лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя [живущего на небесах]». Вот, братья и сестры, четкое определение, Кто есть Царь. Говорит Святитель Димитрий Ростовский: «это есть живой образ, то есть живая икона, Господа нашего Иисуса Христа, живущего на небесах».
 
И после этого, как мы можем что-либо иное говорить о Петре Алексеевиче? Если такие святые угодники Божии, как Святитель Димитрий Ростовский, говорят о Нем так.

«Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и Христос Господень, т.е. Помазанник Божий, по своему Царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, Христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей».

Вот, братья и сестры, золотые слова, которые произносит Святитель Димитрий Ростовский. Он объясняет, наконец, четко и популярно то, кто и кем является наш Государь. А речь сегодня идет о Петре Великом, о нашем Благочестивейшем Государе. Он является земным Христом, т.е. Он есть Христос Господень по благодати. И Он «предводительствует на земле в Церкви воинствующей».

Смотрите какие слова: Он «предводительствует на земле в Церкви воинствующей». Посмотрим, что это означает. Это означает то, что Царь-Богопомазанник есть Глава земной Церкви, Глава Народа Божьего и Глава Церкви воинствующей, т.е. нашей Церкви земной. [Ведь предводитель может быть только один. В словах Святителя Димитрия Ростовского во всей его речи и намека нет о патриархе, хотя в 1701 году правящим архиереем города Москвы был патриарх Андриан. А об обязанностях священства, а значит, и патриарха в том числе, Святитель Димитрий говорит чуть ниже.]

Святитель Дмитрий продолжает: «Тот вверху уготовляет венцы, Сей же внизу умножает подвиги, венцов достойные. Тот венчает победивших, Сей же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, Сей поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой крови Своей, так и Сей (т.е. наш Государь) не щадит души своей за Его, Христову, святую Церковь, полагает душу Свою, тратя здоровье, ставя грудь Свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные в полках труды».

Как это четко и ясно откликается в нашей душе, когда мы вспоминаем о Петре Великом. «Как не могут радоваться о таком Царе сыны мысленного христианского Сиона? Кто ведь не возрадуется, увидя Христа Господа своего, сущего на небесах, как не истинный раб Его? Кто не исполнится радости, видя Христа Господня на земле, как не истинный работник Его?»»

Братья и сестры, Святитель Димитрий говорит о том, что сердце православно верующего человека всегда исполняется радостью, когда он молится, обращается к нашим Самодержавным Государям и когда Он вспоминает о Них.

Вот, что дальше пишет Святитель Димитрий: «Как сан Царя христианского есть земной образ и подобие Христа, Царя Небесного, так и власть Христа Господня имеет некое таинственное подобие во власти Христа Господа». Он указует нам на прямую связь с Господом нашим Иисусом Христом всех наших Самодержавных Государей.
 
«Того власть на небесах почивает и носится на четырех животных, у которых лицо орла, лицо льва, лицо человека и лицо тельца, сего же власть, власть Христа Господня, на земле стоит и имеет, по подобию тех горних лиц, своих носителей, на которых и почивает».

Дальше Святитель Димитрий поясняет о чем идет речь, кто эти носители. «Благородные князья и бояре* являют собой как бы лицо высокопарящих и высокородных орлов, которые честь и славу Царя своего возносят выше себя, зная и исповедуя, что Он честнее и высокороднее всех.

[*Обратим внимание, что Святитель начинает описание опор Самодержавной власти Христа Господнего не со священства, а с князей и бояр, которые «являют собой как бы лицо высокопарящих и высокородных орлов, которые честь и славу Царя своего возносят выше себя».]

Преосвященные архиереи и весь чин духовный* являют лицо человечье, украшенное ангельскими желаниями, ибо носит на себе ангельское звание; сии, возносясь к Богу высокими умами богомыслия, как крыльями, всегда молят Бога о Вашем царском здравии, долгоблагополучии и спасении».

[*Обратим внимание, что архиереи и весь чин духовный являются опорой самодержавной власти Христа Господнего – Царя, а не Царь-Богопомазанник является опорой духовной власти священства. Причем святитель никак не выделяет в духовном чине патриарха – правящего архиерея города Москвы или какого другого древнего города (Александрии, Иерусалима, Рима, Константинополя (Царьграда) или Антиохии).]

Вот видите, братья и сестры, само назначение духовного чина, как видит его Святитель Димитрий Ростовский. Именно он это видит в молитве о Царском здравии, и долгоблагополучии, и спасении. Вот какие слова Святителя Димитрия.

«Лицо же львово – это храброе воинство, которое со стремительностью течет на брань и за Государя своего полагает здоровье свое. Наконец, все общество, население, все народное множество, подчиненное христианскому Монарху, Вашему Царскому Пресветлому Величеству, – это лицо телячье, трудолюбно и тщательно носящее бремя повиновения*. На таковых лицах почивает и носится Ваша Монаршая власть, ибо все, склоняя раболепно главы своя пред Вашим Царским Пресветлым Величеством, воздают достойную честь и поклонение: «Емуже честь, честь».

[*Обратим внимание на то, что повиновение должно быть своему законному господину. Святитель Дмитрий говорит о повиновении Христу Господнему – Царю-Богопомазаннику, а не священнику, даже если он носит титул патриарха. Ибо господская власть Богопомазанника, а не господская власть архиерея, таинственно одарена подобием славы власти Христа Господа.]

Кроме сего, власть Христа Господня имеет и сподвижников своих знаменитых, на подобие сподвижников горней власти, о которых говорит Давид: Возношенiя Божiя в гортани их и мечи обоюду остры в руках их (Пс. 149,6)[9][11]. Сии, надеясь на Бога, что с Его помощью они сотворят отмщение во языках (т.е. в народах), сии покорят под Ваши монаршии ноги всякого врага и супостата.
 
Вот почему лице Христа Господня, Царя христианского, и власть Его со всеми Его сподвижниками, таинственно одаренные как бы подобием лица Христова и подобием славы власти Христовой, является радостотворным для сынов сионских и порождает у них радость о Царе своем».

Братья и сестры, под сынами сионскими разумеем нас, православных христиан. Святитель Дмитрий Ростовских называет нас «сынами сионскими». Ибо Сион – это Церковь наша Божия, Православная.

И дальше Святитель Димитрий пишет следующие слова: «Я недостойный, нося в уме своем сие лицо Царево при иноческих и иерейских молитвах в обители моей и созерцая душевными очами Ваш пресветлый монарший сенат, я говорил Ему в мыслях моих, как бы к приветствующему: Блажени очеса видящiи, яже вы видите, и сльшащiи, яже вы слышите! (Лк. 10,23).

Ныне же и сам я, призванный сюда милостивым указом Вашего Царского Пресветлого Величества, удостоившись видеть своими недостойными очами Ваше царское пресветлое лицо, чувствую себя счастливым, радуясь о Царе моем, к царской пресветлой власти которого раболепно припадая, всю свою радость и волнение, которые имею в сердце своем, я выражаю в Давидских вещаниях: Да даст Господь по сердцу Твоему, и весь совет Твой исполнит; исполнит Господь вся прошенiя Твоя (Пс. 19,5-6)*. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе (Пс. 20,9).**

[*Да даст Тебе Господь по сердцу Твоему и все намерения Твои да исполнит. Мы возрадуемся о спасении Твоем и во имя Бога нашего возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения Твои (Пс. 19,5-6).

Вспомним, что в дореволюционных молитвословах псалмы 19 и 20 приводились как образцы молитв за Царя-Богопомазанника.]

Да возрадуемся и мы, богомольцы Вашего Царского Пресветлого Величества, о спасении Твоем, о храбрости непобораемой, о многолетнем и благополучном скипетродержавствии и царствоправлении.

Слава же Вашей пресветлой власти и (с Божьей помощью) силы да распространится во все концы земли и да прослывет она из рода в род до последних веков. О том я Бога молю и кланяюсь. Аминь».

Вот какая чудная речь Святителя Димитрия Ростовского о Петре Великом, обращенная к Государю. Как же, братья и сестры, после этих ярких примеров, свидетельств, которые высказывают святые, мы можем обвинять в чем-то или осуждать Христа Господнего, Царя нашего Самодержавного Петра Алексеевича? Ведь много было противников у Него, но всех Он победил силою Божьей. Обвиняют Его в разных грехах. Но вот часто [ставят Ему в вину то], что утвердил Он Синод.
 
Из проповеди священнослужителя

www.38i.ru