Христиане в глубинах Азии

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В поисках древностей заглянем как можно дальше – например, в Китай, В начале XVII в. cюда понемногу начали проникать миссионеры-иезуиты.

 И надо же такому случиться, что именно тогда, а точнее – в 1625 г., китайские кули обнаружили близ Чанъаня каменную стелу двухметровой высоты с тщательно вырезанным на ней императорским декретом, повествовавшим об успехах христианских миссий в Китае за тысячу лет до этого!

С помощью тех же иезуитов текст стал известен ученым и получил в Европе скандальный успех. Можно ли человеку просвещенному поверить в столь небывалую, невероятную находку, да еще представленную иезуитами? Многие заподозрили подлог, очевидное, по выражению Вольтера, «благочестивое мошенничество». Полемика велась до середины XIX века.

Текст стелы был написан по-китайски и повторен по-сирийски: «В то время, как светлейший император Тайцзун во славе и блеске начал свое счастливое царствование, просвещая свой народ и мудро управляя им, в царстве Великий Цинь жил человек высокой добродетели по имени Олопен; прорицая по светлым облакам, он принес сюда священные рукописи и, наблюдая за гармонией ветров, преодолел трудности и опасности. В 9й год Чжэн-Гуань Олопен прибыл в Чанъань. Император послал своего министра-военачальника Фан Сюань-лина во главе эскорта в западное предместье, чтобы встретить и сопровождать гостя. Его рукописи были переведены в библиотеке. После того, как в частных покоях учения эти были проверены, император признал их справедливыми и истинными и приказал их проповедовать и распространять». Император Тайцзун – лицо историческое, из династии Тан; Великий Цинь – это Сирия; дата прибытия Олопена расшифровывается как 635/636 г. н.э. – таким образом, сирийский проповедник добрался до Китая незадолго до вторжения арабов в Иран.

Стела отмечает давно минувшее событие, т.к. сама датировалась 779/781 годом – но это было даже интереснее, поскольку показывало известную устойчивость христианского учения в Китае. Кроме того, в дате упоминались священники, диаконы и даже некий Адам, епископ-согдиец, законовед провинции Кундун. Сообщение о переводе Писания в императорской библиотеке и обсуждении его в личных покоях императора – безусловно, информация огромной важности. Памятник, получивший название «Чанъаньской стелы» подтвердил охват проповедью сирийского христианства огромных пространств от Средиземноморья до Тихого и Индийского океанов.

Это влиятельное течение раннего христианства получило название по имени константинопольского патриарха Нестория, низложенного в 431 г. на церковном соборе и вскоре умершего в Египте. С середины V в. Восточная Сирия и Месопотамия приняли несторианскую доктрину. В 484 г. В Ктесифоне (Селевкия-на-Тибре) был создан патриархат. Отсюда несторианство двигалось по Великому Шелковому Пути все дальше на восток, вплоть до Турфанского оазиса и Дунь-Хуана в Китае. К 630-м гг. там была уже митрополия и монахи-несториане. Они процветали примерно два столетия, строили храмы в провинциях Срединной империи, но в конце концов растворились среди местных учений.

Следы распространения несторианства в другом направлении, в обход Евразии, обнаружила французская экспедиция на о. Харк в Персидском заливе – христианские катакомбы, возможно, восходящие в концу III века. Это дает основания предполагать, что в Китай сирийские христиане проникли не караванными путями, а по морю; во всяком случае, следует говорить о южном и восточном направлении в распространении христианства из Сирии и Персии.

Из книги Л.А. Беляева «Христианские древности»


www.38i.ru