Религия

«Сегодняшний Запад – наше близкое будущее, если мы оставим церковную жизнь»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Беседа с протоиереем Андреем Филлипсом

Дмитрий Лапа

Протоиерей Андрей Филлипс, англичанин, ставший православным священником, живет в городе Филикстоу в графстве Саффолк на востоке Англии. Он служит настоятелем храма в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в городе Колчестер графства Эссекс, принадлежащего юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. На протяжении многих лет отец Андрей является постоянным автором портала Православие.Ru.

 

    

 

– Отец Андрей, прошло уже около восьми лет с момента подписания 17 мая 2007 года акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Что изменилось в вашей жизни за это время?

– В каждодневной жизни совсем ничего не изменилось: мы остаемся просто местной Русской Православной Церковью. Но внутри нас дела стали гораздо лучше: раньше мы чувствовали себя более изолированными, а сейчас мы находимся в общении с центром, с Русской Церковью в России, поэтому чувствуем себя сильнее и менее изолированными. Хорошо быть частью 500 приходов РПЦЗ, но еще лучше быть одним из 30 тысяч приходов всей остальной части Святой Руси. Мы никогда не хотели изоляции – она была нам навязана политическими обстоятельствами. Инославные христиане теперь нас больше уважают, потому что они хорошо знают Русскую Церковь и нашего Патриарха. Когда мы вместе, мы гораздо сильнее. Для меня всегда радость встречать паломников из России, из Москвы и Санкт-Петербурга. До воссоединения это было невозможно.

Расскажите, пожалуйста, о вашем приходе.

– Наша ситуация сильно отличается от среднего православного прихода в России. Во-первых, это вопрос архитектуры. Хотя у нашего храма белое деревянное здание, что встречается среди православных храмов, но он использовался в качестве гарнизонной церкви Британской армии в Колчестере, военном городе в 80 километрах на северо-восток от Лондона. К сожалению, Британская армия уже не нуждается в больших церквях (одно из знамений нашего времени). Эта церковь площадью 650 квадратных метров была построена в 1855 году для солдат, воевавших в антирусской Крымской войне. Мы выкупили ее 7 лет назад благодаря щедрым благотворителям, откликнувшимся на наше воззвание в интернете. Храм переоборудовали для использования православной общиной, а иконы для нашего иконостаса были написаны в Молдове. Это очень важно, чтобы церковное здание имело облик православного храма, и чтобы люди чувствовали себя в нем как в православном храме. Кроме основного храма, освященного в честь святителя Иоанна Шанхайского, «апостола русского рассеяния», у нас также есть часовня с алтарем, посвященная всем православным святым Британских островов и Ирландии.

    

 

Второе отличие – это наши прихожане и то, где они живут. Хотя у нас шестьсот регулярных прихожан, что весьма много по меркам стран, находящихся за приделами России, это не значит, что все они приходят на богослужение каждое воскресенье. Многие члены прихода приезжают на службы на автомобилях и издалека – до 100 километров от Колчестера. У нас даже говорят: «На Западе у православных не приходы, а приезды». Действительно, на Западе так мало православных церквей, что зачастую мы имеем «региональные» православные приходы. Например, наша церковь официально называется «Православной Церковью восточной Англии», поскольку она окормляет прихожан, живущих в одном из девяти регионов, на которые административно разделена Англия. Я трачу много времени и проезжаю много миль, посещая наших прихожан.

В-третьих, как и многие другие приходы РПЦЗ, наш храм многонациональный. В нашем храме молятся прихожане 24 национальностей, и службы совершаются, в основном, на трех языках: английском, церковнославянском и румынском. Английский – это главный язык, на нем лучше всего разговаривают дети. Из священнослужителей, кроме меня, есть еще румынский диакон, который женат на русской и много помогает нам с прихожанами-румынами. В одном лишь нашем алтаре служат представители сразу четырех или пяти национальностей. В любое воскресенье можно услышать английскую, болгарскую, литовскую, греческую, русскую, румынскую, французскую или итальянскую речь после Литургии.

Подавляющее большинство наших прихожан – молодые люди, многим из них еще нет сорока лет

Наконец, и это может удивить многих читателей, подавляющее большинство наших прихожан – молодые люди, многим из них еще нет сорока лет. В прошлом году в нашем приходе было 49 крестин, 4 венчания и ни одного отпевания. В классной комнате при храме у нас собирается воскресная школа, с храмом также связаны русская и украинская школы. По большим праздникам, таким как Рождество, Пасха и наш престольный праздник, мы собираемся всей общиной в приходском зале на общую трапезу. На Рождество дети ставят рождественский спектакль, после которого чудесным образом появляется Дед Мороз.   

Еще я окормляю заключенных, содержащихся в двух тюрьмах региона, поэтому два дня каждого месяца провожу в тюрьме.

– Отец Андрей, мы знаем, что ваш храм является самым большим православным церковным зданием в Англии. Вам, с Божией помощью, удалось выкупить его в 2008 году. Но далеко не у всех православных приходов страны есть свои здания храмов. Где они проводят службы?

– К счастью, в епархии Русской Зарубежной Церкви, существующей на Британских островах уже 85 лет, к настоящему времени все приходы имеют собственные здания храмов. Но абсолютному большинству приходов более молодой (по сравнению с РПЦЗ) Сурожской Епархии Московского Патриархата приходится использовать и арендовать помещения англиканских и католических храмов для проведения воскресных утренних Литургий. Многие из этих общин довольно маленькие, порой на службы приходят лишь 10 человек.

    

 

– Отец Андрей, замечаете ли вы рост числа практикующих православных христиан в Англии? Не так давно появились статистические данные, согласно которым Православие – одна из самых быстро растущих религий в Западной Европе. Много ли коренных англичан стали православными за последнее время?

Если бы все номинально православные, проживающие сейчас в стране, ходили бы на богослужения, то у нас бы были тысячи прихожан

– Да, численность православных растет, но большей частью за счет эмигрантов, особенно из Румынии, Болгарии и Прибалтики. Все эти страны являются членами ЕС. Если бы все номинально православные, проживающие сейчас в стране, ходили бы на богослужения, то у нас бы были тысячи прихожан. Но, к сожалению, менее 10 процентов православных регулярно посещают храм. Что же касается коренных западных людей, приходящих в Православие не зависимо от национальности, их численность всегда была очень маленькой. Это относится и к англичанам, которые начали обращаться в Православие в 50-е годы. Наш приход, например, принимает в Православие одного англичанина в год. Я бы сказал, что в среднем за последние 50 лет ежегодно принимают Православие в различных православных юрисдикциях нашей страны от 50 до 100 англичан. Это очень мало. Получается, это 2500–5000 человек за полвека.   

Похожая ситуация и в других западных странах – очень мало людей обращаются в Православие. Западным людям тяжело поставить Православие выше западной культуры с ее рационализмом и гуманизмом. В любом случае, самый главный вопрос, который мы задаем – это не как много жителей западных стран переходят в Православие, а сколько из них остаются в лоне Церкви и не отпадают от Нее. Некоторые юрисдикции принимают в Православие множество англичан, но большинство из них потом уходят из Православия. Мы в Русской Церкви Заграницей всегда стараемся сначала получше узнать, кого собираемся принять в Церковь, и серьезно их к этому готовим. Качество – не количество.

    

 

В чем отличие приходов РПЦЗ от зарубежных приходов Московского Патриархата?

– Порой отличия совсем незначительны, а порой – велики. В целом, многие приходы Сурожской епархии Московского Патриархата очень молодые и включают в себя главным образом эмигрантов из бывшего СССР, переехавших в Великобританию за последние годы. Приходы РПЦЗ гораздо старше, они чаще всего смешанные и двуязычные (используют два языка в качестве главных – русский и английский), лучше адаптировавшиеся к жизни за рубежом и более опытные в миссионерской деятельности. Мы понимаем местную культуру лучше, чем недавно приехавшие. Поэтому многие вопросы, являющиеся новыми для местных патриарших приходов, для нас являются уже старыми. Например, мы пришли к окончательному выводу по поводу экуменизма еще 40 лет назад на Третьем Всезарубежном Архиерейском Соборе в Джорданвилле в 1974 году. С тех пор такой вопрос, как «имеет ли экуменизм будущее» для Русской Зарубежной Церкви не представляет никакой важности. Для нас экуменизм, конечно, не имеет будущего, а имеет только прошлое. Мы совершенно не поддерживаем такую идею, что Православие – это всего лишь одна из «церквей», равных между собой. Есть только одна Церковь Христова – это Православная Церковь. Но мы также считаем важным поддержание дружеских, хороших, добрососедских отношений, основанных на любви, с другими (неправославными) христианами. Поэтому многие из наших прихожан имеют смешанные браки. Добрые отношения с другими являются нормой. Как гласит английская пословица: «Медом больше мух наловишь, чем уксусом».

Что обязательно нужно помнить чадам Русской Церкви, живущим за пределами России?

– Самое главное – хранить наше духовное единство, какой бы ни была наша национальность и какой бы язык мы ни использовали на богослужениях; и еще главное – не смешиваться с политическим истеблишментом той страны, в которой мы живем. Это делается не всегда, иногда православные впадают в искушение, приспосабливаясь к этому миру, к местному истеблишменту. Если православные живут в стране с римо-католическими культурными корнями, как Франция, то они могут стать похожими на униатов. Если живут в стране с культурой, претерпевшей влияние протестантизма, как Британия или США, то они могут стать похожими на протестантов.

Нас могут ругать, игнорировать или презирать за то, что мы отказываемся стать частью истеблишмента, но мы не идем на компромисс со своей совестью. Вера ни в коем случае не должна терять свою суть, свою «соль» через наше приспособленчество к миру сему – потому что это уже апостасия, вероотступничество. Совсем недавно был случай с одним очень протестантизированным священником из одной православной юрисдикции в Соединенных Штатах, который стал публично отрицать, что Православие есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Такие заблуждения порождают скандалы среди верующих.

Не Церковь приспосабливается к миру – мир должен приспосабливаться к Церкви

Этот компромисс с политическим истеблишментом привел к проблеме раскола в Сурожской епархии, произошедшего в 2006 году… Та же проблема имеет место и в западноевропейском Экзархате (русские приходы Константинопольского Патриархата. – Прим. ред.) с центром в Париже, где до сих пор отказываются возвращаться в Русскую Церковь, оправдывая себя светскостью французского истеблишмента. Надо помнить, что наша вера всегда должна быть превыше культуры; культура же преображается, становится христианской через нашу веру. Не Церковь приспосабливается к миру – мир должен приспосабливаться к Церкви.

    

 

Подобная проблема имела место, когда несколько сот человек в различных странах покинули РПЦЗ в 2007 году, будучи не согласны с воссоединением Русской Церкви Заграницей с Русской Церковью в России. Весьма политизированные, они ушли далеко в своей русофобии… И в результате покинули Церковь, присоединившись к сектам. А ведь нет большей трагедии, чем умереть вне Церкви, что, к сожалению, имеет место.

– Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются православные, живущие в неправославных странах и являющиеся в них меньшинством?

Многим нашим священникам, если они не пенсионеры, приходится работать на светской работе, чтобы выжить

– Я бы сказал, что существуют две диаметрально противоположные проблемы. Во-первых, это трудности практического плана, вытекающие из нехватки денежных средств. В отличие от России, у нас, на Западе, почти нет монастырей. И это всегда ужасно: у нас нет ни собственности, ни готовых храмов, ни подготовленных священников и регентов хоров, ни большого числа верующих, ни спонсоров, которые бы могли оказать финансовую поддержку Церкви, чтобы можно было выкупить или арендовать (неправославное) церковное здание и приспособить его под церковные нужды, украсить его внутри, платить священнику зарплату. Многим нашим священникам, если они не пенсионеры, приходится работать на светской работе, просто чтобы выжить. Это плохо для литургической жизни, потому что храм в таком случае не сможет быть открытым весь день (даже если он официально принадлежит общине), потому что священник на работе. Но даже если священник доступен, то кто будет петь? Хористам тоже нужно работать. Если нет денег на зарплату священникам, то нет и денег на зарплату певчим.

На Западе нам остро не хватает основной инфраструктуры; большинство наших прихожан, как правило, довольно бедные люди. По этой причине молодые люди не хотят становиться священниками, да и их родители против этого – они знают, что значит жить в бедности и изнеможении, не имея никакой поддержки. У нас даже говорят: «В России церкви платят священникам, а на Западе священники платят за церкви».

Последние святые, которых породил Запад, жили тысячу лет назад

Во-вторых, это духовная проблема. Где наши современные святые? Почему кажется, что святым легче появиться на Афоне, в Румынии, Греции, России? Некоторые объясняют это слабой православной монашеской жизнью в западных странах. Несомненно, это очень значимый фактор, но все же главная причина вот какая: искушения на Западе настолько сильны, что святые здесь больше не появляются. Возьмем для примера Иоанна Шанхайского, апостола русского зарубежья. Семена его святости были посеяны, в первую очередь, в Российской Империи, в Сербии и Македонии, но не на Западе. У нас до сих пор нет ни одного современного святого, родившегося и воспитанного на Западе, прожившего здесь всю жизнь. Последние святые, которых породил Запад, жили тысячу лет назад. На это можно сказать: «А что вы ожидаете? Таков нынешний менталитет Запада – антисвятость!» Но мне думается, что это звучит как самооправдание. Посмотрите, как много святых породила языческая Римская империя. Почему же не можем мы?

Считаю, что эти две проблемы взаимосвязаны. Где нет святых, Церковь не может процветать – ни духовно, ни финансово. Где есть святые, там собираются толпы паломников (посмотрите на новопрославленного Паисия Афонского), и Церковь может строить новые храмы, оснащать их, платить зарплату духовенству, основывать монастыри. Церковь свята. Где нет святости, там нет Церкви, тогда она превращается в организацию, администрацию, или, еще хуже, в национальный клуб по интересам или музей. Святость есть барометр здоровья Церкви.

Церковь основана на святости. Нет святых – нет Церкви

Взглянем на современную Россию. Волна повсеместного строительства церквей и массового крещения за последние 25 лет стала возможной благодаря жертве новомучеников и исповедников земли Русской. Церковь основана на святости. Нет святых – нет Церкви. Доказательство этому находим в протестантских деноминациях, которые не имеют святых (они не признают святых) и поэтому вымирают. К сожалению, за последние 50 лет католики пошли по тому же пути, что и протестанты. Этот факт всегда шокирует католиков восточной Европы, которые намного ближе к православным, чем католики западной Европы.

Как обстоят дела в других православных юрисдикциях, представленных в Британии? Напомним нашим читателям, что кроме Русской Церкви, в Англии также имеются епархии (или отдельные приходы) Константинопольского Патриархата, Антиохийской, Сербской, Румынской Церквей и так далее.

 

– Как и во всем западном мире, на Британских островах сегодня представлены семь Поместных Православных Церквей: Константинопольский Патриархат, Румынская, Сербская, Болгарская и Грузинская Церкви, Антиохийский Патриархат и Русская Православная Церковь. Еще относительно недавно грузинских и болгарских церквей у нас вовсе не было, а православные румыны имели лишь один храм в Лондоне. Но сейчас в связи с эмиграцией их число быстро растет. В целом же, только Русская Церковь здесь является многонациональной, в то время как болгарские, румынские, грузинские и сербские приходы включают в себя, в основном, только эмигрантов из этих стран. Местная греческая архиепископия Константинопольского Патриархата, как и в подавляющем большинстве западных государств, является самой большой православной епархией в стране. Большую часть ее прихожан составляют киприоты, эмигрировавшие в Британию в 50-е–60-е годы. Кроме киприотов и греков, в этой епархии окормляются представители и других народов, например, сами англичане. Известный многим православным митрополит Каллист (Уэр) – как раз англичанин, служащий в греческой Церкви в Англии. Епархия Антиохийской Православной Церкви в Британии имеет около 20 маленьких общин и в общей сложности несколько сот прихожан. Кроме одной лондонской арабской православной общины, остальные приходы Антиохийской Церкви представлены в основном бывшими англиканами. Большинство их духовенства – тоже бывшие англиканские священники (некоторые из них ушли из церкви Англии из-за неприятия ими женского священства). Интересно, что на богослужениях они активно практикуют русские песнопения, хотя служат по новому стилю, как и греки.

Большая часть приходов и общин всех этих православных юрисдикций проводят богослужения в помещениях англиканских храмов, хотя греческая архиепископия 50–60 лет назад выкупила довольно много заброшенных англиканских церковных зданий, которые тогда можно было приобрести за невысокую цену, и оснастила их под нужды греческих храмов. Только РПЦЗ начала строить церкви сама.

Как человек, в свое время проживший 15 лет во Франции, что вы можете сказать по поводу того, что произошло 7 января этого года в редакции еженедельника «Charlie Hebdo» в Париже?

– Конечно, мне жаль жертв этих кровожадных психопатов. Кажется, что все или почти все они умерли, не успев покаяться, их смерть была внезапной. «Charlie Hebdo» хорошо известен во Франции своими кощунствами против христианства и ислама, а также порнографией. Но это не значит, что мы не осуждаем этой террористической атаки.

Мне, честно говоря, жаль и мусульман. Они страдают по двум причинам. Во-первых, над их верой глумится «Charlie Hebdo». А во-вторых, их сейчас начинают ненавидеть многие люди, думая, что все мусульмане – жестокие террористы. Реакция западных лидеров была весьма понятной. Ими не было сказано ни слова в защиту религии, мы услышали только речи в защиту свободы богохульствовать и свободы публиковать порнографию, другими словами, «свободы» ненавидеть Бога и ненавидеть своего ближнего. Разве они, эти политики, никогда не слышали слова «уважение» и ничего не знают о Боге? Ведь сказать «Je suis Charlie» («Я – Шарли») – это все равно, что сказать «моя душа мертва».

Возможно, кому-то покажется странным, что православный священник защищает мусульман, но я не один. Мы слышали выступления епископов из Сербии, Греции и России, которые говорили то же самое. Да, у нас с мусульманами разные вероучения, но нам надо уважать друг друга. И мы с мусульманами имеем намного больше общего, чем с западными секуляристами. Богохульство – это умышленная провокация. Этого быть не должно. Все это свидетельствует о том, что Запад утратил понимание двух основополагающих заповедей: о любви к Богу и о любви к ближнему. Если бы он следовал этим двум заповедям, то не стал бы богохульствовать и имел бы уважение к другим. Это отсутствие любви объясняет, почему западные руководители страдают таким поразительным лицемерием и самообольщением. Они верят в свою собственную пропаганду…   

Что вы скажете по поводу нынешней ситуации на Украине?

– Нынешняя война на Украине – это полная трагедия. Это гражданская война, где братья-славяне убивают своих братьев-славян. Все, что там сейчас происходит, происходит на радость сатане, который любит человеческие страдания, а особенно – когда брат убивает брата. Конечно, политическая ситуация очень непростая. Сегодняшняя Украина состоит из кусочков различных стран: из частей западной России, восточной Польши, частично Румынии и Венгрии и из значительной части Карпатской Руси, которую Киев настойчиво называет «Закарпатьем». Но эти районы могли жить в мире и единстве, трагедия пришла из-за иностранного политического вмешательства. За каждой Литургией мы молимся об Украине и ее народе, как просил нас Патриарх Кирилл.

Уже третий раз за последние 40 лет части православного мира завоевывают. Первый раз это было на Кипре в 1974 году, когда Турция оккупировала его часть. Второй раз – в Сербии, когда было оккупировано Косово. Кого же в этом винить? Нехорошо обвинять других. Мы, так называемые православные, должны винить в своих бедах в первую очередь себя. Помню, в 1974 году со мной разговаривали киприоты из оккупированной турками части Кипра. Они жаловались, что турки отняли у них храмы. Я спросил у них, а ходили ли они в эти храмы, на что они ответили: «Нет, мы храмы не посещали». То же самое с сербами. Я уже встречал много сербов, которые говорили мне, что они православные. Но когда я у кого-нибудь из них спрашивал, почему они не ходят на исповедь и не причащаются, то получал ответ: «Потому что я не крещен(а)». Получается, некрещеные православные! На Украине подавляющее большинство жителей крещеные, но как много из них являются православными на деле?..

 

Если наши храмы пустуют, то Господь заберет у нас эти храмы, так как мы уже не достойны их иметь

Если мы регулярно не ходим в храм, за исключением редких критических моментов в нашей жизни, то как можем называть себя православными? Если наши храмы пустуют, то Господь заберет у нас эти храмы, так как мы уже не достойны их иметь. А если мы, называющие себя православными, больше не имеем церквей, тогда кто мы? Тогда мы ничто!

Сегодняшний Запад – это наше близкое будущее, если мы оставим церковную жизнь. Выбор – в наших руках

Церковь есть источник нашей культуры, нашей цивилизации. Без Церкви мы постепенно сползем в варварство. Сегодня мы можем наблюдать это на Западе, который именно туда и сползает. Еще 25 лет назад мы и не могли предполагать, что такие формулировки, как «однополый брак», вообще могут существовать! Это бы воспринималось как неудачная шутка. А сегодня… Сегодняшний Запад – это наше близкое будущее, если мы оставим церковную жизнь. Выбор – в наших руках.

Если мы не в Церкви, то мы оказываемся с сатаной. Не нужно читать книг или иметь докторскую степень, чтобы это понимать

Это будет неправильно, если мы, чада Русской Церкви, скажем: «Нет, у нас точно такого не может случиться». Тогда давайте вспомним Силоамскую башню. «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:4, 5). Если мы не будем ходить в храм, не будем хотя бы стараться жить церковной жизнью, то же самое может случиться с нами, нашими детьми и внуками. Иногда ко мне в храм приходят среднего возраста русские и жалуются на то, что их уже взрослые дети ведут неподобающую жизнь. Я всегда задаю им вопрос: «А водили ли вы их в храм, когда они были маленькими, причащали ли каждую неделю, учили ли молитвам, сами молились ли дома?» Обычно получаю примерно такой ответ: «Нет, но мы ходили в церковь раз в год на полчаса на Пасху и ставили свечку». Я молча смотрю им в глаза – и они понимают свою ошибку. У них в глазах появляются слезы, но уже слишком поздно. Без Церкви жизнь как государства, так и отдельного человека распадается. Почти две тысячи лет назад евангелист написал, что сатана есть князь этого мира. Все совершенно ясно. Если мы не в Церкви, то мы оказываемся с сатаной. Не нужно читать книг или иметь докторскую степень, чтобы это понимать.

    

 

Каким вам видится будущее Православия в Западной Европе? В ваших статьях и книгах вы неоднократно выражаете мысль о том, что несмотря на все происходящие в наше время негативные процессы в Европе все еще возможен духовный подъем и даже возрождение Православия, в особенности по молитвам святых, просиявших в этих землях до Великого раскола. При каких условиях это чудо будет возможно?

Из моего личного общения с англичанами и другими европейцами могу сказать, что в Европе еще осталось много людей, придерживающихся традиционных ценностей, немало англикан и протестантов относятся к православным с интересом и уважением. Во время каждого своего приезда в Англию вижу, что уже почти в каждом англиканском соборе висят православные иконы (чего не было еще 10 лет назад). Многие древние святыни возрождаются из руин, в соборах восстанавливаются раки, устанавливаются праздники местным святым. Слышал о том, что интронизация последнего архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби впервые за много лет совершалась с чтением «Символа Веры» без произнесения Filioque – одно это уже событие. Сами англичане начинают писать и издавать книги о своих ранних святых, а архиепископ Вестминстера Винсент Николс недавно заявил, что реформация в Англии уже закончилась…

Наша Церковь должна стать настоящим маяком для всего человечества, стремящегося к духовной жизни

– Все возможно! Европа сейчас как бы на смертном одре, но мы верим в покаяние, даже на смертном одре. С одной стороны, кажется, что Европа катится в пропасть; но, с другой стороны, в Европе по-прежнему есть небольшие группы патриотически настроенных христиан, духовно здоровые силы, которые живут в каждой европейской стране. Они полностью солидарны с Россией, с русским Православием, разделяют с нами наши ценности, которые, кстати, разделяют с нами и настоящие святые Запада, жившие в первом тысячелетии. Мы, чада Русской Православной Церкви, должны поддерживать все духовно здоровые силы в Европе и по всему миру. Некоторые из них уже ищут от нас поддержки. Наша Церковь должна стать настоящим маяком для всего человечества, стремящегося к духовной жизни. Разумеется, эти духовно здоровые силы немногочисленны и мы не можем рисовать слишком оптимистичную картину. Говоря человеческим языком, ситуация близка к безнадежной. Но мы православные, мы верим в силу молитв святых – древних и современных, просиявших на Востоке и на Западе – верим в благодать Божию, в действие Святого Духа, которым может преобразиться заблудшее человечество.

В минуты печали я вспоминаю слова преподобного Серафима Вырицкого, произнесенные в один из самых мрачных моментов в истории Русской Церкви. Он предсказал, что придет время, когда западные люди будут приплывать в Санкт-Петербург на кораблях, чтобы принять Святое Крещение. Люди думали, что он сумасшедший. Но вы увидите, что он был прав.

    

 

Что вы хотели бы пожелать читателям портала Православие.Ru в завершение нашей беседы?

– Я от всего сердца желаю читателям не впадать в отчаяние от тягот каждодневной жизни в России, от растущих цен, западных санкций, многочисленных войн в мире, из-за трагических событий на Украине и ситуации в западном мире. Никогда не сдавайтесь! Посмотрите, как кровь новомучеников и исповедников победила атеизм. С Богом абсолютно все возможно. Помните, что сказал святой Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде». Помните слова из псалма: «Кто Бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76: 14,15).

Много замечательных событий произойдет в ближайшие годы.

С протоиереем Андреем Филлипсом беседовал Дмитрий Лапа

11 февраля 2015 г.


ПУБЛИКАЦИИ

В Израиле устроят жертвоприношение, предсказанное Библией. Его готовят сектанты, которые хотят приблизить конец света

В конце апреля перед Елеонской горой в Иерусалиме сожгут нетелившихся коров рыжей масти, специально для этого привезенных из Техаса. Фанатичные сторонники возрождения легендарного Иерусалимского храма верят, что жертвоприношение исполнит ветхозаветное пророчество о пришествии Мессии. Их поддерживают и финансируют консервативные евангельские христиане из США, стремящиеся ускорить Армагеддон.

 

 

 

Подробнее...

РАССЛЕДОВАНИЕ: КРОВАВЫЙ ПУРИМ В КРОКУС СИТИ

Убит ученый Фатея Шипунов, изучивший крест физически

«Материальный мир является неживым миром. Им управляют волновые функции (духовные субстанции), состоящие из совокупности полей, упорядоченных в чрезвычайно сложную систему. А человек послан в материальный мир, чтобы одушевить его» - Об этом однажды заявил доктор биологических наук Фатей Шипунов. По этой ссылке есть 3 самых важных молитвы. Читайте их по ссылке: https://t.me/molitvaikona/5465. Любая из них расположит вас решиться на самое сложное пока для вас дело.

Подробнее...

О «политической онкологии» современной «элиты» и мерах её лечения

В своей статье «Остановить политическую онкологию!» я рассмотрел необходимость внедрения в России государственной идеологии и предложил относительно простые способы реализации данной задачи даже в рамках действующего российского законодательства.

В этой публикации был также подробно рассмотрен механизм разрушительного онкологического процесса, поражающего организм человека, и проведена соответствующая аналогия с воздействием на государство либеральной идеологии. Этот процесс я назвал «политической онкологией».

Упрощённо, это выглядит так. Сначала отдельная клетка сбивается с заложенной изначально в неё программы работы в интересах всего организма и объявляет исключительно себя и свои собственные интересы приоритетными и абсолютными. Далее такая раковая клетка (онкоклетка) начинает активно распространять свои «заблуждения» на другие здоровые клетки, сначала заражая отдельный орган, а затем и весь организм.

Подробнее...

«Народный Собор» предлагает ряд мер по защите и укреплению российской промышленности

Обращение Общероссийского общественного движения «Народный   Собор» к кандидату в Президенты Российской Федерации В. В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Общероссийское общественное движение «Народный Собор» поддержало Вашу кандидатуру  на предстоящих президентских выборах 2024 года.

Подробнее...

Проект "Третий храм" как "нерв" ближневосточного конфликта

В январе прозвучало несколько знаковых международных вердиктов по поводу осуждения военной операции Израиля в секторе Газа, в результате которой было уничтожено более 26 000 палестинцев, причем в основном – женщин и детей. Напомню, что Россия изначально предупреждала о таком трагическом ходе событий, поэтому и выступала против операции ЦАХАЛ в Газе. Еще 26 октября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что уничтожение сектора Газа и изгнание из анклава 2 млн жителей создаст там катастрофу на долгие десятилетия, если не на столетия. Лавров тогда заявил, что невозможно ликвидировать палестинское радикальное движение ХАМАС, "не уничтожив Газу с большинством мирного населения". По словам министра, боевики ХАМАС поступили неприемлемо, напав на Израиль 7 октября, но и публичные обещания Тель-Авива "беспощадно ответить" ХАМАС не соответствуют нормам международного гуманитарного права.

26 января Международный суд ООН в Гааге отчасти признал правоту России, постановив, что Израиль должен прекратить действия, которые могут нарушить Конвенцию о предупреждении преступления геноцида. Решение было правильным, но расплывчато сформулированным и половинчатым. Вердикт был вынесен после рассмотрения иска, направленного ЮАР.

Подробнее...

Этот день мы приближали, как могли!

Председатель «Народного Собора» о многолетней борьбе общественности против попыток легализации ЛГБТ в России

30 ноября 2023 года Верховный Суд России признал Международное движение ЛГБТ* экстремистским и запретил его в России.

Безусловно, это важнейшее общественно-политическое событие. Очевидно, что данное решение вызрело на самом высшем уровне и явилось логическим продолжением общего курса руководства нашей страны на суверенитет, в том числе и в духовной сфере.

Подробнее...

«Наша Вселенная создавалась Творцом под человека». Ученый Владислав Ольховский о явлениях, подтверждающих существование Бога

«Главный вопрос, который ставит перед собой сегодня наука о сотворении мира, касается того, каким образом возникла Вселенная и жизнь в ней. Либо материю создал Бог, либо она смогла организоваться сама из вакуума, подобно Мюнхгаузену, который вытащил сам себя из болота за волосы. Я не являюсь приверженцем философии марксизма-ленинизма, хотя в ней правильно поставлен вопрос о первичности духа или материи, однако ответ на него дан неверный. Я убежден, что дух создал и материю, и жизнь».

Подробнее...

Картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» как элемент технологии культурно-исторических провокаций

Ещё раз о «культурных шоках»  и способах их нейтрализации

Написанная в 1885 году художником Ильёй Репиным картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», изображающая  убийство Иваном IV своего сына, тогда для многих представителей российского общества стала  настоящим культурным шоком. В прессе появилось множество критических статей с требованием убрать это полотно из экспозиции и даже вообще запретить его показ.

Подробнее...

Историко-культурные прорывы как основа для борьбы с демонизацией России

Обращение  движения «Народный  Собор» к социально ответственному бизнесу по участию в решении геополитических  задач

Общероссийское общественное движение «Народный Собор» в числе своих инициатив  по укреплению суверенитета России одним из приоритетных направлений считает реализацию историко-культурных проектов, способных торпедировать усилия коллективного Запада  по международной изоляции России. Соответствующие предложения были направлены в адрес руководства Совета безопасности России. Последовавшая реакция со стороны Россотрудничества показала, что предложения «Народного Собора» признаны злободневными, но в данный момент на федеральном уровне отсутствуют ресурсы для их реализации. В связи с этим было предложено обратиться к социально ответственному бизнесу, включая Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Подробнее...

Олег Кассин: «Остановить «политическую онкологию!»

Председатель «Народного Собора» о необходимости для государства в современных условиях  идеологии и  способах её внедрения

В настоящее время в мире происходит  колоссальный  геополитический разлом и размежевание. И это разделение  идет в первую очередь даже не по экономическим, а по духовно-нравственным критериям. Страны западной цивилизации, выполняя установку глобальных наднациональных структур, приступили к тотальному разрушению существующих тысячелетия этических норм, насаждая взамен  диаметрально противоположные, по сути – сатанинские.

Подробнее...

Жизнь на Земле не могла появиться случайно – говорят новые исследования

Найдена непреодолимая пропасть между живой и неживой материей. Идею Дарвина о самозарождении в маленьком прудике опровергает термодинамика биополимеров.

В истории науки есть немало примеров, когда, пытаясь доказать истинность теории, в итоге, ученые получают свидетельства ее полной нежизнеспособности.

Подробнее...

Инопланетяне как спасение мира и Иесусы Чертизона.

             В Апокалипсисе есть сцена, где Авадон (евр. «губитель», по греч. «Аполлион») открывает кладезь бездны откуда выходит саранча, всадники апокалипсиса, которые жалят людей как скорпионы – это есть бесовский легион, которому дана полная власть. Они «спасители» («Христы») мира на языке лжи спасать – значит «губить». Это шпионы ада, иезуиты общества Иисуса, «спасители» мира: Джеймс-секс-бомб, Батман и прочие герои детских комиксов, которые делают народу компьютерную прошивку Аполлон

Подробнее...

Любовь дьявола и шпионаж чертей – общество иезуитов («Иисусов» - «спасителей»)

            Мы бредём по жизни как бы в бреду и по теме пустоты ведём базар, меняя свою жизнь на пустоту и суету и кроме водки ничего не любим. Дурман сивухи выбивает наш разум и занимает сердце. У дьявола всё ложь и вера, и надежда, и любовь – всё пустота чертей. Любовь – коварная змея, которая дышит ядом и отравляет наивные чистые души собирая свою дань смерти. И жгучий мороз губ кобры течёт молоком и мёдом – её любовь не терпит света, а только лишь одна ночь и ложь. Нам бы денёчек переждать, чтобы ночкой можно было воровать чужие души. Ложь называет себя наукой, которая не бывает без жертв и в этом всё общество чертей.

Подробнее...

Распятый Христос. Святые черти и грешные христиане. Кредиторы и должники.

            Все люди грешные и лживые, даже святым верить нельзя – их вводят в заблуждение лжецы. Святому будут лгать, а он должен будет верить, потому что если он будет не верить брату своему, то это тоже грех. И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим. И вот уже богач требует у Бога простить ему долги в 10 000 талантов, на том основании, что он простил своему должнику долг в 100 динариев. Чадо, говорит Христос, ты вытряхнул с бедняков по 10 000 динариев, истязал их и когда один из твоих должников умер на дыбе, не заплатив тебе последние 100 динариев, то ты сказал, что простил ему этот долг.

Подробнее...

Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Донбасс даёт угля.

            СССР встретил своё столетие как никогда молодой и могучий – теперь его столица была в Шанхае. Мир – державное яблоко укатилось из Америки на Восток и солнце Запада потухло, а парус оборван. «Титаник» затонул – так его обманул ветер удачи. Колобок покатился с Запада на Восток по великому шёлковому пути. На приём к китайскому богдыхану слетелись делегации из Ирана, Саудовской Аравии, Франции, Италии, Германии и Латинской Америки. Китайские авианосцы «Ляопин», «Шаньдун» и «Фу Цзян» смотрят в упор на американские. И наш авианосец «Варяг», который строился в Николаеве на верфях и затем он был

Подробнее...

Международный суд в Гааге выдаёт ордер на арест Бога по делу сожжённого Содома.

            Что есть добро? Посади дерево, построй дом и роди сына. Когда построил Каин город и назвал его Содом, то он думал, что Господь оценит и похвалит его усердие. Там были такие дворцы и сады и главное, как он думал, что там был культурный народ – все играют на скрипке, ведут культурные беседы и читают Кафку и Джойса. На стадионах они пьют пиво и смотрят футбол. Но Господь посетил этот «Небесный Иерусалим» и сжёг его. украшением города были люди, которых выпекали из огнеупорной глины. Это были этакие кирпичи империи – гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей.

Подробнее...

Любовь чертей как чума XXI века в чёрном зеркале троллей.

            Богословы старались угодить политикам сделать христианство полезным для царей содомских и князей гоморрских, стать служанкой богословия и культа для культуры, для всех девяти муз, которые жадною толпой стоят у трона. Культура хотела романов с Богом, и она подражала Христу, через это они искажали Истину (как сказал Киплинг: не с тем Бог, кто говорит, что мы соль земли, мы голубь мира, мы Божий щит). Они тащат в христианство своё, а, чтобы остаться с богом всё своё надо выбрасывать. Через игру черти проникают в душу: христианство нам нужно, поскольку оно нам полезно.

Подробнее...

Уния с чертями.

            Говорят, что в 1054 году произошло разделение церквей, которое проявилось в том, что легаты римского папы Льва произнесли анафему на патриарха Михаила и с той поры лучшие умы и юристы спорят и хотят воссоединить. Это история парадоксальна тем, что никакой анафемы не было. Легаты приплыли в Константинополь, а папа Римский попал в плен к норманнам – полномочия всех легатов прекращены. Далее в плену папа умер. Легаты явились в собор Св. Софии с готовым решением отлучить патриарха, потому что герцог Южной Италии Аргир (он же являлся кателаном Византии в Италии оплатил их услуги по отлучении Михаила на почве ночных неприязненных отношений с Михаилом, а ещё он хотел замутить воду при византийском дворе.

Подробнее...

Колбасники под баннером Кукиша. Козломольские и Козленские.

            Баннером дьявола является кукиш. Об этом говорит Мефистофель у Гёте. Любой герб, даже самый замысловатый, хоть со львами, змеями или леопардами – это всё равно кукиш, потому что он основывается на фантазиях и легендах основателя рода и фамилии. А это всегда гений. Ген, это змея мужского рода, которая имитирует фаллос, которым… надменные потомки известны своей подлостью прославленных отцов. Они рабскою пятою попрали обломки счастья обиженных родов.

Подробнее...

(Футуролог Фудзиямы с прогнозом) – Америка: начало конца или конец начала? Храни черти США.

            Мир перевернулся – русские ракеты нанесли удары по банкам «Силиконовой долины», «Кредит Свисс». В швейцарском шоколаде не нашли шоколада, а… только вкус. А в России сдохли придурки, которые покупали швейцарские часы. В доллар никто не верит, хотя на нём написано «inGodwetrust» - все знают, что Америка в бога не верит, а Христа она продала давно. Гетман Козленский потерял свою душу в лабиринтах мирозданья и жил он с тех пор без души. Ему хотелось чего-нибудь продать, но никто не покупал, хотя товар был: Курильские острова, Русская Сибирь, Камчатка – да та же Аляска, сомнительная сделка – барк, который перевозил серебряные доллары утонул, а страховая компания оказалась миражом – призраком. Надо потребовать от собаки Байдена – пусть он ещё раз её купит. Джо, Козленский звонил собаке Байдену, я слышал, что Америка продала Бога, так где я могу получить свою долю?

Подробнее...

Международный суд в Гааге выдал ордер на арест Христа за сожжение Содома.

            Что строят олигархи из бабла? Рай на земле. Но этому строительству мешает душа, а потому её надо продать за дырку от бублика. В чём счастье, брат? Хозяин счастлив, если счастливы его черти, ну и жена-дьяволица, а также собака. Земной рай, это иллюзия, мираж без Бога, воображение у чертей, за которое надо положить свою душу – ни за что. История сохранила описание этого рая крёстных отцов – главное там легитимность. Когда войско Минина и Пожарского вошло в Кремль, то их там встретили бочки с засоленной человечиной.

Подробнее...

Ложь как вера псов, псарей, чертей и папа Рима их крёстный отец.

            Украина – часть Руси, которая украдена чертями, дикое поле, линия огня, ад, что тёмной ночью опустился на землю. Наступление на Русь (натиск на восток – DrangnachOsten) всех военно-масонских орденов: тевтонского, ливонского (меченосцев), иезуитов (общества «Иисуса»), доминиканцев (инквизиции), базилиан (униатов), францисканцев, и др. Причём на фронте римский папа разрешил любой грех, т.е. заранее он отправил саранчу ада – бездны Авадона в рай – там можно блудить, играть в азартные игры в пьяном разгуле, а вот грешники в аду под присмотром чертей вынуждены вести святую жизнь – даже и сигаретку не выкуришь.

Подробнее...

Мир с чертями (fucky lucky) – война с Богом. Ад и Царство Небесное.

            Дьявол вьётся дохлой мухой над моею головой и вороны кружат хороводом бесов – черти спустились и чертят, сужая круги – вы добычи не дождётесь, ведь мой Господь – Христос. Черти зовут обратить данные Богом хлеба в камни и стрелять в небо по Господу, присвоить и украсть весь мир у Бога, ведь хлеб насущный обращённый в маслины волын – закон и яд владения царей, который учит беречь волосы и сняв голову, карабкаться по лестнице Люцифера вверх, чтобы на крыше мира поставить свой престол – там мрак и холод, жить нельзя и дьяволята говорят – кинься вниз и аггелы тьмы тебя понесут.

Подробнее...

Встреча Путина и Си – дорогих друзей «Спина к спине» - лицом к врагам. Передастов не любим, козлам не подаём.

            Обращение «дорогой» - в империи Чингиз-хана так назывался чиновник – «дарога», который контролировал дороги – по ним шла торговля и мчались гонцы. Дорогой друг – не просто друг, а когда ещё и дорога одна, и мы стоим не «лицом к лицу» (как на Западе), а спина к спине. У нас не только дороги одни, а ещё и враги общие. Русский медведь и китайская панда. Потери Китая за его позицию весьма велики – против него идут весьма существенные санкции, ограничения по торговле. Америка сделал тысячи предупреждений и даже какой-то сучий суд в Гааге выписал международный ордер на розыск Путина (т.е. на всех русских и китайцев, которые с ним встречались).

Подробнее...

Человек – сосуд Божий и Чаша Грааля – яда кобры.

            По масонским легендам очень разнообразным и невнятным Иосиф Аримофейский собрал у распятого Христа кровь в некую чашу. И вот её все то ли ищут, то ли уже нашли некие посвящённые и она даёт то ли мудрость, то ли власть над миром и какие-то рыцари короля Артура где-то там собираются – в общем каждый придумывает, что он хочет. Но действительность не поддаётся фантазиям. Каждый человек – избранный сосуд Божий и эта дивная чаша неведомой красоты на 80% состоит из воды,

Подробнее...

Обаяние чертей и антихрист гетьман Козленский – «Брат – 666».

            Прошло много лет как Балабанов предъявил свой фильм о героях нашего времени «Брат – 2» и все полюбили обаятельного паренька Бодрова, мерзавца, негодяя и антихриста – русский предтеча гетьмана Козленского. Балабанов – военный переводчик, участник страшного военного конфликта в Йемене, который владеет Баб-Эль-Мандебским проливом через который идёт почти вся нефть Ирана, Ирака и Саудовской Аравии. Разумеется, СССР должен был туда влезть, вот он и влез. Есть Йеменская Арабская республика, а была Народно-Демократическая республика Йемен. Эта война шла более 40 лет и лишь недавно между Саудовской Аравией и Ираном при посредничестве Китая был заключён мир. Аден – столицу сотрясали такие взрывы, что корабли в порту едва не тонули, на головы всем нам падали камни с неба, которым было более 5 000 лет. Другое название страны «Счастливая Аравия», там есть орошение земли и поэтому всё растёт. Некоторые историки считают, что это была колыбель человечества древних шумеров. Воинственные племена при международном участии разбивали страну.

Подробнее...

Почём опиум для народа? Тысяча лет спецоперы с попами (чертями). Международное право Гааги и доллары гетьмана Козленского.

            История учит тому, что ничему она не учит, потому что она есть ложь – ведь её пишут черти. Только их мнение имеет значение. Мнение – от мании, змеи женского рода, которая царствует в головах царей. Поскольку разведки и шпионы весьма умны, и они доложат властям то, что они от них хотят услышать, а потому их интересует только то, что сидит в головах у властей, а не то, что есть на самом деле. Находкой для шпиона является не сейф противника, а сейф царя, изучив который он сделает свой доклад, за который его похвалят. Такая картина маслом везде: в истории, политике и науке, а потому там правит бал сатана. Мировая война началась в тот момент, когда Каин убил Авеля, брата своего – и она не прекращалась никогда.

Подробнее...

О сценарии ускоренного завершения СВО на Украине

Анализ возможных вариантов развития специальной военной операции и событий на Украине

В ходе проведения Россией специальной военной операции на Украине российские войска сталкиваются с отчаянным сопротивлением противника и нежеланием большинства из них сдаваться в плен. Помимо ряда субъективных и объективных причин этого (мощная идеологическая промывка мозгов населения Украины, наличие заградотрядов, угрозы репрессий в отношении родственников в случае сдачи в плен и др.), существует еще один серьёзный фактор, который не был учтен и задействован  в ходе проведения СВО.

Подробнее...

Чубайс как пророк Чебурашки – конец за него напишут черти и история. Лупинарии и пролетарии.

       Кобра, стальные кудряшки, не бывает пусто место у тебя под каблучком – лишь для тебя горят на небе звёзды, лишь для тебя безумный мир наш создан и для тебя живут придурки под солнцем. Чубайс в 90-х летел в самолёте над страной, сопровождаемый всеми чертями и давал интервью: «Я не экономику строю, это я коммунизм разрушаю». Он верил, что ничего строить уже не надо, а надо лишь дать свободу чертям – баблу и они прекрасно всё устроят. Саранча, которую Авадон («Губитель») выпустит из бездны, превратятся в трудолюбивых пчёлок, которые будут давать мёд. Тучи враждебные реют над нами – это летают над Россией тучи валькирий и вампиров, которые пьют человеческую кровь.

Подробнее...

Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика