К 120-летию со дня рождения основателя самбо в России, В.С.Ощепкова.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Выпускник Токийской православной духовной семинарии, воспитанник святого Николая Японского. Ученик создателя дзюдо Дзигоро Кано, основатель советской школы дзюдо и самбо. Военный разведчик.

 

 
Ощепков

Ощепков Василий Сергеевич (1892-1937)



НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЙ СЫН КАТОРЖАНКИ

В начале января 1893 года на острове Сахалин в метрической книге поста Александровский священник Унинский сделал запись о появлении на свет незаконнорожденного Василия. Родился герой нашей публикации 25 декабря 1892 года (7 января 1893 года по новому стилю), а был крещен 31 декабря (13 января 1893 года).

Что известно о матери Василия? В той же метрической книге о ней сообщено следующее: "каторжанка Александровской тюрьмы Мария Семенова Ощепкова, православного вероисповедания". Есть и ее словесный портрет: "Рост - 2 аршина, 6 вершков (около 169 см. - прим. автора). Лицо - чистое, широкое. Глаза - карие. Волосы - русые. Нос - длинный. Рот - большой. Подбородок - круглый. Зубы - все".

До этого на Сахалине (а точнее, на каторге) Мария Семеновна провела несколько лет. Родилась она в 1850 году в Воробьевской волости Оханского уезда Пермской губернии. Там же вышла замуж и родила дочь Агафью. После смерти мужа осталась без средств к существованию. Безнадежность толкнула ее на преступление, которое решением Екатеринбургского суда было оценено "лишением всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на заводы на 17,5 лет". Наказание, что и говорить, суровое. Душа матери истосковалась по дочери, и Мария Ощепкова решилась на побег. Добралась до родного села, где и была арестована. Впрочем, она и не думала скрываться. Новый суд, и новый приговор - "наказание 60-ю ударами плетью и продлению срока каторжных работ еще на 15 лет".

Телесное наказание над осужденной должно было быть приведено в исполнение на месте ее ссылки, что и произошло 23 сентября 1890 года в посту Александровском, куда она была доставлена из Одессы на пароходе общества Добровольческого флота "в ножных кандалах и с выбритою правой половиной головы".
На острове ее кроме ударов плетью ждало и "сватовство". А как иначе? Женских рук на каторге явно не хватало, так что любая представительница прекрасной половины человечества (даже если ей пошел уже пятый десяток лет!) была просто обречена на "супружество".

Обычно обряд "бракосочетания" проходит так. Самых миловидных каторжанок сразу по прибытии на Сахалин брали себе в услужение чиновники, остальных же выстраивали шеренгой, а напротив них стоял строй ссыльнопоселенцев. По команде мужчины подбегали к своей "избраннице", и становились рядом с ней. Все! Судьба женщины была решена. Правда, надо признать, какое-то послабление каторжанкам это все же приносило. Ведь жили они не в тюремном остроге, а у своего "мужа".

Можно сказать, что Ощепковой повезло, ее выбрал Сергей Захарович Плисак, работавший столяром. Профессия в условиях каторги, что и говорить, дефицитная, да к тому же еще и очень нужная. Любому чиновнику хочется поставить дома новую мебель, а заказывать ее с материка долго и накладно. На помощь приходил столяр. Не мудрено, что со временем Сергей Плисак открыл собственную мастерскую и стал хозяином двух домов в Александровске. Доказательством привилегированного положения Плисака на острове служит и тот факт, что восприемниками (то есть, крестными) его сына Василия стали "старший писарь управления войск о. Сахалин Георгий Павлов Смирнов и дочь надворного советника Якова Наумова Иванова - девица Пелагея Яковлева". А ведь надворный советник - это чин VII класса Петровской "Табели о рангах", равный подполковнику. Впрочем, от клейма "незаконнорожденный" это Василия не уберегло, ведь каторжники были лишены права на брак, признаваемый церковью и государством.

Стараясь загладить это обстоятельство, Сергей Захарович старался сделать все, чтобы его сын не чувствовал себя обделенным. Васю удалось устроить в реальное училище, где занятия проходили "с 20 октября по 15 мая". Кстати, среди учебных предметов в этом училище была гимнастика. Не там ли Василий привил к себе любовь к спортивным занятиям?

В 1901 году каторжанка Ощепкова была переведена в разряд "ссыльнопоселенцев". Казалось, что в дальнейшем с обретением новых прав семье будет полегче, но в 1902 году умер Сергей Захарович, а в 1904 - сама Мария Семеновна. В документах архивного фонда церквей о. Сахалин имеются сведения о том, что "Ощепкова Мария умерла в селении Рыковском 24.04.1904 в возрасте 54 года. Причиной смерти явилось заболевание - рак почек и туберкулез пузыря. Погребение совершил священник Александр Винокуров 27.04.1904 на Рыковском сельском кладбище".

Одиннадцатилетний Василий остался круглым сиротой…

В СТРАНЕ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА

Дальнейшая судьба Василия была решена… императором Николаем II. Да-да, именно так! Еще 3 февраля 1903 года российский самодержец утвердил проект создания в России "контрразведочной службы". Война 1904-1905 годов только подтвердила актуальность данного решения. Не стоял и вопрос, против чьей разведки нужно начать борьбу в первую очередь. Конечно же, против японской! Той, что проявила себя во всем блеске во время Русско-японской войны.

Не удивительно, что в русской армии нашлись офицеры, которые понимали всю важность разведработы. Так, капитан Генерального штаба Ипполит Викторович Свирчевский разработал проект "Положения о школе разведчиков Приамурского военного округа", в котором писал: "Минувшая кампания 1904-1905 годов показала, какую громадную пользу может принести тайная разведка, организованная заблаговременно и прочно... Система японского шпионства, широко задуманная и осторожно, но твердо проведенная в жизнь, дала им возможность еще до войны изучить нас, как своего противника. …Безусловно, необходимо, пользуясь временем, находящимся пока в нашем распоряжении, безотлагательно приступить к созданию кадра преданных нам людей, достаточно развитых и с известным объемом знаний, необходимых им при выполнении специальных задач шпионства в самом широком значении этого слова".

Тот же Свирчевский предложил сделать воспитанниками Школы детей-сирот. Поэтому штабом Забайкальского военного округа и были выделены денежные средства для обучения в Японии русских подростков, перед которыми ставились следующие цели:
"Первое. Как можно более полное и подробное изучение государств Востока;

Второе. Твердое знание свободной разговорной речи, английского, китайского и японского языков;

Третье. Практические специальные знания: а) чертежное искусство; б) ремесла; в) телеграфное дело; г) железнодорожное дело в том объеме, который даст возможность определить при разведке технические данные устройства дороги; д) некоторые отделы курсов топографии, тактики, администрации, фортификации; е) хотя бы самые общие сведения об устройстве и организации военных флотов".

Официально ребята отправлялись на учебу в духовную семинарию Российской православной миссии в Киото. Сейчас уже, наверное, и не установить, как в числе семи подростков, направленных в Японию, оказался и Вася Ощепков. Ведь остальные будущие контрразведчики были детьми отцов, которые погибли в ходе недавней войны. Согласно "легенде" сироты за счет благотворительных взносов должны были получить в Японии качественное образование.

Самое главное, что в сентябре 1907 года Василий оказался в Токио. Учеба в духовной семинарии была весьма трудной. Достаточно перечислить предметы, которые приходилось изучать семинаристам: "география и история Японии и Дальнего Востока, литература и теория словесности, грамматика, чтение писем, перевод газетных статей, написание сочинений, иероглифическая каллиграфия японская и китайская. Да плюс к этому богословские дисциплины, русский язык, литература, всеобщая история". Василий проявил к учению блестящие способности, ибо в его свидетельстве об окончании семинарии пестрят оценки "отлично хорошо" и "очень хорошо".

ПЕРВЫЙ ОБЛАДАТЕЛЬ ЧЕРНОГО ПОЯСА

Входила в обучение и физическая культура, а точнее, борьба дзюдо, которая была введена во все учебные заведения Японии как обязательная дисциплина. Видимо, Василий делал в этой борьбе определенные успехи, раз тренер семинарии Сато порекомендовал его в Кодокан (высшее учебное заведение) дзюдо Токио. Поступить туда было делом весьма нелегким, ибо каждый новичок предстояло выдержать серьезное вступительное испытание.

В архивах токийского Кодокана до сих пор хранятся документы, подтверждающие факт поступления туда Василия Ощепкова 29 октября 1911 г. А уже в 1913 году в японском журнале появилась заметка, в которой говорилось, что "русский медведь добился своего и получил мастерский разряд". Черный пояс Василию Ощепкову повязал сам Дзигоро Кано. Он был первым русским и четвертым европейцем в истории, кто был удостоен черного пояса… Позднее, в 1917 году, Василий вновь побывал в Кодокане и получил следующую мастерскую степень - второй дан.

В Россию Ощепков вернулся в 1914 году и был назначен во Владивосток на должность военного переводчика.
Тот, кто познает философию дзюдо, уже не представляет своего существования без нее. Василий исключением не стал. Поэтому в том же 1914 году он организовал "кружок борьбы дзюдо при Владивостокском спортивном обществе". Занималось новым видом спорта 50 человек. Так благодаря Ощепкову Россия стала одной из первых европейских стран, где практиковалась эта японская борьба.

А уже в 1915 году в столичном журнале "Геркулес" появилась небольшая заметка об этом кружке: "Правление местного Спортивного общества, воспользовавшись пребыванием в городе специалиста японской борьбы "джиу-джитсу" г-на Ощепкова, пригласило его в качестве преподавателя. Интерес к этой борьбе возрастает среди спортсменов, и они с увлечением принимаются за изучение одного из распространенных видов спорта в Японии".

Клуб

НА САХАЛИНЕ, В КИТАЕ И НОВОСИБИРСКЕ

Время тренировок пролетело незаметно. Уже в 1916 году любители спорта Владивостока стали свидетелями первых соревнований по дзюдо, а в 1917 году - первой в мире (!) международной встречи. Вот как описала это событие газета "Далекая окраина" (04.07.1917): "В помещении Владивостокского общества "Спорт" состоялось весьма интересное состязание по "Дзюу-Дзюцу" прибывших из Японии во главе со своим преподавателем господином Хидетеси Томабеци экскурсантов - воспитанников японского высшего коммерческого училища города Отару и местного спортивного кружка "Спорт", организованное руководителем этого кружка В.С. Ощепковым, при личном участии самого господина Ощепкова, привлекшего массу публики... Некоторые приемы самозащиты были продемонстрированы господином Ощепковым, причем нападения на него делались не только при встрече лицом к лицу, но и сзади…".

Через несколько месяцев грянула революция, но работа кружка не прерывалась. Не прерывалась она и в годы иностранной интервенции. Дополнительно три раза в неделю Василий на курсах подготовки милиционеров городской и уездной милиции преподавал курсантам столь необходимое в их нелегкой будущей работе искусство самозащиты без оружия.

Не забывала о нем и разведка. В те суровые годы Ощепков последний раз побывал на своей родине, в Александровске, якобы для рассмотрения вопроса открытия там синематографа, а реально - для сбора сведений об обосновавшихся там японцах. Чуть позже его отправили в саму Японию, а с 1920 по 1925 год Василий Ощепков работал переводчиком в Советском посольстве в Китае, где он не упускал возможности познакомиться с местными системами самообороны.

Командировка в Китай закончилась. Впереди ждала работа во Владивостоке. В 1926 году Приморский совет физкультуры впервые в СССР организовал шестимесячные курсы по подготовке инструкторов и тренеров дзюдо. Естественно, что руководил этими курсами герой нашей публикации.

И вот, новый поворот в судьбе. Приказом Реввоенсовета СССР за № 26 от 27.01.1927 г. В.С. Ощепков назначается переводчиком в отдел штаба Сибирского военного округа в Новосибирск. Одной из причин этого назначения являлось то, что жена Василия Ощепкова болела туберкулезом, и врачи порекомендовали ей смену климата. Правда, это молодой женщине не помогло, и вскоре она скончалась…

На новом месте службы Василий Сергеевич также организовывает кружок для своих коллег - сотрудников штаба, преподает дзюдо в обществе "Динамо" и школе милиции. Новосибирская газета "Красноармейская звезда" писала в 1927 году: "В целях популяризации самозащиты японской системы "Джиу-Джитцу" тов. Ощепков предполагает выступить в местном цирке, где он продемонстрирует приемы "Джиу-Джитцу" и устроит показательное соревнование, выпустив против себя пять-десять нападающих. Слово "Джиу-Джитцу" (в Японии говорят "Дзюу-Доо") в переводе на русский язык означает "искусство ловкости и гибкости".

ВЕДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ РУКОПАШНОГО БОЯ

Вскоре слух о талантливом тренере и пропагандисте восточных видов единоборств достиг столицы. И в конце 1929 года по приглашению инспектора физической подготовки и спорта Красной Армии Б.А. Кальпуса Василий Ощепков прибыл в Москву. Кальпус знал, что в Европе большой популярностью пользуется японская система самозащиты джиу-джитцу, и что ей уделяют большое внимание рабочие-спортсмены разных стран. Ему стало известно, что в штабе СибВО служит военный переводчик, который отлично владеет японской системой самозащиты. Это и послужило поводом для приглашения Ощепкова в Москву, где он вскоре встретил свою вторую любовь, Анну Ивановну Казембек, ставшую его женой.

Началась бурная работа. В начале января 1930 года журнал "Физкультура и спорт" сообщил своим читателям, что "недавно на спортивном вечере Центрального Дома Красной Армии состоялась первая в Москве демонстрация японской системы индивидуальной самозащиты "дзюу-до". Демонстрацию проводил инструктор ЦДКА тов. Ощепков. Особо наглядно и показательно были продемонстрированы приемы, когда против вооруженного (винтовкой, револьвером, ножом) в целях самозащиты выступал сам тов. Ощепков, изучавший "дзюу-до" в Японии... С азиатскими системами самозащиты мы мало знакомы. Для Красной Армии, милиции, "дзюу-до" имеет колоссальное значение, так как включает в себя много элементов военно-прикладного характера. В целях популяризации в СССР системы "дзюу-до" в ЦДКА были организованы две группы мужские и одна группа женская…".

Постепенно Василий становится ведущим специалистом в области рукопашного боя и прикладной спортивной борьбы в одежде. Этому способствовала не только его тренерская деятельность, но и выступления в соревнованиях. Так, в 1930 году он занял первое место на "первенстве Московского гарнизона по штыковому бою для комсостава".

В 1931 году в свет выходит первое в истории нашей армии руководство по безоружному рукопашному бою против вооруженного или безоружного противника, написанное Василием Ощепковым. В этом методическом пособии был помещен комплект приемов боя без оружия. Причем, описание каждого приема было проиллюстрировано. Сейчас это руководство является библиографической редкостью.

Тогда же он вел курсы для начальствующего состава РККА, в программу которых входили "броски, удары руками и ногами, удушения, приемы защиты безоружного против вооруженного винтовкой и револьвером, приемы рукопашной схватки двух невооруженных". Среди овладевавших приемами можно было заметить Тухачевского, Якира, что впоследствии "аукнулось" их спортивному наставнику.

Вот как оценивал свою деятельность сам В.С. Ощепков: "Для бойцов и командиров РККА освоение приемов искусства дзюу-до должно быть боевой задачей дня, ибо Красная Армия, защищая границы единственного в мире государства трудящихся, не может отставать от возможных врагов ни в техническом вооружении, ни в физической подготовленности".

Вскоре для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название "Готов к труду и обороне". В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову. И это еще не все! Казалось, что энергия Василия просто неисчерпаема. Он преподавал в Центральной Высшей школе рабоче-крестьянской милиции, на различных военных и гражданских курсах, в школе ВЦСПС, во Дворце физкультуры завода № 1 "Авиахим". Благодаря его стараниям с 1 сентября 1932 года в Государственном Центральном институте физической культуры (ГЦИФК) была введена новая учебная дисциплина дзюдо.

РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Началом 1930-х годов датированы и первые разработки Ощепковым нового стиля борьбы. Стиля который уже после смерти родоначальника назовут самбо. Сам же Ощепков именовал свое детище "борьбой вольного стиля без оружия". Главной идеей создателя было разработать систему приемов, доступных не для ограниченного числа "посвященных", а для любого желающего. В слове "вольный" при этом подразумевалась свобода от дзюдоистского наследия, возможность добавлять туда приемы из других видов единоборств. Все это оказалось очень своевременным. Ведь в конце 1930-х годов стало опасным афишировать свое знакомство с чем-то иностранным, в частности японским. Так что появление нового вида спорта было весьма кстати. А что привнес в него Василий Ощепков?

В первую очередь, он изменил условия проведения поединка, "переведя" спортсменов с татами на борцовский ковер. Ковер гораздо мягче татами, поэтому спортсмены стали уделять гораздо больше времени совершенствованию приемов борьбы лежа, где разрешалось применять "рычаги" не только на локтевой сустав (как в дзюдо), но и на голеностопный и запястный суставы. Недаром ведь сами японцы впоследствии признавали, что в этом плане дзюдо значительно уступает новому виду спорта. В то же время, были исключены удушающие захваты.

Коснулись изменения и костюма борцов. Японские кимоно были заменены куртками и трусами, а ноги спортсменов обули в специальные легкие ботинки.

Да и новых приемов было хоть отбавляй. Сказалась работа Василия Сергеевича в Институте физкультуры, где он имел уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Так вот и получилось, что, адаптировав все лучшее, что есть в различных видах единоборств, к нуждам солдат Красной Армии, Ощепков создал принципиально новый вид спорта, который, заметим, и поныне живем и здравствует.

РЕАБИЛИТИРОВАН ПОСМЕРТНО

Пожалуй, одной из самых страшных годин советской истории стал 1937 год - год массовых репрессий, коснувшихся в том числе, и командного состава армии. К сожалению, не избежал страшной "молотилки судеб" и Василий Ощепков. С точки зрения следователей тех лет, мотивов для его ареста было предостаточно. Тут тебе и учеба в духовной семинарии, тут тебе и жизнь за границей, тут тебе и близкое знакомство с Тухачевским и Якиром, тут тебе и работа в царской контрразведке.

В ночь с 1 на 2 октября 1937 года Василий Сергеевич Ощепков был арестован. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Японии. Следователи буквально ухватились за "улику", которую они обнаружили в квартире обвиняемого. Это был японский штык, который Василий лет за двадцать до этого вывез из Страны восходящего солнца в качестве сувенира. После этой находки судьба Ощепкова была предрешена.

Правда, его следственное дело за номером 2641 не хранит ни одного протокола допроса. Почему бы? Какие тайны не дошли до наших дней? Тайной остается и дата смерти Василия Ощепкова. В деле сказано, что 10 октября 1937 года в 19 часов арестованный Василий Сергеевич Ощепков умер в Бутырской тюрьме от приступа стенокардии, или, как писали тогда, грудной жабы. Но, в то же время, его жене еще полтора года говорили, что он жив, и бедная женщина продолжала носить своему мужу передачи.

Ощепков с супругой

Только в 1957 году вдова Ощепкова Анна Ивановна добилась реабилитации своего покойного мужа…
В 1980-е годы были предприняты попытки увековечить память нашего земляка, установив в его честь мемориальную доску в Александровске. Тогда по ряду причин это сделано не было. Может быть сейчас пришло время восполнить этот пробел?

Борис ХРАМОВ

Автор благодарит главного хранителя фондов Сахалинского областного краеведческого музея Киру Яковлевну Черпакову за помощь, оказанную при подготовке этого материала.



Единственные уцелевшие кадры кинохроники с участием Мастера.

www.38i.ru