Религия

Православный взгляд на трансплантацию органов

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

Трансплантация органов в современном обществе превратилась в повседневное явление. И положительные, и отрицательные ее оценки, исходящие от различных церковных или богословских кругов, обычно не носят систематического характера. Православная Церковь еще не высказала своей позиции по данному вопросу. Эта позиция не должна быть мнением отдельных ее представителей или комиссий, придерживающихся традиционных взглядов, но должна стать выражением ее коллективной совести.

Истоки пересадки органов восходят к древнейшим временам. Пересадку кожи производили уже в Древнем Египте[1]. Однако лишь в наше время увенчались успехом попытки пересадки жизненно важных органов и тканей человеческого организма. Первая успешная пересадка почки произошла в 1954 году, первая успешная пересадка сердца в 1967 году. В дальнейшем трансплантация органов – метод, не довольствующийся симптоматической терапией, но ликвидирующий сам источник болезни, получил широкое распространение и вызвал энтузиазм во всем мире.

Пересадка органов: поиск земного безсмертия?

Причиной такой эйфории были не только очевидные преимущества трансплантологии, но и тот факт, что в ней видели воплощение мечты современного человека достичь земного бессмертия. И поэтому не будет преувеличением сказать, что в возникшей шумихе кроется опасность отвлечения человека от конечной цели его существования и от его важнейших задач. А если принять во внимание и то, что количество жизней, которые можно спасти пересадкой органов, не может приблизиться даже к одной тысячной от числа жизней, убиваемых абортами, станет еще более очевидным, что трансплантацию вряд ли может считать панацеей в спасении человечества.

Чрезмерная вера в пересадку органов сосредоточивает интерес человека лишь на его телесном здоровье, одновременно давая ему иллюзию своего рода, как уже сказано, земного бессмертия. Стремление к такому «бессмертию» не может быть совмещено с ожиданием вечности и верой в победу над смертью во Христе. Это значит, что Церковь не может ставить своей целью распространение лозунгов типа «Дай и спаси», которые к тому же легко приобретают потребительскую и коммерческую окраску. Такая позиция означала бы обмирщение и уступку веяниям времени.

В церковном видении биологическая жизнь и биологическая смерть не противостоят друг другу, но взаимосвязаны между собой. Недаром по самой природе своей жизнь и смерть всегда идут рука об руку и являются двумя сторонами одного целого. Жизнь разворачивается в сторону смерти. Смерть присутствует в каждой фазе жизни[2]. Прежде всего, смерть есть переход из одной фазы жизни в другую: из жизни временной в жизнь вечную. Этот взгляд не только лишает смерть ее трагизма, но и порождает возможность для положительного к ней отношения. И человек, и животные в равной мере подвержены биологической смерти. Совсем не обязательно христианину видеть в смерти лишь разрушительное начало. Он может принять смерть доброй волею, получив за нее жизнь.

И подобно тому, как телесная смерть может стать началом духовной жизни, также и телесная болезнь может послужить душевному здоровью. Из этого, однако, не следует, что надо пренебрегать телесным здоровьем и жизнью. Недаром церковная антропология, провозглашающая психосоматическую целостность человека, положительно оценивает не только душевное, но и телесное его здоровье. Об этом свидетельствуют и многочисленные церковные молитвы за здравие души и тела человека[3]. Церковь всегда благословляла и благословляет врачебную помощь больному.

Современная медицина, несмотря на свои поразительные успехи, является отражением и развитием гуманистической антропологии, отвергнутой некогда православием по причине того, что она заключает человека в темницу его тварности и смертности. Интерес такой антропологии к человеку ограничивается его биологическими функциями, а жизнь сводится к биологическому существованию. И потому нередко отмечается, что оттуда, где единолично царствует такая медицина, изгоняется Бог.

Несмотря на все вышесказанное, не стоит пренебрегать значением медицины, являющейся даром Божиим, для человека, находящегося в немощном телесном или душевном состоянии. Сам Христос пришел в мир как врачеватель душ и телес человеческих. Явление Царствия Божия было отмечено, в том числе, и исцелением больных. Многочисленные чудеса исцеления больных, совершаемые святыми, считаются знаками особой Благодати Божией. Показательно, что в числе исцелений были и такие, в которых человеку давался новый орган, как, например, при исцелении Господом слепого от рождения[4], а также такие, в которых осуществлялась пересадка органа тела, как, например, пересадка ноги умершего человека больному, осуществленная святыми Козьмой и Дамианом[5]. Наконец, телесная болезнь во многом сходна с душевной. И потому к врачеванию телесных недугов можно относиться как к образцу для духовного воспитания и исцеления человека. Как при телесной болезни требуется воздерживаться от вредной пищи, так и при душевном недуге необходимо соблюдение заповедей Господних.

Ничто не мешает христианину прибегать к медицинской помощи и обращаться за ней к самым квалифицированным врачам[6]. Но независимо от того, полагается он на помощь врачей или нет, его конечной целью должен оставаться Господь и благо для души его. К одному этому он призван стремиться любым своим действием, ведь как сказал апостол Павел: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»[7]. Итак, верующий при необходимости прибегает к врачам и к достижениям медицины, не полагаясь, однако, на них всецело[8].

Медицина заботится о сохранении и улучшении здоровья людей. Занимаясь этим, она заботится и о продлении жизни человека. Церковь не препятствует медицине в таком стремлении, однако, хорошо понимает и всю его относительность. Одновременно Церковь высказывает и свои взгляды на человека и на его жизнь, предлагая человеку не способ выживания, но жизнь, побеждающую смерть. Отметим, что церковная аскетическая традиция предписывает умеренное использование медицины и лекарств, чтобы не впасть в греховное желание делать из жизни культ. Естественно, это, прежде всего, касается аскетов-иноков. Однако и любой христианин не должен полностью отвергать такой подход, потому что стремление к аскетизму должно быть частью и его жизни. И это стремление сочетается с духовной зрелостью верующего, естественным образом приводящей его к желанию больше давать, а не брать. Очевидно, что это касается и вопроса пересадки органов.

Трансплантация органов включает в себя широкий спектр процедур и охватывает самые различные формы. Она начинается с переливания крови, то есть с перенесения жидкой ткани, переходит затем к пересадке частей двойных органов и завершается пересадкой печени или сердца. В последние годы в генной медицине была произведена пересадка модифицированных клеток костного мозга для лечения таких болезней, как кистозный фиброз. Кроме того, пересадка тканей может осуществляться с одного участка тела на другой одного и того же человека, или же органы и ткани могут пересаживаться от одного человека другому. Наконец, донор органов может быть и живым, и мертвым. Различными церковными и богословскими кругами высказывались обоснованные опасения, либо категорические возражения против права человека участвовать в подобных действиях. И эти возражения, естественно, особенно сильны в случае пересадки жизненно важного органа, например, сердца, осуществляемой только после смерти донора.

Аргументы против пересадки органов

Аргументы против пересадки органов основываются, прежде всего, на концепции святости человеческого тела и на духовном измерении, которым обладают основные его органы, согласно ветхозаветной антропологии, сохранившейся и в святоотеческой традиции. В Ветхом Завете сердце, кровь, печень, почки непосредственно связаны с духовной жизнью верующего[9]. В православной аскетической традиции телесное сердце напрямую взаимодействует с духовной жизнью. Путь к духовному сердцу человека проходит через его телесное сердце. Кроме того, противники пересадки органов утверждают, что человек получил свое тело в дар от Бога и не имеет права дарить его другому человеку. Тело христианина есть храм Господень и часть Христова. Кроме того, христианин не всецело принадлежит себе, но «куплен дорогою ценою»[10].Следовательно, согласно этой точке зрения, он не имеет права распоряжаться телом по своему усмотрению.

Кроме того, христианин не только может, но и должен соблюдать волю Божию, выражающуюся в Его заповедях. Действуя же по воле Божией, он всегда имеет своей целью вечную жизнь, даже если путь к ней лежит через смерть. Отличительной чертой христианской антропологии, совершившей переворот во взглядах на человека, было то, что истинная жизнь человека рассматривается через призму смерти. Возникает вопрос: становясь донорами тканей и органов нашего тела, соблюдаем ли мы заповеди Христовы, суть которых передает заповедь любви к Богу и человеку, и следуем ли мы в этом Его примеру.

Христос учил самопожертвованию и сам принес Себя в жертву за мир. Он питает людей Своим Телом и Кровью, конечно же, не для того, чтобы удлинять их земную жизнь, но для того, чтобы обновить их и привести к нетлению. Однако, творя чудеса, Он продлевает и земную человеческую жизнь. Таким образом, Он снисходит до нашей слабости. Целью же Его было не чудесное исцеление, но освобождение человека от греха: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит Он расслабленному, – тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой»[11].

Чудесные исцеления и воскрешения из мертвых, которые совершил Христос, являются одновременно и знаками пришествия Царствия Его. Если эти знаки не ведут человека в нужном направлении, они теряют свой смысл. Подобным же образом и Церковь призвана действовать, показывая знаки своей любви к человеку, не забывая при этом о своей главной цели. А главной целью Церкви является не временное избавление человека от биологической смерти, но окончательное освобождение его от страха смерти и от самой смерти. Для Церкви «заставить презирать смерть – гораздо важнее, нежели освободить от смерти»[12].

Неизменная устремленность к самому важному, что очень актуально для современного обмирщенного общества, однако, совсем не означает презрения к менее значимым вопросам Церковь оперирует не только акривией (строгостью), но и икономией (снисхождением). Само по себе богословие не может быть икономией,но икономия имеет свое богословское обоснование. Добровольное донорство телесных тканей или органов как результат бескорыстной любви – это поступок, безусловно, внушающий уважение и требующий серьезного и деликатного пастырского отношения. Трудно не восхититься поступком человека, отдающего из любви свою почку или глаз с тем, чтобы даровать жизнь или зрение ближнему своему. И тем более достойно восхищения, когда донор готов пожертвовать и своей жизнью ради жизни ближнего. Конечно, в таком случае мы имеем дело с подлинным величием духа, которое выявляется в его богословской перспективе, а не просто актом включения в списки добровольных доноров.

Научное и церковное определение смерти

При трансплантации сердца важнейшее значение приобретает точное определение смерти. Церковь относится к смерти человека как к таинству разлучения или отделения души от тела[13]. Современная же медицина нередко отождествляет смерть человека со смертью головного мозга. Таким образом, смерть, с позиций механистической антропологии современной медицины, определяется как необратимое прекращение деятельности головного мозга, сопровождаемое окончательной потерей сознания[14]. Если необратимое прекращение деятельности головного мозга может быть установлено на чисто биологическом уровне, то окончательная потеря сознания, которая, согласно церковной антропологии восходит к категориям человеческой души, не может быть сведена только к биологии. Отождествление отделения души от тела с необратимым прекращением деятельности головного мозга, иными словами, отождествление смерти, с точки зрения церковной антропологии, со смертью головного мозга, ничем не обосновано. Согласно церковной антропологии, душа как особая сущность заполняет все человеческое тело, присутствуя во всех его частях. Головной мозг не является ее вместилищем, но ее органом[15]. Смерть головного мозга означает прекращение явных проявлений души, но не обязательно ее отделение. Однако, согласно современной медицинской антропологии, сводящей душу к психическим явлениям или психическим действиям, смерть головного мозга отождествляется с окончательной потерей сознания. Таким образом, становится очевидным, что разногласия по поводу смерти головного мозга сводятся, в конечном счете, к смешению понятий сущности и энергии души. Для церковной антропологии душа есть особая сущность и энергия. В противоположность этому для современной медицинской антропологии душа есть просто энергия. Таким образом, если, согласно медицинской антропологии, остановка головного мозга отождествляется с окончательной потерей сознания, то для церковной антропологии она сводится к прекращению проявления ее энергии.

В конечном счете, смерть как разлучение или отделение души от тела не перестает быть таинством. Невозможно с уверенностью утверждать, что она совпадает со смертью головного мозга. Она может совпадать, может предшествовать и даже следовать за смертью головного мозга. Люди, пережившие клиническую смерть и вернувшиеся к жизни, ощутили отделение души от тела и оставили много рассказов о незабываемом опыте выхождения за пределы своего тела. Это можно считать свидетельством возможности разделения души и тела до смерти мозга, ведь прекращение деятельности мозга необратимо и возвращение к жизни после него невозможно. Другие люди возвращались к жизни после остановки сердца и временного прекращения сердечной и дыхательной деятельности. Это означает, что и прекращение сердечной и дыхательной деятельности не является окончательным и необратимым разлучением души и тела. Что же можно утверждать по поводу разлучения души и тела в случаях искусственного поддержания дыхания и сердечной деятельности? Вопрос пока остается без ответа.

Восприятие и оценка человека как образа Божия

Любой вид донорства органа или ткани тела является своеобразным актом самопожертвования. Несмотря на это, необоснованно уподоблять этот акт жертве Христовой. Христос принес в жертву Свои Тело и Кровь во имя того, чтобы люди получили не временную, но вечную жизнь, обретение которой может сопровождаться и принесением в жертву временной жизни. Временная жизнь не должна отделяться от вечной жизни и становиться независимой. Однако чрезмерная привязанность к временной жизни притупляет стремление к жизни вечной. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»[16]. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»[17]. Иными словами, тот, кто любит жизнь свою, теряет ее. Тот же, кто способен отречься от своей жизни в этом мире, сохраняет жизнь вечную. Этот вступающий в конфликт с обыденной человеческой логикой евангельский путь, по которому первым прошел Христос, несомненно, лежит в другой плоскости по отношению к трансплантационной логике. Несмотря на все вышесказанное, милосердие и мужество, необходимое для добровольного донорства органов, не теряют своего значения. Нельзя не обращать внимания и на необходимость пастырской поддержки людей, испытывающих серьезные проблемы со здоровьем.

Выдвигаемые некоторыми людьми опасения относительно разрушения посмертной целостности тел доноров органов носят явно схоластический характер. Человек не отождествляется ни со своим телом, ни со своей душой, ни просто с их смесью или с их сложением. Однако есть нечто, превосходящее и объединяющее в себе все это, не содержащееся никоим образом ни в чем из них и не определяющееся никоим образом ничем из них[18]. Созданный по образу Божию человек всегда постигается и оценивается через образ Божий[19]. Эти постижение и оценка относятся одновременно и ко всему человечеству, и к каждому отдельному человеку и к его индивидуальной деятельности. Несмотря на любое разделение материи и духа, тела и души, индивидуума и общества, люди, являющиеся образом Божиим, соблюдая заповедь любви, пребывают с Богом, Который есть любовь, и составляют вместе единое тело Церкви Христовой.

В категориях этой многогранной и развивающейся антропологии каждая капля крови, отдаваемая из любви к ближнему, есть общая жертва всего человека. В таком случае схоластический поиск последствий, которые может иметь для посмертной целостности тела донорство органов или тканей, теряет свой смысл. Одновременно, однако, становится очевидным, насколько несовместимы с этой антропологией механистический взгляд на человека и рассмотрение тканей и органов его тела как медицинского сырья или запасных деталей.

Православный подход

Православный подход ко всем проблемам современности должен совершаться на основе меры совершенства, полноту которой мы находим во Христе. Эту меру, которую каждый христианин должен видеть перед собой, не следует, однако, превращать в меч, поражающий немощных в вере[20]. Без сомнения, христианское совершенство существует для всех и не должно быть скрыто ни от одного верующего. Но и человеческая слабость присуща всем и непозволительно из-за неё никого обвинять. Церковь безгранично ценит человеческую свободу и во имя ее сохранения способна исчерпать всю глубину своей снисходительности. Церковь говорит свое решительное «нет» лишь в тех случаях, когда ущемляется свобода человека и оскверняется его святость. Ничем невозможно оправдать факты, когда людей вынуждали против их воли становиться донорами органов или тканей своего тела как до, так и после смерти. Человеческое тело должно быть свято. И эту святость как живого, так и мертвого тела следует уважать. Тело нельзя рассматривать как медицинское сырье или как склад запасных деталей. Для использования человека в качестве донора недостаточно предполагаемого согласия человека на это, и уж тем более нельзя расценивать как согласие отсутствие документально подтвержденного отказа быть донором. Наконец, ничто не оправдывает произвольное возведение смерти головного мозга в ранг абсолютного критерия определения момента смерти в сознании тех, для кого смерть есть таинство разлучения души и тела.

Православное богословие обычно не устанавливает раз и навсегда сформулированных правил поведения при решении различных повседневных проблем, но предлагает основные ориентиры. Это делается не из любви к неопределенности и двойному языку, но из уважения к истине и к личности. Если квантовая механика, рассматривая материю, использует две взаимоисключающие концепции (волна – частица) как взаимодополняющие и требует всегда учитывать позицию наблюдателя, как можно признать удовлетворительной одномерный механистический подход к человеку и к его здоровью? Один и тот же объективный факт может иметь для человека два диаметрально противоположных значения. Истина вещей не вмещается в рамки внешних правил. Подобно тому, как лишение себя жизни может стать высшим проявлением любви (самопожертвование), но и актом эгоизма и малодушия, крайней степени отчаяния (самоубийство), так и пересадка органов или тканей от человека человеку может стать как высшим проявлением любви, так и проявлением презрения к человеку и превращения его в товар. Она может стать победой над смертью посредством добровольного принятия смерти, но может быть и полным принятием тленности с одновременным исчезновением всего духовного. Православное богословие не может принять пересадку органов или тканей от человека человеку и даже обычное переливание крови как механистическую процедуру. Оно может, однако, принять ее как акт служения ближнему и самопожертвования. Поэтому оно не рассматривает проблемы трансплантации с точки зрения заранее выработанных казуистических правил, но индивидуально подходит к каждому конкретному случаю на основе критерия бескорыстной любви и уважения к личности.

Источник: http://www.pemptousia.ru
 
Ссылки:

[1] К. Тундас, трансплантация органов, Наука и жизнь, том 12, стр. 49.

[2] «Жизнь и смерть, нами так называемые, как ни различны, по-видимому, между собой, входят некоторым образом одна в другую и сменяют друг друга». Григорий Богослов, Слово 18 18, 42, PG 35, 1041A

[3] См. особенно третью молитву Таинства Елеосвящения: Воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою.

[4]. Иоанн. 9:1-7.

[5] См. В. Кекис, Святые Косма и Дамиан. Первая пересадка органов, Бюллетень современной медицины, том 6, январь – март 2002, стр. 77-82.

[6] См. св. Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Письмо 17, PG 52,590.

[7] Α΄ Κορ. 10,31.

[8] И надобно стараться так пользоваться, в случае нужды, искусством (врачевания), чтобы не в нем одном поставлять причину здоровья или болезненного состояния, но принимать предлагаемые им пособия в славу Божию и в образец попечения о душе. Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. 55,2, PG 31, 1045B.

[9] См., например, Левит. 17:14, Быт. 49: 6, Пс. 72:21, Иер. 17:10.

[10] См. 1 Кор. 6: 20.

[11] Марк. 2:10-11.

[12] св. Иоанн Златоуст, Толкование на святого Матфея Евангелиста, 34, PG57,375-6.

[13] См.: например, Пс. 145: 4, Лук. 12: 20.

[14] См. С. Балояннис, Смерть мозга, Церковь и трансплантация органов, изд-во Святейшего Синода Греческой Церкви, Афины 2001, стр. 121-147, там же подробная библиография. См. также к. Каракацанис, Смерть мозга. Тождественна смерти человека? – Фессалоники, 2001.

[15] «В головном мозге же как в органе тела пребывает не сущность и сила ни разума, то есть души, но лишь энергия разума, как мы уже говорили в начале, и пусть новейшие физики и метафизики говорят, что сущность души находится в мозге, либо в гипофизе головного мозга, ибо это подобно тому, как сказать, что жизнь растения не находится изначально в корнях дерева, но в ветвях и плодах его». Никодим Святогорец, Увещевательное наставление, Афины 1991, стр. 164.

[16] Матф. 16: 24. См. также Марк. 8 :35.

[17] Иоан. 12 :25.

[18] См. св. Максим Исповедник, Амбигвы, PG 91, 1225A.

[19] См. П. Неллас, Божественное животное, Афины 1979, стр. 285. Пресвитер Н. Людовик, Метафизика и эсхатология тела, Научный ежегодник богословского факультета, новая серия, том 1, Фессалоники 1990, стр. 124.

[20] См. Рим. 14,1.

ПУБЛИКАЦИИ

РАССЛЕДОВАНИЕ: КРОВАВЫЙ ПУРИМ В КРОКУС СИТИ

Убит ученый Фатея Шипунов, изучивший крест физически

«Материальный мир является неживым миром. Им управляют волновые функции (духовные субстанции), состоящие из совокупности полей, упорядоченных в чрезвычайно сложную систему. А человек послан в материальный мир, чтобы одушевить его» - Об этом однажды заявил доктор биологических наук Фатей Шипунов. По этой ссылке есть 3 самых важных молитвы. Читайте их по ссылке: https://t.me/molitvaikona/5465. Любая из них расположит вас решиться на самое сложное пока для вас дело.

Подробнее...

О «политической онкологии» современной «элиты» и мерах её лечения

В своей статье «Остановить политическую онкологию!» я рассмотрел необходимость внедрения в России государственной идеологии и предложил относительно простые способы реализации данной задачи даже в рамках действующего российского законодательства.

В этой публикации был также подробно рассмотрен механизм разрушительного онкологического процесса, поражающего организм человека, и проведена соответствующая аналогия с воздействием на государство либеральной идеологии. Этот процесс я назвал «политической онкологией».

Упрощённо, это выглядит так. Сначала отдельная клетка сбивается с заложенной изначально в неё программы работы в интересах всего организма и объявляет исключительно себя и свои собственные интересы приоритетными и абсолютными. Далее такая раковая клетка (онкоклетка) начинает активно распространять свои «заблуждения» на другие здоровые клетки, сначала заражая отдельный орган, а затем и весь организм.

Подробнее...

«Народный Собор» предлагает ряд мер по защите и укреплению российской промышленности

Обращение Общероссийского общественного движения «Народный   Собор» к кандидату в Президенты Российской Федерации В. В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Общероссийское общественное движение «Народный Собор» поддержало Вашу кандидатуру  на предстоящих президентских выборах 2024 года.

Подробнее...

Проект "Третий храм" как "нерв" ближневосточного конфликта

В январе прозвучало несколько знаковых международных вердиктов по поводу осуждения военной операции Израиля в секторе Газа, в результате которой было уничтожено более 26 000 палестинцев, причем в основном – женщин и детей. Напомню, что Россия изначально предупреждала о таком трагическом ходе событий, поэтому и выступала против операции ЦАХАЛ в Газе. Еще 26 октября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что уничтожение сектора Газа и изгнание из анклава 2 млн жителей создаст там катастрофу на долгие десятилетия, если не на столетия. Лавров тогда заявил, что невозможно ликвидировать палестинское радикальное движение ХАМАС, "не уничтожив Газу с большинством мирного населения". По словам министра, боевики ХАМАС поступили неприемлемо, напав на Израиль 7 октября, но и публичные обещания Тель-Авива "беспощадно ответить" ХАМАС не соответствуют нормам международного гуманитарного права.

26 января Международный суд ООН в Гааге отчасти признал правоту России, постановив, что Израиль должен прекратить действия, которые могут нарушить Конвенцию о предупреждении преступления геноцида. Решение было правильным, но расплывчато сформулированным и половинчатым. Вердикт был вынесен после рассмотрения иска, направленного ЮАР.

Подробнее...

Этот день мы приближали, как могли!

Председатель «Народного Собора» о многолетней борьбе общественности против попыток легализации ЛГБТ в России

30 ноября 2023 года Верховный Суд России признал Международное движение ЛГБТ* экстремистским и запретил его в России.

Безусловно, это важнейшее общественно-политическое событие. Очевидно, что данное решение вызрело на самом высшем уровне и явилось логическим продолжением общего курса руководства нашей страны на суверенитет, в том числе и в духовной сфере.

Подробнее...

«Наша Вселенная создавалась Творцом под человека». Ученый Владислав Ольховский о явлениях, подтверждающих существование Бога

«Главный вопрос, который ставит перед собой сегодня наука о сотворении мира, касается того, каким образом возникла Вселенная и жизнь в ней. Либо материю создал Бог, либо она смогла организоваться сама из вакуума, подобно Мюнхгаузену, который вытащил сам себя из болота за волосы. Я не являюсь приверженцем философии марксизма-ленинизма, хотя в ней правильно поставлен вопрос о первичности духа или материи, однако ответ на него дан неверный. Я убежден, что дух создал и материю, и жизнь».

Подробнее...

Картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» как элемент технологии культурно-исторических провокаций

Ещё раз о «культурных шоках»  и способах их нейтрализации

Написанная в 1885 году художником Ильёй Репиным картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», изображающая  убийство Иваном IV своего сына, тогда для многих представителей российского общества стала  настоящим культурным шоком. В прессе появилось множество критических статей с требованием убрать это полотно из экспозиции и даже вообще запретить его показ.

Подробнее...

Историко-культурные прорывы как основа для борьбы с демонизацией России

Обращение  движения «Народный  Собор» к социально ответственному бизнесу по участию в решении геополитических  задач

Общероссийское общественное движение «Народный Собор» в числе своих инициатив  по укреплению суверенитета России одним из приоритетных направлений считает реализацию историко-культурных проектов, способных торпедировать усилия коллективного Запада  по международной изоляции России. Соответствующие предложения были направлены в адрес руководства Совета безопасности России. Последовавшая реакция со стороны Россотрудничества показала, что предложения «Народного Собора» признаны злободневными, но в данный момент на федеральном уровне отсутствуют ресурсы для их реализации. В связи с этим было предложено обратиться к социально ответственному бизнесу, включая Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Подробнее...

Олег Кассин: «Остановить «политическую онкологию!»

Председатель «Народного Собора» о необходимости для государства в современных условиях  идеологии и  способах её внедрения

В настоящее время в мире происходит  колоссальный  геополитический разлом и размежевание. И это разделение  идет в первую очередь даже не по экономическим, а по духовно-нравственным критериям. Страны западной цивилизации, выполняя установку глобальных наднациональных структур, приступили к тотальному разрушению существующих тысячелетия этических норм, насаждая взамен  диаметрально противоположные, по сути – сатанинские.

Подробнее...

Жизнь на Земле не могла появиться случайно – говорят новые исследования

Найдена непреодолимая пропасть между живой и неживой материей. Идею Дарвина о самозарождении в маленьком прудике опровергает термодинамика биополимеров.

В истории науки есть немало примеров, когда, пытаясь доказать истинность теории, в итоге, ученые получают свидетельства ее полной нежизнеспособности.

Подробнее...

Инопланетяне как спасение мира и Иесусы Чертизона.

             В Апокалипсисе есть сцена, где Авадон (евр. «губитель», по греч. «Аполлион») открывает кладезь бездны откуда выходит саранча, всадники апокалипсиса, которые жалят людей как скорпионы – это есть бесовский легион, которому дана полная власть. Они «спасители» («Христы») мира на языке лжи спасать – значит «губить». Это шпионы ада, иезуиты общества Иисуса, «спасители» мира: Джеймс-секс-бомб, Батман и прочие герои детских комиксов, которые делают народу компьютерную прошивку Аполлон

Подробнее...

Любовь дьявола и шпионаж чертей – общество иезуитов («Иисусов» - «спасителей»)

            Мы бредём по жизни как бы в бреду и по теме пустоты ведём базар, меняя свою жизнь на пустоту и суету и кроме водки ничего не любим. Дурман сивухи выбивает наш разум и занимает сердце. У дьявола всё ложь и вера, и надежда, и любовь – всё пустота чертей. Любовь – коварная змея, которая дышит ядом и отравляет наивные чистые души собирая свою дань смерти. И жгучий мороз губ кобры течёт молоком и мёдом – её любовь не терпит света, а только лишь одна ночь и ложь. Нам бы денёчек переждать, чтобы ночкой можно было воровать чужие души. Ложь называет себя наукой, которая не бывает без жертв и в этом всё общество чертей.

Подробнее...

Распятый Христос. Святые черти и грешные христиане. Кредиторы и должники.

            Все люди грешные и лживые, даже святым верить нельзя – их вводят в заблуждение лжецы. Святому будут лгать, а он должен будет верить, потому что если он будет не верить брату своему, то это тоже грех. И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим. И вот уже богач требует у Бога простить ему долги в 10 000 талантов, на том основании, что он простил своему должнику долг в 100 динариев. Чадо, говорит Христос, ты вытряхнул с бедняков по 10 000 динариев, истязал их и когда один из твоих должников умер на дыбе, не заплатив тебе последние 100 динариев, то ты сказал, что простил ему этот долг.

Подробнее...

Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Донбасс даёт угля.

            СССР встретил своё столетие как никогда молодой и могучий – теперь его столица была в Шанхае. Мир – державное яблоко укатилось из Америки на Восток и солнце Запада потухло, а парус оборван. «Титаник» затонул – так его обманул ветер удачи. Колобок покатился с Запада на Восток по великому шёлковому пути. На приём к китайскому богдыхану слетелись делегации из Ирана, Саудовской Аравии, Франции, Италии, Германии и Латинской Америки. Китайские авианосцы «Ляопин», «Шаньдун» и «Фу Цзян» смотрят в упор на американские. И наш авианосец «Варяг», который строился в Николаеве на верфях и затем он был

Подробнее...

Международный суд в Гааге выдаёт ордер на арест Бога по делу сожжённого Содома.

            Что есть добро? Посади дерево, построй дом и роди сына. Когда построил Каин город и назвал его Содом, то он думал, что Господь оценит и похвалит его усердие. Там были такие дворцы и сады и главное, как он думал, что там был культурный народ – все играют на скрипке, ведут культурные беседы и читают Кафку и Джойса. На стадионах они пьют пиво и смотрят футбол. Но Господь посетил этот «Небесный Иерусалим» и сжёг его. украшением города были люди, которых выпекали из огнеупорной глины. Это были этакие кирпичи империи – гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей.

Подробнее...

Любовь чертей как чума XXI века в чёрном зеркале троллей.

            Богословы старались угодить политикам сделать христианство полезным для царей содомских и князей гоморрских, стать служанкой богословия и культа для культуры, для всех девяти муз, которые жадною толпой стоят у трона. Культура хотела романов с Богом, и она подражала Христу, через это они искажали Истину (как сказал Киплинг: не с тем Бог, кто говорит, что мы соль земли, мы голубь мира, мы Божий щит). Они тащат в христианство своё, а, чтобы остаться с богом всё своё надо выбрасывать. Через игру черти проникают в душу: христианство нам нужно, поскольку оно нам полезно.

Подробнее...

Уния с чертями.

            Говорят, что в 1054 году произошло разделение церквей, которое проявилось в том, что легаты римского папы Льва произнесли анафему на патриарха Михаила и с той поры лучшие умы и юристы спорят и хотят воссоединить. Это история парадоксальна тем, что никакой анафемы не было. Легаты приплыли в Константинополь, а папа Римский попал в плен к норманнам – полномочия всех легатов прекращены. Далее в плену папа умер. Легаты явились в собор Св. Софии с готовым решением отлучить патриарха, потому что герцог Южной Италии Аргир (он же являлся кателаном Византии в Италии оплатил их услуги по отлучении Михаила на почве ночных неприязненных отношений с Михаилом, а ещё он хотел замутить воду при византийском дворе.

Подробнее...

Колбасники под баннером Кукиша. Козломольские и Козленские.

            Баннером дьявола является кукиш. Об этом говорит Мефистофель у Гёте. Любой герб, даже самый замысловатый, хоть со львами, змеями или леопардами – это всё равно кукиш, потому что он основывается на фантазиях и легендах основателя рода и фамилии. А это всегда гений. Ген, это змея мужского рода, которая имитирует фаллос, которым… надменные потомки известны своей подлостью прославленных отцов. Они рабскою пятою попрали обломки счастья обиженных родов.

Подробнее...

(Футуролог Фудзиямы с прогнозом) – Америка: начало конца или конец начала? Храни черти США.

            Мир перевернулся – русские ракеты нанесли удары по банкам «Силиконовой долины», «Кредит Свисс». В швейцарском шоколаде не нашли шоколада, а… только вкус. А в России сдохли придурки, которые покупали швейцарские часы. В доллар никто не верит, хотя на нём написано «inGodwetrust» - все знают, что Америка в бога не верит, а Христа она продала давно. Гетман Козленский потерял свою душу в лабиринтах мирозданья и жил он с тех пор без души. Ему хотелось чего-нибудь продать, но никто не покупал, хотя товар был: Курильские острова, Русская Сибирь, Камчатка – да та же Аляска, сомнительная сделка – барк, который перевозил серебряные доллары утонул, а страховая компания оказалась миражом – призраком. Надо потребовать от собаки Байдена – пусть он ещё раз её купит. Джо, Козленский звонил собаке Байдену, я слышал, что Америка продала Бога, так где я могу получить свою долю?

Подробнее...

Международный суд в Гааге выдал ордер на арест Христа за сожжение Содома.

            Что строят олигархи из бабла? Рай на земле. Но этому строительству мешает душа, а потому её надо продать за дырку от бублика. В чём счастье, брат? Хозяин счастлив, если счастливы его черти, ну и жена-дьяволица, а также собака. Земной рай, это иллюзия, мираж без Бога, воображение у чертей, за которое надо положить свою душу – ни за что. История сохранила описание этого рая крёстных отцов – главное там легитимность. Когда войско Минина и Пожарского вошло в Кремль, то их там встретили бочки с засоленной человечиной.

Подробнее...

Ложь как вера псов, псарей, чертей и папа Рима их крёстный отец.

            Украина – часть Руси, которая украдена чертями, дикое поле, линия огня, ад, что тёмной ночью опустился на землю. Наступление на Русь (натиск на восток – DrangnachOsten) всех военно-масонских орденов: тевтонского, ливонского (меченосцев), иезуитов (общества «Иисуса»), доминиканцев (инквизиции), базилиан (униатов), францисканцев, и др. Причём на фронте римский папа разрешил любой грех, т.е. заранее он отправил саранчу ада – бездны Авадона в рай – там можно блудить, играть в азартные игры в пьяном разгуле, а вот грешники в аду под присмотром чертей вынуждены вести святую жизнь – даже и сигаретку не выкуришь.

Подробнее...

Мир с чертями (fucky lucky) – война с Богом. Ад и Царство Небесное.

            Дьявол вьётся дохлой мухой над моею головой и вороны кружат хороводом бесов – черти спустились и чертят, сужая круги – вы добычи не дождётесь, ведь мой Господь – Христос. Черти зовут обратить данные Богом хлеба в камни и стрелять в небо по Господу, присвоить и украсть весь мир у Бога, ведь хлеб насущный обращённый в маслины волын – закон и яд владения царей, который учит беречь волосы и сняв голову, карабкаться по лестнице Люцифера вверх, чтобы на крыше мира поставить свой престол – там мрак и холод, жить нельзя и дьяволята говорят – кинься вниз и аггелы тьмы тебя понесут.

Подробнее...

Встреча Путина и Си – дорогих друзей «Спина к спине» - лицом к врагам. Передастов не любим, козлам не подаём.

            Обращение «дорогой» - в империи Чингиз-хана так назывался чиновник – «дарога», который контролировал дороги – по ним шла торговля и мчались гонцы. Дорогой друг – не просто друг, а когда ещё и дорога одна, и мы стоим не «лицом к лицу» (как на Западе), а спина к спине. У нас не только дороги одни, а ещё и враги общие. Русский медведь и китайская панда. Потери Китая за его позицию весьма велики – против него идут весьма существенные санкции, ограничения по торговле. Америка сделал тысячи предупреждений и даже какой-то сучий суд в Гааге выписал международный ордер на розыск Путина (т.е. на всех русских и китайцев, которые с ним встречались).

Подробнее...

Человек – сосуд Божий и Чаша Грааля – яда кобры.

            По масонским легендам очень разнообразным и невнятным Иосиф Аримофейский собрал у распятого Христа кровь в некую чашу. И вот её все то ли ищут, то ли уже нашли некие посвящённые и она даёт то ли мудрость, то ли власть над миром и какие-то рыцари короля Артура где-то там собираются – в общем каждый придумывает, что он хочет. Но действительность не поддаётся фантазиям. Каждый человек – избранный сосуд Божий и эта дивная чаша неведомой красоты на 80% состоит из воды,

Подробнее...

Обаяние чертей и антихрист гетьман Козленский – «Брат – 666».

            Прошло много лет как Балабанов предъявил свой фильм о героях нашего времени «Брат – 2» и все полюбили обаятельного паренька Бодрова, мерзавца, негодяя и антихриста – русский предтеча гетьмана Козленского. Балабанов – военный переводчик, участник страшного военного конфликта в Йемене, который владеет Баб-Эль-Мандебским проливом через который идёт почти вся нефть Ирана, Ирака и Саудовской Аравии. Разумеется, СССР должен был туда влезть, вот он и влез. Есть Йеменская Арабская республика, а была Народно-Демократическая республика Йемен. Эта война шла более 40 лет и лишь недавно между Саудовской Аравией и Ираном при посредничестве Китая был заключён мир. Аден – столицу сотрясали такие взрывы, что корабли в порту едва не тонули, на головы всем нам падали камни с неба, которым было более 5 000 лет. Другое название страны «Счастливая Аравия», там есть орошение земли и поэтому всё растёт. Некоторые историки считают, что это была колыбель человечества древних шумеров. Воинственные племена при международном участии разбивали страну.

Подробнее...

Почём опиум для народа? Тысяча лет спецоперы с попами (чертями). Международное право Гааги и доллары гетьмана Козленского.

            История учит тому, что ничему она не учит, потому что она есть ложь – ведь её пишут черти. Только их мнение имеет значение. Мнение – от мании, змеи женского рода, которая царствует в головах царей. Поскольку разведки и шпионы весьма умны, и они доложат властям то, что они от них хотят услышать, а потому их интересует только то, что сидит в головах у властей, а не то, что есть на самом деле. Находкой для шпиона является не сейф противника, а сейф царя, изучив который он сделает свой доклад, за который его похвалят. Такая картина маслом везде: в истории, политике и науке, а потому там правит бал сатана. Мировая война началась в тот момент, когда Каин убил Авеля, брата своего – и она не прекращалась никогда.

Подробнее...

О сценарии ускоренного завершения СВО на Украине

Анализ возможных вариантов развития специальной военной операции и событий на Украине

В ходе проведения Россией специальной военной операции на Украине российские войска сталкиваются с отчаянным сопротивлением противника и нежеланием большинства из них сдаваться в плен. Помимо ряда субъективных и объективных причин этого (мощная идеологическая промывка мозгов населения Украины, наличие заградотрядов, угрозы репрессий в отношении родственников в случае сдачи в плен и др.), существует еще один серьёзный фактор, который не был учтен и задействован  в ходе проведения СВО.

Подробнее...

Чубайс как пророк Чебурашки – конец за него напишут черти и история. Лупинарии и пролетарии.

       Кобра, стальные кудряшки, не бывает пусто место у тебя под каблучком – лишь для тебя горят на небе звёзды, лишь для тебя безумный мир наш создан и для тебя живут придурки под солнцем. Чубайс в 90-х летел в самолёте над страной, сопровождаемый всеми чертями и давал интервью: «Я не экономику строю, это я коммунизм разрушаю». Он верил, что ничего строить уже не надо, а надо лишь дать свободу чертям – баблу и они прекрасно всё устроят. Саранча, которую Авадон («Губитель») выпустит из бездны, превратятся в трудолюбивых пчёлок, которые будут давать мёд. Тучи враждебные реют над нами – это летают над Россией тучи валькирий и вампиров, которые пьют человеческую кровь.

Подробнее...

Россия, и вот теперь, когда пришла свобода, свободны ль вы, любимая моя? Идёт война, торговая, священная война.

            Говорят, что все войны заканчиваются миром. Но что такое мир, как не время собирания сил для продолжения войны. Чтобы провести переговоры, надо во что-то верить, например в Царство Небесное. Оттуда надо взять кредит на прекращение конфликта. А если в Бога верят мало, ведь у каждого свой бог в душе – он чёрт из табакерки гаджета. У мира есть свой символ веры. Верую во всё то, что мне нравится и не верю ни во что то, что мне не нравится. Как вести переговоры, если не верят ни во что? Если всё умерло – закон, религия, суд – осталась только игра в дурака с чертями.

Подробнее...

Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика