Религия

Евгений Андреевич Авдеенко. «КАИН» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Евгений Андреевич Авдеенко (23.11.1952 – 25.07.2014) — один из лучших богословов современности, замечательный исследователь, филолог, долгое время занимался патристикой, античной культурой, древними языками. Основываясь на святоотеческой традиции, занимался переводом Священного Писания. Был одним из основателей Православной классической гимназии «Радонеж»,  председателем правления Общества «Классис» («Общество любителей классической филологии и педагогики»), основателем двух издательских серий «Испытайте Писание» и «Классическая гимназия», одним из авторов проекта «Воспитание знанием».

Его лекции были посвящены двум главным темам, объединенным богословским содержанием: толкованию книг Ветхого Завета и христианскому анализу произведений античной и русской литературы.

Публикуем часть первой главы («Каин») его книги «Тема “Каин” в современном мире», в которой раскрывается духовный смысл современных событий.

 

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ – АВЕЛЯ И КАИНА

Антицерковное сообщество берет начало от Каина и его потомков. В жертвоприношении Каина и Авеля произошло разделение в человечестве – явились «дети диавола» и «дети Божии» (1 Ин. 3:10), «сыны Божии» (Быт. 6:2). Важно понять, чем было жертвоприношение Каина и чем было жертвоприношение Авеля.

Первая Церковь возникла в раю – Адам и жена. У них могли рождаться дети в раю, как Адаму сказал Бог: «Плодитесь и множьтесь» (Быт. 1:28). Однако дети у Адама и Евы начали рождаться уже после грехопадения. Первая семья была одна, и она была Церковь. В первой семье произошел раскол, но не раскол в Церкви:

человечество разделилось на Церковь и внецерковное общество.

Основатель богопротивного общества – человекоубийца, Каин. В человечестве явились: каинитяне и «сыны Божии».

В истории Каина мы имеем единственное полное описание преступления во всех его этапах и – последствий преступления, которые нераскаявшийся преступник по своему желанию понес во всей полноте. В истории Каина нечто новое мы узнаем о грехе и о человеке. Начинается описание преступления:

И было по окончании дней, и принес Каин от плода земли приношение Господу.

Быт. 4:3

В словах «по окончании дней» мы имеем первое указание на церковный календарь: исполнился срок для жертвоприношения. «По окончании дней» может говорить и о том, что жертвоприношение должно было носить особый характер: это могло быть время такой жертвы, которой человек был научен в раю.

*

О том, как приносилась первая жертва – в раю, после грехопадения (какого рода эта была жертва), Писание умалчивает, однако мы знаем, что смерть была показана Адаму в раю:

И создал Господь Бог Адаму и жене его хитоны кожаные и одел их.

Быт. 3:21

Что означает «хитоны кожаные» (т.н. «кожаные ризы»)? В святоотеческой традиции есть различные толкования, которые не противоречат, но дополняют одно другое.(1) Одно из толкований состоит в том, что выражение «хитоны кожаные» означает кожу жертвенного животного. Еще находясь в раю, первые люди получи

ли одежду «из кож животных, умерщвленных, может быть, пред их глазами, чтобы в самой их смерти они увидели смерть собственного своего тела» (св. Ефрем Сирин).

Кто был убит из животных, мы не знаем. Но это было одно из животных райских. Адам этим животным, каждому отдельно дал свое имя. Райские животные были Адаму родные… Мы можем знать, что испытывал Адам, когда видел заклание такого животного и совлечение с него кожи. Это было чувство, которое сопровождает покаяние – мучение. Важно уточнить, какое это было мучение.

После греха Адам в раю познал, что рая недостоин, рай его устыжал. И это было мучение, без которого не бывает покаяния. Мучения стыда в присутствии Божьем рождает покаяние. И этого мучения для Адама было недостаточно.

Нужно было, чтобы там же в раю Адам увидел умерщвление прекрасного животного, отделение его кожи и чтобы Адам и жена облачились в хитоны кожаные.

Мучение Адама в раю было и от стыда, было оно и зрительным, и осязательным… Покаяние обязательно должно сопровождаться зримым и даже осязаемым знаком.(2) Адам и Ева, можно сказать, облеклись в покаяние. Хитон – это одежда, которая прикасается к коже, от Господа ради покаяния человеку на плоть был дан знак – носить кожу на коже – хитоны из жертвенных животных.

Это был очень крепкий урок, но в нем не было жестокости. Заклание жертвенного животного было знаком, какова глубина грехопадения. Если человек ужаснулся жертве, то он ужаснулся и греху. И это тоже входит в покаяние: человек кается в своих личных грехах, зная как-то и ужасаясь общему для всего человечества грехопадению.

Жертвоприношение дано человеку ради покаяния и памяти о грехопадении.

Когда Адам был изгнан из рая, началась на земле длинная череда кровавых и бескровных жертвоприношений, цель которых одна: ждать центрального момента исторического времени и, когда он придет, принять Жертву Христа-Спасителя. И календарная череда суббот, и регулярность жертвоприношений имели свою цель и завершение – в Воскресении Христа.

Первая жертва с умерщвлением была в раю, последняя жертва с умерщвлением была на Голгофе. Как первого (в раю), так и последнего (на Голгофе) кровавого жертвоприношения Священником был Господь.

На земле, совершив жертвоприношение, человек вкушал от принесенной жертвы, – причащался жертве через вкушение. От первой жертвы первые люди – оделись: Господь одел их в кожу от закланных животных. От первой жертвы люди не вкушали, эта жертва была принесена целиком. Такие жертвы назывались «всеприношение».

«Всеприношение» (еврейское олá ) — это жертва, которая приносится целиком, и поэтому указывает на Христа: Спаситель целиком отдаст Себя в жертву. 

В именовании этого первого (исходного для всех других видов) жертвоприношения наблюдается неточность в переводе на греческий язык и недоразумение. Точное название жертвоприношения – олаעלה(Быт. 8:20; 22:2 сл), עולה(Пс. 51/50:21), – «возношение» (жертва «восходящая»). Приемлемый перевод на греческий язык– «всеприношение» ὁλοκάρπωσις (приношение «целого плода»).

На греческий иногда переводят ола как ὁλοκαύτωμα – «всесожжение», что категорически неверно. Жертва действительно вся сожигалась, но суть ее не в сжигании (это второстепенная техническая деталь), а в том, что жертва приносилась вся, целиком. Синоним для жертвоприношения ола жертва калиль כליל «цельная, целиковая» (Пс. 51/50:21). От неверного перевода еврейского ола как ὁλοκαύτωμα – «всесожжение» произошло в западных языках holocaust, а от него понятие «холокост». В еврейском тексте Ветхого Завета нет термина, который бы соответствовал термину «холокост».

Вся человеческая культура во всех своих областях имеет средоточие, это – религиозный культ; центральный элемент культа – данное от Бога жертвоприношение; а главным жертвоприношением является «всеприношение» (или жертва «целиковая»). Когда жертва приносится целиком – это жертва Завета; такая жертва Завета Ветхого указывает на жертву Нового Завета – распятие Христа; это было – «всеприношение» (на еврейском языке олá; неверный перевод – «всесожжение», отсюда возникло понятие «холокост»).

 

Жертве «целиковой» («всеприношению») первые люди были научены после грехопадения в раю. Тогда «из кож животных, умерщвленных, может быть, пред их глазами» (св. Ефрем Сирин), они были облачены Богом в «хитоны кожаные» (т.н. «кожаные ризы»; Быт. 3:21).Кто был убит из животных, мы не знаем. Но это было одно из животных райских. Адам этим животным, каждому отдельно дал свое имя. Райские животные были Адаму родные… Мы можем знать, что испытывал Адам, когда видел заклание такого животного и совлечение с него кожи. Это было чувство, которое сопровождает покаяние – мучение. Важно уточнить, какое это было мучение.

После греха Адам в раю познал, что рая недостоин, рай его устыжал. И это было мучение, без которого не бывает покаяния. Мучения стыда в присутствии Божьем рождает покаяние. И этого мучения для Адама было недостаточно.

Нужно было, чтобы там же в раю Адам увидел умерщвление прекрасного животного, отделение его кожи и чтобы Адам и жена облачились в хитоны кожаные.

Мучение Адама в раю было и от стыда, было оно и зрительным, и осязательным… Покаяние обязательно должно сопровождаться зримым и даже осязаемым знаком. Адам и Ева, можно сказать, облеклись в покаяние. Хитон – это одежда, которая прикасается к коже; от Господа ради покаяния человеку на плоть был дан знак – носить кожу на коже – хитоны из жертвенных животных.

Это был очень крепкий урок, но в нем не было жестокости. Заклание жертвенного животного было знаком, какова глубина грехопадения. Если человек ужаснулся жертве, то он ужаснулся и греху. И это тоже входит в покаяние: человек кается в своих личных грехах, зная как-то и ужасаясь общему для всего человечества грехопадению.

Жертвоприношение дано человеку ради покаяния и памяти о грехопадении.

Когда Адам был изгнан из рая, началась на земле длинная череда кровавых и бескровных жертвоприношений, цель которых одна: ждать центрального момента исторического времени и, когда он придет, принять Жертву Христа-Спасителя. И календарная череда суббот, и регулярность жертвоприношений имели свою цель и завершение – в Воскресении Христа.

Первая жертва с умерщвлением была в раю, последняя жертва с умерщвлением была на Голгофе. Как первого (в раю), так и последнего (на Голгофе) кровавого жертвоприношения Священником был Господь.

На земле, совершив жертвоприношение, человек вкушал от принесенной жертвы, – причащался жертве через вкушение. От первой жертвы первые люди – оделись: Господь одел их в кожу от закланных животных. От первой жертвы люди не вкушали, эта жертва была принесена целиком. Такие жертвы и назывались «всеприношение» (олá) или жертва «целиковая» (калúль).

Жертва всеприношения – это жертва смирения: все Богу и все от Бога. Ее смысл выражен в литургическом возгласе: «Твоё от твоих Тебе приносящих за всех и за всё».

+ + +

Жертвы Каина и Авеля были принесены в определенный срок, который обозначен – «по окончании дней» (Быт. 4:3). «По окончании дней» может говорить о том, что жертвоприношение должно было носить особый характер: это могло быть время такой жертвы, которой человек был научен в раю.

Из описания жертвоприношения Авеля (Быт. 4:4) отчетливо проступает его духовный облик:

1) скотовод Авель принес «от тука» своих стад. Древнееврейское слово «тук» хéлев обозначает «жирное, хорошее, лучшее». Авель принеслучшее.

2) Авель принес «от первородных» животных. «Первородное» – это «разверзающее утробу» (Исх. 13:2). Древнееврейское слово «утроба» рéхем – того же корня, что «сострадание, жалость» (рахамúм). Настоящее сострадание – «утробное». Жертва Авеля знаменовалаблагоутробие Божье – Его бесконечное сострадание, жалость к человеческому роду.

3) жертвоприношение Авеля осуществлялось как «заклание», однако оно названо «приношение» минхá (в переводе на греческий «дар», ср. Евр. 11:4). Этим указывается, что приношение Авеля было больше, чем заклание, скорее всего, эта жертва была принесена целиком.

Духовный облик Авеля дан через характер его жертвы – тремя чертами, совершенно отчетливо. Жертва Авеля указывает на Христа и Его жертву.

Преступление Каина началось с жертвы Богу. При полном описании преступления его первым этапом оказывается жертвоприношение. Преступление, если оно прослежено от начала и в полноте, носит религиозный характер. Отношение к Богу уясняется через принесение жертвы, и именно отсюда начинается преступление… Потому что отношение к Богу может быть приятием, а может быть – отвержением.

При полном описании преступления его никак нельзя объяснять через мотив (например, Каин убил, потому что позавидовал; или: Каин убил, потому что Бог не принял его жертву).

Чем была жертва Каина, мы можем знать только из того, что было с Каином, после того, как жертва его не была принята. Два библейских текста (на древнееврейском и древнегреческом) описывают состояние Каина по-разному, но – так, что смысл одного дополняет смысл другого:

1. Древнееврейский: «И разгневался Каин весьма» (Быт. 4:5). В точном переводе: «загорелся [гнев] у Каина». Первым и, возможно, невольным движением в душе Каина был гнев – не на себя: Бог виноват. У Каина это мог быть импульс. В евангельской притче о блудном сыне – старший сын, когда отец помиловал младшего брата – разгневался сознательно, «был разгневан» на отца (Лук. 15:28). В этой притче старший сын – образ иудеев, которые возмутились на Бога за то, что Он помиловал тех, которые не соблюдали Закон.

То, что у Каина могло быть первым импульсом гнева на Бога, в иудаизме стало осознанным движением против Мессии (Христа) милостивого.

2. Древнегреческий перевод: «И стало печально Каину весьма» (Быт. 4:5). «Печали» — это страдания, которые даны ко спасению; «печали» – то, что должен осознанно терпеть человек: жена в родах, муж в трудах. Бог сказал жене: «в печали будешь рождать детей» (Быт. 3:16); Адаму Бог сказал: «в печали будешь есть от земли» (Быт. 3:16, 17). «Печали» на языке Библии – это не психологические переживания, «печали» даны человеку от Бога. Иное – у Каина. Его печаль – шаг к преступлению. Каин опечалился не той печалью, терпеть которую заповедал Господь. Каин опечалился своей печалью, которая не от Бога.

 

Каин сочинил себе мировую скорбь. И очень, заметим, нужно быть осторожным с теми людьми, которые несут свою (или своего народа) – присвоенную ими мировую скорбь. В Каине открылся источник скорби – сам Каин. У Каина в душе созрела картина мира, где в центре – сам он, готовый все стерпеть, но не то, что от Бога.Когда говорится «загорелся (гнев) и Каина» (или «стало печально Каину»), то здесь Каин – отчасти находится в страдательном состоянии. Но далее сказано: «упало лицо его» (в греч. переводе: «он испал лицом»). Чтобы поникло лицо, нужно соизволение, здесь Каин –действующее лицо. В исходный момент зарождения преступления происходит совпадение деятельного и страдательного состояний в душе преступника (эту мысль будут досконально развивать Эсхил и Достоевский).

 

Когда человек поникает лицом, его помыслы обращаются вниз, к земному, отвращаются от небесного. Этот момент и сторожит «змей» – лукавый дух, это и называется «блюсти пяту», как сказал Бог «змею» (диаволу) о человеке: «ты будешь блюсти его пяту» (Быт. 3:15). Змей соблюдает, блюдет, сторожит, выслеживает, он ждет момента, когда наши помыслы целиком о земном, когда мы как бы опираемся на свою пяту, топчем землю, сами прокладываем себе путь… Если человек обратился лицом к земле – поник лицом, то «змей» рядом.

 

Каин размышляет о божественном: почему не принята жертва, но помыслы его стали о земном – лицо поникло. При этом Каин гневно-печален, и если он «ниспал лицом», то это не бессильное опускание головы, это «жестокая выя», это обратившаяся в землю воля, отвратившаяся от небес.Можно не сомневаться, что человек в таком состоянии уязвлен «змеем» – прошел внутри себя большую часть пути к преступлению.

На этом этапе Господь перехватывает человека, говорит с Каином, останавливает его. Смысл сказанного Богом Каину:

1) Я вижу тебя;
2) Я называю, почему не принята твоя жертва;
3) Я говорю, что тебе делать;
4) в тебе действует диавол.

«И сказал Господь Бог Каину: почему ты стал так опечален? И почему испал лицем? Если ты правильно принес [жертву], но правильно не разделил [ее], разве ты не согрешил? Умолчи. К тебе обращение его [диавола], и ты начальствуй над ним» (Быт. 4:6, 7 в греч. переводе).

1. Я вижу тебя. Осознай, что с тобой происходит: «почему ты разгневался?» (Быт. 4:6). От кого этот гнев (печаль)?

2. Я называю, почему не принята жертва. «Если ты правильно принес [жертву], но правильно не разделил [ее], разве ты не согрешил?» Ты жертву принес «правильно»: принес лучшее, отборное, в нужный срок, – но «правильно не разделил», следовательно, «ты согрешил». Почему это так важно, что Каин жертву «правильно не разделил»?

Жертва Авеля была «целиковая», указывала на Новый Завет (жертва была «заветная», говорила о полной самоотдаче). Каин принес обычную жертву, которая разделяется – на «то, что мне, и на то, что Богу» (в большинстве жертвы так и приносили: от жертвенного вкушали).

Грех каинский начинается с того момента, когда всякое жертвоприношение возводится к принципу: «я Тебе – Ты мне»; мне – моё, а Богу – Богово; то, что мне – то не Божье. Пусть мое будет мое, как сейчас говорят, «по праву». Каин в отношениях с Богом будет выделять и отстаивать свое «по праву» – по закону.

В той части души, куда Каин Бога не пускал, и развилась опасная печаль. Принося жертву, Каин «согрешил». Это мог быть неправильный поступок, ошибка. Огрех можно исправить. А можно грех возвести в принцип: как делал, так и буду делать, и буду приносить жертвы: «Я ему – Он мне».

«Я ему – он мне». Это уже не будет жертва Богу… Кому это будет жертва? Диаволу. Если Каин минует точку невозврата, где его посетил Господь, в человеке возникнет такое умонастроение (самочувствие, впоследствии идеология), – которое «на дух» не примет Новый Завет.

В истории Каина и Авеля различие в понимании Завета – намечено, оно станет сквозным для всей мировой истории. Имя «Каин» станет символом богоборчества.

3. Что Каин должен был сделать? Господь сказал: «Умолчи» (в греч. переводе, в древнееврейском тексте отсутствует). Это – усилие, которое спасет тебя. Вся аскетика (учение о молитве) – в одном слове: «Умолчи». Змей-диавол не может действовать через насилие над волей, диавол действует через помыслы. В молчании помыслов человек безопасен от лукавого. Если человек замкнул уста, это уже начало борьбы с грехом.

4. Последнее, что сказал Господь Каину, – о враге. В еврейском тексте говорится: «У двери (у входа) грех лежит» – это предостережение: не переступай черту. В мире свободных существ, в мире нравственных связей, в религиозной жизни есть непереходимые грани. Если их перейти (это и есть преступление), окажешься во власти чужой и враждебной силы. Не переходи за порог, когда в душе такая смута. За чертой – черт.*

* Согласно иудаизму, слова «у двери (входа) грех лежит» содержат не предостережение о крайней опасности, но указание на момент, когда человек рождается: «Ребенок, еще будучи во чреве матери, обучается Торе. Как только он рождается на свет, приходит ангел и слегка ударяет его по губам, и он забывает всю Тору, поскольку говорится: “Грех подстерегает тебя у дверей”» (Вавилонский талмуд, Ниддах 30б). Участие диавола в истории Каина, таким образом, отрицается.

В тебе действует диавол: «Если не делаешь доброго, то у двери грех лежит, и к тебе влечение его, и ты справляйся с ним» (Быт. 4:7 евр. текст). Не ты нуждаешься в нем, а он – в тебе, поэтому – одолевай. Сатана после грехопадения для мира сего нарекается «архонтом – начальствующим» (Ин. 12:31): сатана – «князь мира сего». Мира сего – но не человека. Человек не подначален сатане.

Из слов Господа Каин должен был понять, как он ошибся в своем понятии о том, что такое жертвоприношение. Каин стал на пороге, когда должны уясниться его отношения с диаволом. Убийство Авеля будет жертвоприношением диаволу.

 

 УСЫНОВЛЕНИЕ ДИАВОЛУ

В убийстве Авеля были два соучастника – человек и диавол. Если перечислить этапы, по которым Каин идет к преступлению, то они таковы:

  – жертвоприношение Богу;
  – печаль не по Богу;
  – уклонение воли, опускание лица  (за этим следует остережение от Бога);
  – ложь и усыновление диаволу;
  – жертвоприношение диаволу.

Предостерегая Каина Бог сказал ему: «Умолчи» (Быт. 4:7 в греч. переводе). Когда для человека звучит голос Божий, это очень удобный момент, чтобы – по этому голосу – дать верно настроиться основным силам души. Для этого нужно только самому «замолчать». А Каин сказал: «И сказал Каин Авелю, брату своему» (Быт. 4:8).

Писание не сообщает, что сказал Каин Авелю – это не имеет значения: чтобы он ни сказал, это была ложь. Каин ложью выманил брата, зная, что убьет, Каин подчинился «отцу лжи» (Ин. 8:44): он сам стал «семенем змея» (Быт. 3:15). Отныне Каин стал «от отца диавола» (Ин. 8:44).

Диавол – отец лжи. Каин усыновился диаволу – до того, как убил брата. А когда убил – это была жертва диаволу «целиковая» (всеприношение), первое деяние оборотнической религии. Каин был первопроходчик в бездну.

За что Каин убил Авеля? Или: почему Каин убил Авеля? Какие у него к тому были мотивы? Что были за причины? За какую вину? Ни за что, ни почему, без мотива, без причины, ни за какую за вину… Апостол Иоанн объясняет: «Каин был от лукавого и заклал брата своего. И за что заклал его? Потому что дела его были лукавы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:12).

Каин ни за что убил брата: Авель был жертва. Каин был духовный человек. Вообще, духовный человек (будь он от Бога, либо от диавола) ведет себя достаточно бескорыстно, часто немотивированно на уровне душевных побуждений; его деяния соотносятся с другой инстанцией, которая выше, чем материальный расчет или душевное переживание. Таков Каин: неверно сказать, что он был зол, и дела его были злы. Нет, «Каин был от лукавого, и дела его были лукавы». Он не просто убил, он «восстал» и убил (Быт. 4:8), он «заклал» брата своего (1 Ин. 3:12). Заклание – это умерщвление как культовое действие.

Преступление Каина началось с жертвоприношения, и само преступление Каина было жертвоприношением. В этом разъяснение страшных слов Господа, которые он сказал иудеям: «вы – от отца диавола» (Ин. 8:44). Какие могут быть у диавола дети?

Самые близкие отношения в духе на символическом языке Библии выражаются через сыновство.

Даже в Лицах Пресвятой Троицы – это Отец и Сын. Верное Богу человечество и Его ангелы – «сыны Божии» (Быт. 6:2; Иов 1:6). Те, кто служат лукавому, кто «хочет творить похоти отца» диавола (Ин. 8:44), названы «семя змея» (см. Быт. 3:15), «змеи, порождения ехидны» (Мф. 23:33), «дети диавола» (1 Ин. 3:10).

Каин заклал брата, принес жертву завета с диаволом, он теперь полностью ему предан. На языке Писания это называется «сыновство». Когда Каин «усыновился» диаволу, он стал основателем антицеркви, оборотнической религии. Оборотническая религия – служение богопротивнику с использованием установлений истинной религии, которым сообщается противоположный знак. От Каина начинается путь погибели, который именуется в Новом Завете – «путь Каина» (Иуд. 11).

Господь вочеловечился и был убит теми, кто по духу Каин, о чем Христос ясно говорил «книжникам и фарисеям» до Своего распятия: «Змеи, порождения ехиднины… да приидет на вас вся кровь праведная, проливаемая на земле от крови Авеля праведного» (Мф. 23:33, 35). Эти слова Господь сказал не о тех, кто не знал, что творит, но о тех, кто знал, что творит – подобно Каину. Те, кто «восстал» на Спасителя, стали «от лукавого» не после Креста, а до него. Распятие было жертвоприношением. Отвергшие Христа иудеи лишились сыновства от Бога: «не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:7).

Иудеи «веровали в Иисуса», что Он – Мессия (Ин. 8:30, 31), заспорили с Ним, не согласились и убили. И Каин знал, что Бог – Бог; и иудеи знали, что Иисус – Мессия (притча о виноградарях). Начало преступления лежит только в религиозной сфере. И только религиозные люди, совершая преступление, идут до конца.

Каин заклал Авеля в жертву – совершил оборотническое жертвоприношение. На Голгофе родилась оборотническая религия – совершилась не казнь, не убийство, а заклание. Как Каин не убил, а «заклал брата своего» (1 Ин. 3:12), так и Христос – «Агнец, закланный от сложения мира» (Отк. 13:8).

 

ПРОКЛЯТИЕ КАИНУ

Чтобы отвратиться от Бога полностью, необходимо действовать с полным сознанием и с помощью диавола. После убийства на вопрос Бога «где Авель брат твой?» Каин ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Ложь Каина Богу была последним свидетельством, что Каин усыновился «отцу лжи». Каин произнес свидетельство на себя. Каин был первый, кто солгал Всеведущему «в лицо». Оскорбление в лицо – самое наглое (ср.: «народ, оскорбляющий Меня в лицо», Ис. 65:3). Каин солгал Всеведущему в лицо – тем самым Каин проклял Бога. Каин – первый человек, кто был проклят.

Господь изъясняет Каину, «что он сделал». И сказал [Господь]: что ты сделал? Голос крови брата твоего – вопиющей ко Мне от земли (адамá)» (Быт. 4:10). Кровь кричит – голосом от земли. Как Богу жертвуют только лучшее и чистое, так в жертву диаволу нужно было принести только кровь невинную, таким был Авель. Образом невинного страдания в Св. Писании является земля: человек согрешил, а страдает земля. Так сказал Господь человеку после грехопадения: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17). Кровь невинно пострадавшего Авеля пошла к земле, невинно страдающей – и произошел резонанс: кровь человека (адáма) закричала голосом от земли (адамá).

Мир свободных существ и обитаемая человеком земля устроены Богом так, что каждое преступление имеет отклик во всем мире – каждое преступление отражается на земле.

«И ныне проклят ты от земли (адамá), которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю (адамá), она не прибавит, чтобы дать силу свою тебе» (Быт. 4:11, 12).

К труду земледельца земля «прибавляет» свою силу (растить растения), которая была дана ей в третий день творения (Быт. 1:11). От сложения труда человека и силы земли рождается пища, символом чего является «хлеб».

Следующий элемент проклятия Каину, которое изрек Бог: «Шатающимся и сетующим будешь на земле (éрец)» (Быт. 4:12). Или в греческом переводе: «Стенающим и трясущимся будешь на земле». Названы два важнейших определения Каинского духа: тот, кто становится духом как Каин, будет «стенающий и трясущийся», «шатающийся и сетующим». Дух Каина проявляет себя телесно: это – голос (стенающий, сетующий) и трясение (плоти), внутренняя шаткость.

Греческий перевод согласуется с древнееврейским текстом: Каин – «шатающийся и сетующий» (Быт. 4:12). Однако в иудейской традиции эти два определения Каинского духа получили совершенно другое истолкование: «изгнанником и скитальцем будешь ты на земле» (то же в Синодальном переводе). Никто не принуждал Каина к скитальчеству, Господь не присуждал Каина к изгнанию: Каин может жить, где жил, вполне оседло. Каин сам избрал себе долю скитальца (Быт. 4:14). Также и те, кто хлебнул духа Каина, могут «полюбить скитаться» (Иер. 14:10), но это – по собственной воле. То есть, первичное здесь не переход с места на место (скитание), но – внутреннее колебание (шатание, шаткость, дрожание, трясение), которое делает Каина скитальцем.

Каин – «трясущийся», шатающийся, шаткий и «сетующий» (с покачиванием головы), «стенающий». Таков образ Каина по Писанию. Если же Каин – «изгнанник и скиталец», то перед нами является образ человека (или народа), которого все гонят и обижают, и он поэтому осужден быть перманентным эмигрантом.

В Псалме 58 (в еврейской Библии это Псалом 59) Давид просит Господа  о грешниках  — до конца грешных:
 – «не помилуй всех изменников беззаконных» (ст. 6);
  – «не убивай их, чтобы не забывал народ мой, – пошатни их» (ст. 12).

Тех, кто усыновился диаволу, невозможно помиловать; так Каин был проклят. Но Каин не был убит. Народ Божий (народ Церкви) должен «не забывать», чтó есть «Каин» как духовный тип личности и чтó есть «изменники» в вере, чье изменничество вполне явилось на Голгофе. «Народ» Божий должен помнить о Голгофе, и, чтобы он «не забывал», оставлены те «изменники» (из народа Израиля и бывших христианских народов), которые идут «путем Каина» (Иуд. 11) и не примут от Христа «милости».

Таково должно быть самочувствие христианина в мире: он должен ощущать и помнить, что на него разинута пасть диавола и «чад диавола» (1 Ин. 3:10), чтобы «поглотить» (Пс. 35/34:25), как это хотели сделать с Самим Христом. Этого никак нельзя «забывать», и Господь так устроил, что «забыть» это не дадут «изменники» из народа Церкви Ветхого Завета и из народов, Христа забывших.

В проклятие Каину Господь сказал: «шатающимся (шатким) и сетующим (качающимся) будешь на земле». Давид просит сообщить «изменникам» в вере узнаваемую черту Каина: «пошатни», сделай их «шаткими».

+ + +

Каин был первым человеком, кто был проклят (Быт. 4:11,12). До Каина мы слышали проклятие змею (Быт. 3:14, 15) и проклятие земле (Быт. 3:17, 18). Все три проклятия строятся на одних и тех же началах, имеют строгую внутреннюю форму.

1. Господь не проклинает, проклятие происходит от Божьего миропорядка. Господь не прилагает своей воли к наказанию преступника. Каин такое сотворил, что от самого низа (от земли) до самого верха (до неба) весь мир содрогнулся – и произошло проклятие.2. Никто не проклят сам по себе, проклятие всегда относительно. «Земля проклята в делах» человека (Быт. 3:17). Каин проклят относительно земли. «Каин возделывающий землю» (Быт. 4:2) такое сделал, что он теперь проклят от земли, которая проклята в делах человека. Нет больше вреда земле, чем от Каина и тех, кто по духу Каин.

Каин вошел в круг, который нельзя разорвать: он проклят относительно проклятого (земли). Каин стал из тех, кто не может покаяться. Каин вошел в разряд существ, которые навсегда утратили способность покаяния, каковы – диавол и «дети диавола» (1 Ин. 3:10). Проклятие не есть причина того, что Каин не покается: Каин не покается, потому что он усыновился диаволу.

3. Проклятие – это лишение свойственного и привязанность к чужому. Каину бесполезно возделывать землю: «она не прибавит, чтобы дать силу свою» (Быт. 4:12). Всем детям Адама земля кормилица, Каину – нет. Этот элемент проклятия – лишение свойственного.

Другой элемент проклятия – привязанность к чужому, принятие несвойственного.

а) Каин вошел в разряд особого рода существ – человек «от лукавого»: Каин заклал брата, «потому, что дела его были лукавы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:12). Если земля не будет кормить Каина, то кто, в конечном счете, будет его кормить? Речь идет не о пище, ее можно добывать разными способами, речь идет о жизненной силе, которая идет от земли и которой Каин лишен.

Как диавол (змей) навеки привязан к человеку, так и Каин навеки привязан к человекам – «сынам Божьим». Каинитяне всегда рядом с Церковью. Каин живет не от земли, но – от греха, в который сам же другого человека вводит.

б) Каину было сказано Богом: «Умолчи». Он не умолчал… «Кто чем согрешает, тот тем и обуздывается» (Прем. 11:6). До убийства Каин не умолчал, теперь он уже не может умолкнуть, и в будущем Каин обречен подавать голос: он будет «стенающим», «сетующим». Это нам указание: опознавать каинитян нужно не по виду, а на слух и по звучанию голоса.

в) Каин не побоялся убийства, не устрашился Бога, теперь в его душе поселился невыносимый страх. Он сказал Господу: «всякий встречающий меня убьет меня» (Быт. 4:14). Каин навеки будет «трясущийся» – внутри себя колеблющийся и шаткий. Этот страх может гонять Каина по земле. Каин потерял связь с землей, но его никто не гонит с места. Стенающий и трясущийся Каин может жить оседло, но не на земле (Каин – изобретатель городской жизни).

4. Кто проклят, обречен поражению. Победа Христа над диаволом была поражением чад диавола. В плане истории Воскресение Христово было и есть основание для религиозного самоопределения всех людей, а для еврейского народа – разделением на христиан и иудеев, и между иудеями – на тех, кто не ведает, что творит, и тех, кто ведает. Всеобщее воскресение и Страшный суд будет концом всемирной истории и окончательным поражением «детей диавола».

 

КАИНОВА ПЕЧАТЬ

Бог изрек проклятие Каину: «Шатающимся и сетующим» («стенающим и трясущемся» в греч. переводе) будешь ты на земле» (Быт. 4:12). Каин уже не может молчать, он уже смертельно напуган («трясущийся») и испустил первое «стенание»: он выпросил себе «Каинову печать». То, что сказал Каин Господу (Быт. 4:13), имеет двойственный смысл, и в переводе с еврейского его можно передать только двумя предложениями разного смысла:

– «больше вина моя, чем [можно] оставить мне»;
– «больше наказание мое, чем [можно] снести мне». Каин не просто «стенающий» («сетующий» с покачиванием головы), он речистый, находчивый в слове, умеющий обращать слова – оборачивать их с разным смыслом… Если Каин «в лицо» Богу солгал, что не причастен убийству (Быт. 4:9), то и сейчас он себя ничем не стесняет. Каин умеет пользоваться языком, таков и отец его – диавол.

По звучанию, каинское стенание объединяет в себе уныние и ропот:

1) Вина моя больше, чтобы можно было простить. – Уныние.
2) Наказание моё больше, чем можно вынести. – Ропот.

При самонаблюдении душевных состояний уныние есть подавленность и бессилие, а ропот, наоборот – энергический протест; вещи, казалось бы, несовместимые. Если мы хотим услышать «стенание» Каина, нужно подняться над психологическим правдоподобием: Каин – духовный противник Церкви, в стенании Каина ропот и уныние, уныние и ропот – один звук. Каин жалуется тому, на кого ропщет и кому лжет в лицо. Сочетание этих несовместимых качеств называется «наглость».

Каин еще сказал – он обвиняет Бога: «Вот Ты изгоняешь меня днесь от лица земли» (Быт. 4:14). Бог Каина не гонит, но Каин хочет на Бога переложить: меня изгнали. Да еще «в лицо» говорит: «Ты меня изгоняешь». Вновь слышим Каиново «стенание» – Каин жалуется и в лицо лжет.

Дальше – больше: Каин готов сделать то, чего от него точно никто не требовал, он готов скрыться от лица Божия: «от лица Твоего скроюсь… и будет: всякий встречающий меня убьет меня» (Быт. 4:14). Каин во всяком человеке видит подобного себе убийцу. Каина постиг его особенный страх – внутренняя шаткость и трясение плоти. Каин не видит людей, Каин, как в зеркале, видит во всех подобных себе убийц. Если во всяком встречном видеть только себя самого, то это и есть – одиночество. Страх Каина стал смертельным: все убийцы меня.

Господь освобождает Каина от этого страха, Он положил на Каина знамение: «И сказал ему Господь: посему всякий, убивший Каина, всемеро отмстится [ему]. И положил Господь на Каина знамение, чтобы не поразил его всякий встречающий его» (Быт. 4:15). «Всемеро отмстится» (ему) — в переводе на греческий: «отмстительно расслаблен будет». Речь идет именно о расслаблении (парализации). Если убийце воздавать смертью, то не семь раз. Слова о семикратном отмщении за смерть Каина имеют смысл, если Каин – не только конкретный индивид, но духовный тип личности: «Каин» – это не только имя собственное, но обозначение некоторой духовно-исторической общности.

Если противостоящая «Каину» общность прибегнет к насилию, то сама потерпит семикратное ослабление. «У Меня отмщение и воздаяние», – говорит Господь (Втор. 32:35; Рим. 12:19). «Каин» отмщается от Бога. Людям – под угрозой семикратного воздаяния – нельзя «Каина» бить.

Каинова печать – двузначна: Каин и совершенно охранен от преследования, и совершенно одинок и навеки скорбен. Одиночество и вечная скорбь, которым обречен Каин, таковы, что его скорбь не «депрессия», а одиночество – не временное состояние. Душевные переживания проходят, а проклятие Каина – для него лично, для его ближайших потомков и для тех, кто по духу Каин – не проходит.

Открывается вопрос: если Каин хочет скрыться от лица Божьего, как это сделать? Разве может человек скрыться от Бога? «И исшел Каин от лица Бога и поселился в земле Нод на восток от Едема» (Быт. 4:16). Имя земли «Нод» происходит от глагола со значением «сетовать, качаться, убегать». Страну проживания «стенающий» Каин назвал по имени своему – земля «Сетование» (или земля «Бегство»). Земля Нод располагалась «на восток от Едема». «Восток» – имя Божие (Лук. 1:78). Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад… Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога. Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся.

Каин не пошел на запад от Бога, потому что знал, что милостив Господь. И действительно, когда Господь воплотился, Он «пришел к темному западу – естеству нашему» (Акафист Иисусу Христу, кондак 10) и спас человека. В удаленности от Бога – на «западе» возможна милость, возможно богообщение и спасение. В мире христианских культур «Запад» и «Восток» суть два направления исторического развития. Поскольку в современном мире «Запад» живет на западе, у себя дома, милость для него возможна. Однако в веках мы наблюдаем агрессивное движение Запада «на Восток», – это путь Каина.

+ + +

Итак, Каин не пошел на Запад, он пошел на Восток, он будет строить свою историю, свою цивилизацию.

В истории грехопадения мы видели наказание первых людей. В истории Каина мы видим, что человек был проклят. Необходимо различать проклятие и наказание.

Наказание от Бога – никогда не кара, не мучительство, не месть, не осуждение: когда за одно (преступление) тебе дают другое (заключение, казнь, лишение в правах). В библейском мировоззрении: сам грех и есть страдание; преступление и есть наказание. От Бога – только так. И в языках это осталось (русское «наказание» – это «указание на» что-то, это «наказ»; греческое «наказывать» – это «делать положенное с отроком»; в еврейском языке одно слово авóн – это и «вина», и «наказание» за вину).

Сам грех есть страдание. Если человек окончательно решается жить в грехе и, соответственно, страдать, он – «Каин», он проклят. Проклятие есть окончательное отвержение наказания как пути к исправлению и прощению. У человека, подпавшего проклятью, от наказания остается голое страдание – без «указание на» покаяние.

Человек, подпавший проклятию, сделает из своих обезбоженных страданий знак избранности, который отличает его от всех остальных человеков, что от Адама (Человека). Каин и каиниты мыслят себя отдельно от всех людей – и как отдельная общность, и как народность, которая имеет другую природу, чем у остального человечества.

 

КАИНИТЯНЕ – ПЕРВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Священное Писание рисует нам первое общественное устройство, и это будет могучая цивилизация потомков Каина. Термин «цивилизация» в данном контексте будет иметь специфическое значение.

Цивилизация есть такая продуктивная деятельность человечества, которая происходит независимо от богопочитания и почитания отцов и в отрыве от органических начал жизни – земли и почвы.

В этом определении понятие «цивилизация» соотносится с характером Каина:

1) Цивилизационная деятельность происходит «независимо от богопочитания». В случае с Каином это верно в превосходной степени, поскольку он основатель оборотнической религии – «заклал» брата как жертву (1 Ин. 3:12) и усыновился диаволу, стал первым из «детей диавола» (1 Ин. 3:10).

2) «Независимо от почитания отцов» – это определение в превосходной степени относится к Каину, потому что Каин захотел «скрыться» от Бога (Быт. 4:14), ушел от Адама (Быт. 4:16) и стал «от лукавого» (1 Ин. 3:12).

3) Цивилизация – это такая деятельность человека, которая происходит «в отрыве от земли». В случае с Каином это верно в превосходной степени: почва (адамá) не дает Каину своей силы, и на земле (éрец) он «сетующий» и «трясущийся (шатающийся)» (Быт. 4:12).

Цивилизация есть деятельность, изначально несущая в себе установку на созидание целостного рукотворного мира. Начало цивилизации – всегда «город». Первая форма цивилизации – город Каина. Последняя в мировой истории форма цивилизации – город, распространяющий себя на всю землю. Первая цивилизация – каинская. Последняя цивилизация – «Вавилон» (Вавилонская башня и современный глобализм).

«Сыны Божии», потомки Сифа, верное Богу человечество имеют «родословие, житие» (толдóт) – «происхождение» от Адама и Бога (Быт. 5:1). В этом родословии указывается продолжительность жизни человека и дата рождения первенца. Время всемирной истории протекает в «сынах Божьих» подобно тому, как в библейских родословиях оно измеряется по ним.

От Каина и его потомков имеем в Св. Писании перечень имен. В этом перечне имен нет указаний на продолжительность жизни Каина и потомков Каина. Также в этом перечне имен на первом месте стоит не Адам, а Каин. – Все не как у людей (Божьих).

Каин начал постройку города как новой формы жизни, также Каин дал имя первому городу (Быт. 4:17). Первая форма творчества, открывшаяся человеку, была называние имени. В раю Адам давал имена животным, он назвал жену – «жена», затем (после грехопадения) «Ева». Каин, давая имя городу, соперничает с отцом Адамом. Различие между Адамом и Каином в назывании имен – существенное: Адам именовал то, что приводил к нему как Свое творение Господь Бог (Быт. 2:19). Адам познавал Богом сотворенное, и давал имя, и принимал во владение.

Каин творит и сам предмет, и его имя. Каин познает то, что сам произвел, овладевает созданным им предметом (город) и определяет направление первой цивилизации, положив себя в ее основание. Есть мир (космос) – человеку Богом данный, его Каин отверг. И есть мир, космос – «рукотворенный», человеком по собственному разуму построенный и обжитый, «цивилизация». Корень так понимаемой цивилизации – Каин.

Первый город был назван во имя сына Каина «Енох» (от глагола «обновлять, наставлять»). Енох, родившийся оседлым горожанином, начнет новую жизнь, «обновит» эту постройку, – такова была мечта Каина. Не во имя свое, во имя сына назвал Каин первый город. «Новая – лучшая жизнь для будущих поколений потомков», – такова программа первой цивилизации. Энтузиазм «новой жизни» и желание счастья своим потомкам (или «грядущим поколениям») – двигатель прогресса.

Енох был первенец Каина, «первородный». Каин, думается, «проанализировал» обстоятельства того жертвоприношения, когда Авель принес Господу «от первородных» и дар его был принят. Каин не посвящает первенца Господу отнюдь: он в рамках своей оборотнической религии «освящает» главное дело своей жизни (город) именем первородного своего – «Енох».

Четвертое поколение от Каина – Мафусал (Быт. 4:18). Древние знали, до того, как это было сказано в Законе, что грехи отцов на детях до третьего и четвертого поколения. Мафусал – это уже отсыхание той ветви человечества, которая идет от Каина. При Мафусале могла возникнуть надежда, что на нем и закончится проклятие, данное Каину. Закончилось ли на Мафусале проклятие Каина? Вот вопрос. Что будет за Мафусалом?

Его сыном был Ламех. При Ламехе произошел новый (после изобретения городской жизни) подъем цивилизации – цивилизационный взрыв. Каинитяне встали на путь изобретений «новых форм жизни». Обратное движение каинитян к Богу оказалось или невозможным, или заблокированным через эти изобретения. Каинитяне опять пойдут по пути прогресса. «Ламех» – это фигура, сопоставимая с «Каином». Ламех – это важнейший рубеж в развитии первой цивилизации: ни проклятие Каина, ни Каинова печать не только не были сняты с потомков Каина, напротив, они в окончательной форме на них запечатлелись.

 

Свой вклад в прогресс Ламех внес через изобретение многоженства, взял себе две жены (Быт. 4:19). Также Писание называет имена жен и имя дочери Ламеха. Это – указание на особую роль, которую будут играть женщины-каинитянки. От праматери Евы до жены Аврама Сары. Писание не называет женских имен – кроме трех женщин каинитянок. Из этого можно сделать вывод, что, согласно библейскому воззрению:

1) патриархальный уклад семейной и общественной жизни был первым и основным в истории человечества;
2) черты матриархата возникают в острокризисные эпохи, например, когда народ в целом оказывается причастным каинскому духу;
3) главным признаком «особой роли, какую играют женщины-каинитянки», будет – изменение понятия родства.

Если о Ламехе еще сказано по-старому: «Мафусал родил Ламеха», – то о детях Ламеха сказано по-новому: «Ада родила Иавала… имя брату его Иувал» (Быт. 4:20, 21), «Цилла родила Тувалкаина… сестра Тувалкаина – Ноема» (Быт. 4:22). Четверо детей, кто мать, известно, а кто отец? Отец ли им Ламех? Возможно, дети Ламеха стали уже дети жен Ламеха. Если родство в каинитянах начало передаваться через материнскую кровь, то это объясняет, почему на детях жен Ламеха закончилось родословие каинитян.

Родословие по матери Св. Писание не ведет:изменение понятия кровного родства в сторону матриархата есть проявление глубочайшего духовного кризиса в народе. Пример тому находим в истории еврейского народа. Родство передавалось только по отцу. Неродной отец мог стать отцом по Закону – каковым был праведный Иосиф для воплотившегося Господа. Господь воплотился – пришел Мессия-Христос и был распят… Пролилась кровь Божья, и «весь народ» (из тех, что собрались на судилище) обратил эту кровь на себя и своих чад (Мф. 27:25). В народе Церкви (тогда это был еврейский народ) изменилось ощущение крови и родства. В истории Израиля с какого-то момента: вопреки Закону родство стало передаваться по матери, через материнскую кровь. Теперь рождает ребенка в народ не отец, а мать. Для еврейских женщин стало возможным приобретать детей в народ от мужчин других наций.

Иногда связывают изменение понятия родства с рассеянием еврейского народа: народ, оказавшись в рассеянии, стал передавать родство по матери. Смысловая последовательность перемен, постигших еврейский народ с пришествием Господа, была иной: вожди народа «восстали» на Бога и «заклали» Мессию, – оттого народ принял печать Каина, отверг свое родство с отцами, лишился земли и остался в рассеянии. Еврейские женщины стали играть «особую роль в жизни народа» – подобную той роли, какую играли до Потопа женщины-каинитянки.

+ + +

Дети жен Ламеха, упомянутые в Писании, все были изобретателями. Иавал, сын Ады, изобрел особую форму пастушеской жизни – кочевое скотоводство. Иувал, сын Ады, – изобретатель инструментальной музыки (струнной и духовой). Тувал-каин, сын Циллы, был и кузнец, и изготовитель орудий, которые требовали заточки (меч, например), также он был и резчик по металлу (это могли быть украшения из металла).

В потомках Каина возникла «цивилизация, – эта огромная попытка восполнить отсутствие Бога. В цивилизации люди стараются забыть Бога или заменить Его: забыть в ковке металлов, отдав себя в плен земной тяжести и сообщаемому ею непроницаемому могуществу, или же заменить Его праздником искусства, томительным утешением музыки» (В.Н. Лосский, «Догматическое богословие. Смысл Ветхого Завета)».

Изобретения сыновей Ады и Циллы с нравственной точки зрения – амбивалентны (двузначны):

(а) Кочевое скотоводство. Для потомков Каина кочевое скотоводство могло быть способом приноровиться к жизни в «проклятом» состоянии: земля не дает силы для каинитян в земледелии, – даст для скота, перегоняемого с места на место.

(б) Инструментальная музыка возникла в эпоху, когда человечество еще могло помнить райское пение. По силе непосредственного воздействия всякая музыка, особенно инструментальная, может быть крайне опасна для души. Замечательно, что еврейское слово угáв (оно обозначает духовой инструмент) имеет тот же корень, что глагол агáв – «похотеть, вожделеть». А если инструментальная музыка использовалась в религиозном культе  потомков Каина,а сам Каин был основателем оборотнической религии, то что это было? 

(в) Обработка всяких орудий из металла предполагает изобретение орудий для земледелия, скотоводства, музыки, охоты, войны – и просто убийства (убийцей был Ламех; Быт. 4:23).

(г) В цивилизации не все изобретения амбивалентны с нравственной точки зрения: есть и однозначно порочные. Одно таковое связано с дочерью Ламеха (дочерью жены Ламеха), которую мы знаем (внимание!) – по имени.

 

Ноема – «прелестная, привлекательная». Если жены Ламеха упомянуты в связи с мужем, то Ноема упомянута вне связи с мужем. От Ноемы берёт своё начало ритуальная проституция. На еврейском языке храмовая блудница называлась кедешá (того же корня, что кадóш – «святой»), то есть «посвященная» в служение. Мы не знаем, какие культовые действия совершали Каин и его потомки, знаем только, что это были религиозные люди. Еще мы знаем, что оборотническая религия ничего нового изобрести не может: она заимствует культовые действия, сообщая им противоположный знак. Так, вместо священника мужчины может поставляться женщина, вместо отношений брака, где муж и жена – «одна плоть», выставляется свальный грех, когда плоть священствующей жены принимает в себя многих и многих мужей. «Каин» – это знамя богопротивных, также и «Ноема».Ноема – фигура настолько загадочная, что для уяснения причин появления ее имени в тексте Писания нам придется упомянуть о событиях, которые привели к Потопу. «Прелестная» дочка Каина… Было на земле гнездо, откуда «дочери человеческие» прилетали к «сынам Божиим» (потомкам Сифа) и обращали их на себя (Быт. 6:1, 2). Следствием такого смешения – мужчин из рода Сифа и женщин из рода Каина – был Потоп.

 

 

ПЕСНЬ ЛАМЕХА – КОНЧИНА ПЕРВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Потомок Каина Ламех изобрел многоженство (вероятно, при нем родство стало передаваться по матери). Дети жен Ламеха-каинита были изобретателями – кочевого скотоводства, инструментальной музыки, ковки и заточки металла, ритуальной проституции (Быт. 4:19-22). При Ламехе произошли одновременно цивилизационный взрыв и кончина каинской цивилизации.

Был человек, который засвидетельствовал о кончине – сам Ламех. Это дети его жен были изобретателями и двигателями «прогресса», при них все вдруг так многопланово и ярко развернулось. Но каинитяне были религиозные люди: Ламех все понял и пропел – то ли пророчество, то ли плач. Это – песня Ламеха. Первая цивилизация кончилась с песней.

Цивилизация каинского духа не гибнет от внешних причин, она иссякает – гибнет «от себя самой» (Отк. 18:20). Именно на подъеме она слаба. Эта истина очень скупо изложена в Книге Бытия, и вполне развернуто она изложена в Апокалипсисе – применительно к последней всемирной каинской цивилизации «Вавилон».

Сказал же Ламех своим женам:
Адá и Циллá, услышьте глас мой,
жены Ламеховы, вонмите речи моией.
Ибо мужа я убил – в рану мне,
и юношу – в язву мне.
Ибо всемеро отмстится Каин,
а Ламех – в семьдесят и семь. (Быт. 4:23, 24) 

Песне Ламеха дают самые разные истолкования. Однако через Песнь Ламеха обозначено то, что явится в апокалиптические времена: на финальных стадиях развития цивилизации является особенная кровожадность – как тотальная беспощадность и новый вкус крови, когда кровопролитие санкционировано.

«Цивилизация вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений и решительно ничего более. А через развитие этой многосторонности человек еще, пожалуй, дойдет до того, что отыщет в крови наслаждение. По крайне мере, от цивилизации человек стал если не более кровожаден, то уж наверное хуже, гаже кровожаден, чем прежде» (слова человека «из подполья» - Ф.М. Достоевский, «Записки из подполья», М., 1985, с. 244).

Смысл песни Ламеха – в том, что Каинова печать не исчезает со смертью Каина. «Каин» – это и личность, и общность. Песнь Ламеха есть осознание того, что «знамение Каина» – навеки запечатлелось на самом Ламехе, на детях его жен («Адá и Циллá, слушайте») и на всех каинитах.

«Семьдесят семь раз» (в греч. переводе: «семьдесят раз по семь») напечатано знамение Каина на Ламехе, поэтому убийства, которые совершил Ламех, это ему «рана» и «язва». Именно от Ламеха, который был пятым от Каина, могли ждать, что проклятие Каина на него не ляжет. Произошло прямо противоположное: при Ламехе стало ясно, что цивилизация сделала поворот на – изобретение, расширение, матриархальность, разврат и войну. Проклятие Каина навсегда останется на его потомках.

Внутри первой, каинской цивилизации убийство приобретает какой-то – новый вкус: это и применение нового оружия, и то, что убийство отмечено в Писании первым поэтическим опусом.

Ламех – это второй Каин. Но Каин еще мог мечтать о прогрессе и желать счастья своим потомкам: Каин изобрел городскую жизнь и назвал город по имени сына своего «Енох». Ламех уже отведал цивилизации и понимает, что не будет никакой «новой жизни». «Новый мир» – построен, «новая жизнь» – иллюзия. «Каинова печать» – с этим надо жить, когда будущего нет.

Хочется узнать, конечно, с каким чувством была пропета эта «песня». Ведь перед нами поэзия. Поэзия, как и музыка, есть искусство амбивалентное. Вот «песнь Ламеха», – есть в ней плач, страх, уныние, ужас… Есть – вместе с гордой решимостью (все решено!) – жить без Бога. По чувству песнь Ламеха – то же «стенание» Каина, когда он говорил Богу: «Вина моя больше, чем можно простить мне. Наказание мое больше, чем можно снести мне. От лица Твоего я скроюсь» (Быт. 4:13, 14). В своем стенании Каин был трясущийся и решительный. Вот Ламех – стенающий: смертельное уныние и смертная решимость – один звук.

Св. Писание в великой скупости слов говорит о событиях перед Потопом. Подлинно, тут каждое слово на вес золота. И вдруг – достаточно пространная песнь Ламеха, на ней заканчивается рассказ о каинитянской цивилизации. Это ее итог. Ламеха не обманул расцвет внешних сил, изобретательство и подвиги детей Ады и Циллы, скорее, наоборот: в кульминации Ламех увидел кончину. Не самый конец, а (что, может быть, страшнее) – обреченность, кончину. Ламех увидел, что в его родовой общности смерть – есть, проклятие – есть, а жизни и будущего у каинской цивилизации нет… Каинитяне не могут жить изолированно от сынов Божьих.

Когда Каин уходил от Адама, ему это не было ясно. Ламеху все стало ясно, и даже вполне – до «семидесяти крат седмерицею». В раю диавол искусил первых людей: «Откроются глаза ваши» (Быт. 3:5); люди прошли путь грехопадения до конца, и «открылись глаза у обоих, и они познали, что наги» (Быт. 3:7). В истории с Каином диавол подбил его уйти от Адама; когда потомки Каина прошли путь своей цивилизации до конца (конец – это «Ноема», дальше некуда), открылись глаза у Ламеха, и он познал, что здесь жизни нет.

Как диавол навсегда привязан к человеку, ибо «к человеку обращение его» (Быт. 4:7), так и каинитяне навсегда привязаны к сынам Божьим – им без них жизни нет. И это важнейшая характеристика каинитян как исторической общности: такой народ в изолированном состоянии начинает вырождаться. Если не приходит вразумление, а каинская печать глубже и глубже отпечатывается на нем (как это Ламех на себе увидел), тогда народ привязывается к другому народу, одна общность – к другой общности. Каина никто не изгонял, каинитян никто не гонит по земле, а они все идут и идут… Песнь Ламеха свидетельство того, что каинитяне начали поход к сынам Божьим.

Медленно и неотвратимо мы приближаемся к этому страшному событию: когда «сыны Божии брали себе жен от дочерей человеческих» (см. Быт. 6:2) – дочерей каинова рода, а после – Потоп.

 

ОПОЗНАНИЕ КАИНИТЯН В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Каин – это историческая личность, также «Каин» – это историческая общность. Каин – родоначальник антицерковного общества, которое привязано к Церкви Божьей до скончания мира. Каиниты как историческая общность всегда восстают на Церковь, или борются с ней изнутри, опознание каинитян есть практическая задача церковной жизни. Поэтому Св. Писание сообщает признаки, по которым можно опознать каинитян во все эпохи человеческой истории; эти признаки подразделяются по четырем рубрикам:

1) преступление в духе,
2) проклятие Каину,
3) Каинова печать,
4) Каинитянская цивилизация.

 

I. Преступление как жертвоприношение

Преступление Каина началось с жертвоприношения Богу и было жертвоприношением – не Богу: Каин «заклал» брата своего и тем усыновился диаволу (1 Ин. 3:12). Преступление Каина было в духе, его нельзя объяснить через психологический мотив.

1. Каинитяне – это духовная общность, следовательно, они в чем-то подобны Церкви. В частности, внутри себя сообщество каинитян подразделяется по различным служениям.

2. Какая-то часть каинитян всегда непосредственно рядом с Церковью. Каинитяне испытывают неодолимое влечение к праведникам. Каинитян ничем нельзя задобрить, от них нельзя отгородиться, их ничем нельзя отпугнуть от Церкви.

 

3. Преступление Каина совершилось в духе. Каин мог не испытывать никакой личной неприязни к убитому. Каинитяне есть духовная общность, а в личном общении это могут быть вполне доброжелательные люди.4. Как Церковь Божья, так и каинитяне не есть никакой этнос. Однако каинитяне могут скрываться под видом нации и обвинять своих противников в национальной фобии. Если мы постоянно слышим о какой-то особо обижаемой нации, имеет смысл спросить: нация ли это?

5. Начальное событие, от которого народ становится носителем печати, всегда одного типа: кровопролитие в духе, заклание (умерщвление как культовое действие), за которым обязательно следует ложь (об Авеле, о Воскресшем, о последнем русском царе).

6. Последние импульсы поведения каинского сообщества находятся вне сферы психологии, – поэтому они часто действуют как неосознаваемые. Бессознательное поведение сообщества (роевое) может быть чрезвычайно согласованным, что и наблюдается у каинитян.

 

 

II. Проклятие Каину

Немногие из каинитян «ведают, что творят». Те, кто ведают, что творят, несут проклятие. Из проклятия, данного Каину, узнаем следующие признаки, по которым опознаются каинитяне. Каин – «стенающий» («сетующий»):

7. Каин Богу солгал «в лицо». Каин стал «стенающий» – не может молчать: обречен подавать голос. По звучанию этот голос есть стенание. В стенании каинитян в одно соединяются уныние и ропот, звучащие в чем-то по-женски (Быт. 3:16 греч. перевода; Быт. 4:12).

8. В стенании Каина содержится ропот и решимость жить без Бога. Каин умеет особым образом жаловаться. Каин жалуется тому, на кого ропщет и кому лжет в лицо. Такое стенание есть наглость.

9. Неспособность молчать каинитяне обратили в способность всегда говорить:

— каинитяне всегда будут выступать за неограниченную свободу говорения. Для каинитян нет запретных тем, они всегда предлагают обсудить какой-то вопрос, инициируют всякого рода обсуждения.
— чем более массовыми и «свободными» от нравственных обязательств делаются средства говорения (печать, вещание, обмен информации), тем большее влияние на жизнь общества оказывают каинитяне.
— ограничение свободы говорения воспринимается каинитянами как лишение жизни. Поэтому они будут биться за то, что они называют «свободой слова».
— говорение есть специальное служение внутри каинитянского сообщества. Однако, поскольку все каинитяне стенающие, они способны в один момент произвести нужный звук говорения – «гвалт». 

 

Проклятие Каина также в том, что он «трясущийся» («шаткий, шатающийся»):10. Каинитяне не есть сообщество испуганное или пугливое, отнюдь. Их страх беспредметен. Каинитяне всегда готовы сняться с места, везде остаются неприкаянными, быстро осваивают чужой язык. Способность каинитян к языкам – совершенно особенная: для них нет иностранных языков.

11. Страх каинитян не имеет конкретной мотивации, поэтому он чаще всего неосознанный – трясение на уровне плоти с обратным воздействием на психику.

12. «Стенание и трясение» суть качества, которые каинитяне не хотят признавать за собой. Каинитяне подменили «стенание и трясение» (сначала в своей традиции, затем и на уровне самочувствия) на «изгнание и скитальчество». Так каинитяне избрали для себя позицию избранничества и сочинили себе «мировую скорбь». Страдания каинитян – действительные, позиция – ложная. В страданиях каинитян нет трагизма. Страдание без Бога с претензией на избранничество, мученичество и благородство – позиция комическая.

Также Каин «проклят от земли».

 

13. Некоторые каинитяне несут проклятие Каина (другие – каинову печать без проклятия). Те, кто проклят, никогда не раскаются. Отсюда следует, что попытки обратить каинитян к Богу – занятие вообще трудное, а иногда – совершенно бесполезное (опасное).14. «Каин» проклят от земли, тем сильнее он хочет владеть земной жизнью, ее он ценит выше всего. Жизнь земная – временная, и у «Каина» самое острое чувство времени. Желание владеть земной жизнью для каинитян, умных и мистичных, было осознано как цель овладения временем, исчислением времени, календарем. Также каинитяне усиливаются навязать Церкви иной календарь.

Еще Каину сказано: «земля не прибавит силы своей, чтобы дать тебе». Из этого не следует, что каинитяне не могут жить оседло, они могут жить оседло, однако:

 

15. Каинитяне любят странствовать – время от времени менять место жительства, перемещаться по планете.16. Народ, который не имеет корня на планете, мечтает иметь корень на почве. Отсюда инстинктивное стремление части каинитян закрепиться на земле при помощи коллективных форм ведения сельского хозяйства (кибуц, колхоз).

17. Самую эффективную форму выживания вне отношения к земле изобрел сам Каин – город. Город удовлетворяет страхованию Каина. «Город» как форма жизни вне отношения к земле есть центр посреднической деятельности. Каин был основателем первого города, также он (поскольку дал городу имя) – властитель городской жизни (буржуа). Каин – универсальный и непревзойденный посредник.

 

III. Каинова печать

Когда Каин получил проклятие, он издал свое первое стенание и показал, что такое каиново трясение: «Будет так, что всякий встречный убьет меня». Каину по его просьбе была дана «Каинова печать».

18. Человек под печатью Каина видит каждого другого человека: польза он мне или угроза? – только в отношении к себе. Такой человек не видит других людей как других, не понимает их, он – одинок. Для такого человека творчество есть только сфера самовыражения.

 

19. Каин выпросил себе у Бога знамение: за насилие над Каином Господь положил «семикратное расслабление» (Быт. 4:15 греч. перевода). Сообществу Каина дана совершенная охрана от насилия. Каин в своем одиночестве находится под охраной.

 

20. Каинова печать – защита для каинитян, однако, они могут обратить ее к нападению. Духовные сыны Каина могут вызывать другие народы (и сынов Божьих) на побиение себя. Одно из служений внутри каинитянского сообщества есть провокация погрома. Подставляя часть своего сообщества на побиение, каинитяне ослабляют другие народы, в среде которых они живут. Каинитяне жизненно заинтересованы в распространении агрессивного национализма. Простор для каинитянских провокаций возрастает вместе со свободой для говорения – свободой слова без нравственных ограничений.

 

IV. Каинитянская цивилизация

21. Первым деянием Каина было «скрыться от лица Божия». Каин ушел от Бога, потерял отечество – и землю, и отца Адама. Сообщество, которое принимает печать Каина, сознает себя совершенно особенно от других сынов Адама – приписывая себе иную человеческую природу, чем у других народов. Движущая сила цивилизации – мечта изменить человеческую природу. Когда строители Вавилонской цивилизации осознали, что их главной задачей является изменение самой человеческой природы, в них воскрес дух «Каина».

22. Когда Каин изобрел новую форму жизни и назвал ее по имени своего сына (город «Енох»), он показал движущую силу цивилизации – мечта о новой жизни и лучшей жизни для будущих поколений. Человечество может время от времени испытывать одержимую увлеченность, религиозный энтузиазм от новых изобретений цивилизации. «Упование» свое целые народы вдруг начинают полагать в обустройстве земной жизни. Такая надежда есть мечта.

23. Каин был оторван от земли и стал изобретателем города как центра посреднической деятельности. Город есть первичная форма цивилизации – такого общественного устройства, которое существует независимо от богопочитания. По мере развития цивилизации доля посреднических операций будет возрастать: от натурального обмена до всемирной кредитно-финансовой системы. Меняла, торговец и финансист, часто мошенник – каинитянин видит других людей как себя самого, поэтому он будет лучшим менялой, лучшим торговцем, лучшим финансистом, лучшим мошенником. Каинитянин не может жить на земле, но он может распространять город на землю. Посредническая деятельность оказалась под началом не имеющего покоя, неприкаянного, трясущегося человека, город будет распространять себя на всю землю, – цивилизация не имеет внутри себя никакого ограничителя роста. Способ жизни для каинитянской цивилизации есть постоянное расширение. С развитием цивилизации и всех форм посредничества происходит концентрация всех средств посреднической деятельности, на языке Библии, золота, в одних руках.

24. Мечта о «новой жизни» существовала в каинитянах не далее пятого поколения от Каина. Когда мечта иссякла, произошел цивилизационный взрыв (дети жен Ламеха) и цивилизация показала свою обреченность (песнь Ламеха). Может быть, на этом этапе в каинитянах начали проявляться признаки вырождения, именно на этом этапе произошло изменение понятия родства. Родство стало передаваться через материнскую кровь, и явилось особое служение каинитянских женщин – приобщение к каинитянам детей от мужчин иного сообщества.25. Два события совпали по времени – изменение понятия родства (ощущения крови) и второй (после закладки города) цивилизационный скачок. Каинитяне имели возможность осознать, что развитие цивилизации приводит к окончательному закреплению печати Каина над их родом (песнь Ламеха). Это открытие каинитяне могут обращать себе на пользу: когда другой народ обретает веру в «прогресс», он становится союзником каинитян в истории. Если человек целиком принимает достижения цивилизации, он окончательно ступает на «путь Каина» (Иуд. 1:11). Сам человек может этого не хотеть, об этом не знать и оставаться добродушным и беспечным.

 

26. Изобретения цивилизации амбивалентны с нравственной точки зрения, но в рамках каинитянской цивилизации они скорее имеют отрицательный знак. Город (Енох) оказался несбывшейся мечтой о новой жизни. Кочевое скотоводство могло быть самовольной попыткой найти связь с землей. Инструментальная музыка без сомнения вторила интонациям Каинова стенания. Обработка металлов привела к изобретению орудий убийства.

 

27. Каинитянин оказался первым вооруженным воином и первым агрессором. Трясущийся человек может стать зачинщиком регулярных боевых действий, – понять такое проще, если вспомнить, что бессилие Каина (его печаль и страх) совмещалась с его энергичной решимостью (жить без Бога) в особом состоянии «наглости», – такую же наглость обнаруживают трясущиеся каинитяне в своей агрессивности (стратегия «упреждающего удара»).

28. Последний штрих в духовном облике каинитян обозначает некоторую матриархальность зрелого каинитянского общества. Женщины-каинитянки определяются в своем служении, каждая отчетливо знает свою роль: 1) жена для своих; 2) жена для чужих; 3) блудница-кедешá – для совращения «сынов Божьих». Каинитяне всегда выступают за легализацию всех форм разврата и извращенных отношений. Дух Каина многократно проявлял себя в Священной Истории во взаимоотношении с «сынами Божиими», впервые – в виде «дочерей человеческих», которые проникли к потомкам Сифа, сынам Божиим. Сыны Божии пошли «путем Каина», и совратившееся человечество погибло в Потопе.

Примечания

1. «Основное, в чем сходятся многочисленные варианты использования этого выражения [кожаные ризы], – обозначение смертности, в которую облекся человек как во вторую природу после падения» (П. Неллас. Обожение. Основы и перспективы православной антропологии. М., 2011, с. 54; курсив автора).

2. Так будет в таинстве покаяния Новозаветной Церкви: прощение греха совершает Бог, а видимым образом – священник, в присутствии которого грех был исповедан.

источник


Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика