Истинное Православие и его враги в современном мире. Архиепископ Аверкий (Таушев)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Аверкий архиепископ Сиракузский и Троицкий (19.10.1906- 13.04.1976) - выдающийся архипастырь и богослов Русской Зарубежной Церкви. В міру Александр Павлович Таушев, родился в дворянской семье чиновника военно-судебного ведомства Симбирской губернии.

Аверкий архиепископ Сиракузский и Троицкий (19.10.1906- 13.04.1976) - выдающийся архипастырь и богослов Русской Зарубежной Церкви. В міру Александр Павлович Таушев, родился в дворянской семье чиновника военно-судебного ведомства Симбирской губернии.

С 1920 г. семья Таушевых в эмиграции, детские годы будущего архиерея прошли в городе Варне в Болгарии. Окончил русскую гимназию (1926; с золотой медалью), богословский факультет Софийского университета (1930). Был учеником архиепископа Серафима (Соболева). Значительное влияние на юного Александра оказал архиепископ Феофан (Быстров), живший в эмиграции в Болгарии. Как вспоминал владыка Аверкий, эта встреча «окончательно решила мою дальнейшую участь: я твёрдо, без малейших сомнений или колебаний решился стать на путь монашеской жизни».

В 1931 г. переехал в Прикарпатскую Русь. Позднее так вспоминал о мотивах своего решения: «Я регулярно получал газету "Православная Карпатская Русь", и вот у меня явилось намерение отправиться на Подкарпатскую Русь - тогда это была Чехо-Словакия, - где происходило в то время стихийное возвращение масс порабощенного и угнетенного в течение ряда веков русского народа, оторванного от Матери-России, из насильственно навязанной ему врагами унии с папским Римом в родную отеческую православную веру».

С 1931 г. был помощником секретаря епархиального управления в городе Хусте. 19 мая 1931 г. был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре в селе Иза, с 1932 г. - иеромонах, был помощником настоятеля, затем настоятелем храма в Ужгороде. С 7 августа 1935 г. - издатель-редактор епархиального журнала "Православный Карпаторусский вестник". С 1936 г. - преподаватель Закона Божия в державной реальной гимназии, в русских и чешских державных гражданских и народных школах Ужгорода. С 1937 г. - игумен. В 1938 г. - настоятель прихода в Мукачеве, администратор части Мукачевско-Пряшевской епархии в Венгрии и заведующий Архиерейской резиденцией и епархиальным имуществом в Мукачеве. С 1939 г. - первый референт епархиального Управления.

После того, как Прикарпатскую Русь заняли венгерские войска, переехал в 1940 г. в Югославию, где преподавал пастырское богословие и гомилетику на миссионерско-пастырских курсах. Служил священником в Свято-Троицкой церкви. Был духовником главы Русской православной церкви за границей митрополита Анастасия (Грибановского).

С 1944 г. - архимандрит, с 1945 г. вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ находился в Мюнхене, был законоучителем в старших классах гимназии "Милосердный самарянин" и в в лагере для перемещённых лиц, преподавал на курсах сестер милосердия. С 1950 г. - председатель миссионерско-просветительского комитета при Архиерейском Синоде.

В 1951 г. архиепископ Виталий (Максименко) пригласил архимандрита Аверкия стать преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США), читал лекции по Новому Завету, литургике, гомилетике. В 1952-1976 гг. - безсменный ректор семинарии, одновременно главный редактор журнала "Православная Русь", публиковал в каждом его номере свои статьи и проповеди. С 1953 г. - епископ Сиракузский. В 1960-1976 гг. также был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. С 1961 г. - архиепископ Сиракузский и Троицкий. Духовный руководитель движения "Свято-Владимірской молодёжи", созданного с целью «помочь нашей русской молодёжи выработать себе правильное православное и национально-русское міросозерцание, с тем, чтобы оно стало руководящим началом жизни».

Учёный-богослов, автор получивших известность толкований на книги Нового Завета. Многие труды владыки Аверкия после 1990 г. были переизданы в России и получили популярность среди благочестивой части прихожан Русской православной церкви, которым созвучны его размышления об апостасии и верности своему церковному и национальному самосознанию. Был талантливым проповедником, призывавшим зорко видеть в соврменном міре возрастание "тайны беззакония", призывал к сопротивлению строящемуся царству антихриста. Владыка Аверкий был в эти годы стержнем этого духа сопротивления в РПЦЗ и сумел передать его дух таким своим ученикам, как о. Серафим (Роуз).

Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

(По материалам "Православной Руси", 1976, № 9, май)

 
_________________________________________________________________________________________
 
 
Истинное Православие и его враги в современном мире
 
 
Широко распространенное, "ходячее" мнение наших дней - это то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными.
 

Но думать так - это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды.

 

 

Если мы обратимся к истории Христианской Церкви и дадим себе труд спокойно и беспристрастно, без всяких предвзятостей, основательно ознакомиться с нею, мы легко убедимся, что только Православие и есть истинное христианство - та Истина, свидетельствовать которую, по Его собственным словам, пришел на землю воплотившийся Единородный Сын Божий.

 

 

Исконный враг человеческого спасения диавол еще в яслях, как мы знаем, вознамерился погубить нашего Спасителя, дабы воспрепятствовать Ему совершить дело нашего спасения. Когда ему это не удалось, он всю злобу воздвиг на Него, использовав орудием для себя гордость, тщеславие, властолюбие и честолюбие иудейских первосвященников, старейшин, книжников и фарисеев. Когда и эти злые ухищрения его рушились и самая власть его была попрана Воскресением Христовым, он сначала чрез иудеев, а затем и чрез язычников поднял жесточайшие кровавые гонения на последователей Христовых, в надежде стереть христианство с лица земли.

 

 

Но и эти козни врага не увенчались успехом, а даже наоборот: христианство сделалось в тогдашнем культурном греко-римском мире господствующим вероисповеданием. Лукавый враг не пал, однако, духом от понесенных поражений.

 

 

Он воздвиг тогда новую брань против ненавистной ему Христовой веры - против той Божественной Истины, которую принес на землю, для спасения людей, воплотившийся Сын Божий, - брань, несравненно более трудную и опасную.

 

 

По его наущению и вдохновению люди, обольщенные им чрез гордыню и честолюбие, стали среди самих христиан, внутри самой Церкви Христовой, как это предвидел еще св. Апостол Павел, возбуждать споры о вере, разные несогласия и разделения, ставя собственные, чисто человеческие домыслы и соображения, на место Богооткровенной Истины.

 

 

Так возникли ереси и расколы, которые грозили изнутри подорвать животворную и спасительную для людей силу Христова учения, подменив Истину ложью.

 

 

Для изобличения и осуждения этих ересей-лжеучений и расколов блюстители Божественной Истины, преемники св. Апостолов, Епископы стали съезжаться на Соборы - Поместные и Вселенские, дабы вселенским "соборным разумом" уяснить и вразумить раз и навсегда для всех христиан обязательное и неизменное учение Церкви, установив, как веровали повсюду, во что веровали всегда, во что веровали все (св. Викентий Лиринский).

 

 

Тогда-то вот истинная христианская вера - правая вера, в отличие от ересей и сект, также именовавших себя "христианскими", стала называться "православной".

 

Итак, вот что такое Православие!

 

 

Православие - это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом-Спасителем; - это сохраненное во всей чистоте и неповрежденности подлинное Учение Христово о вере и благочестии (- жизни по вере), изложенное св. Апостолами в Священном Писании, тщательно изъясненное и истолкованное их законными преемниками - Мужами Апостольскими, святыми отцами и учителями Церкви в Священном Предании нашей Православно-кафолической (то есть Вселенской) Восточной Церкви, которая одна только, как ничего не изменившая в этом учении, и поныне, по всей справедливости, именуется "Церковью Православной".

 

 

К несчастью, в наше время настолько утрачен живой интерес к возвышенным истинам веры и правильному пониманию их, а особенно - приложение их к жизни, называемое обыкновенно "благочестием", что многие искренно дума ют, будто вся разница между Православием и другими исповеданиями заключается только в обрядах, а так как "обряды", мол, "дело второстепенное, а Бог - Один, то не все ли равно, к какому вероисповеданию принадлежать, лишь бы веровать в Бога и быть хорошим человеком".

 

 

Таково модное, "ходячее" мнение. Но так ли это?

 

 

Бог - Один, Христос - Один, а вера почему-то не одна, вер разных - много.

 

 

Если Бог - Один, то могут ли все эти разные веры быть одинаково истинными и, следовательно, одинаково спасительными? Ведь если "Бог - Один и Христос - Один", то разве не обязывает это и всех искренно верующих во Христа, чтобы и всё, касающееся их веры и благочестия, было у них тоже одно: одинаковое, а не разное?

 

 

Эту истину как раз и утверждает Слово Божие, говоря: "Един Господь, Едина Вера, Едино Крещение, Един Бог и Отец всех" (Еф. 4, 5-6). Разве создал Господь много разных Церквей?

 

Разве не сказал Он ясно и определенно: "Созижду Церковь Мою (именно одну Церковь, а не много разных церквей!) - и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18)?

 

 

Неужели можем мы считать эти слова Спасителя нашего ложными, неоправдавшимися, кощунственно признавая, что "врата адова" все же "одолели Церковь", разбив ее на множество разных церквей?

 

 

Да не будет! Не позволим себе такой страшной хулы на Сына Божия!

 

 

Только одна - одна единственная Церковь основана Воплотившимся Единородным Сыном Божиим для спасения людей: она одна, основанная Им Самим, а не обыкновенными грешными людьми, существовала всегда, существует теперь и будет неизменно существовать до скончания века.

 

 

Надо только твердо веровать в это и не мудрствовать лукаво!

 

 

А вот от этого-то "лукавого мудрствования" и появилось на свет такое множество всяких лже-церквей и "деноминаций", которые запальчиво-самоуверенно заявляют претензию на обладание Истиной, не имея ее, а зачастую проповедуя явную ложь и всевозможные вымыслы, льстящие испорченному человеческому сердцу.

 

 

Истинная Церковь вся есть Истина, и нет, и не может быть в Ней ни тени какой бы то ни было лжи или заблуждения.

 

 

Отдельные члены Церкви, вплоть до самых высокостоящих иерархов, могут иногда, полагаясь на свой собственный только разум, ошибаться и заблуждаться, но вся Церковь в целом - никогда.

 

 

Она, и только Она одна, Истинная Церковь - Непогрешима, потому что в Ней пребывает до скончания века Глава Ее - Сам Господь Иисус Христос (Мф. 28, 20), вдохновляет Ее и руководит Ею Дух Святый (Ин. 14, 16-17).

 

 

Это утверждение наше не голословно, ибо основано на ясном учении Слова Божия: "Церковь Бога Живого - Столп и утверждение Истины" (1 Тим. 3,15), - так говорит великий Павел, Апостол языков.

 

 

altКто лжет или впадает в заблуждение, тот невидимым Судом Божиим тотчас же отсекается от Тела Церкви, отпадает от Нее, тем самым теряя надежду спасения, и может опять воссоединиться с Нею только чрез искреннее покаяние.

 

 

Никакая ложь оттого не свойственна Церкви, не терпима в Ней. Не может быть поэтому в Ней ни разномыслия, ни разногласия, ни разделений.

 

 

Об этом ясно говорит св. Апостол Павел, наставляя первых христиан:

 

 

"Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" (Рим. 16,17).

 

 

"Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию" (Фил. 2, 2-3).

 

 

Как же выглядит теперь столь модное ныне движение "экуменизма", с точки зрения такого вполне ясного и категоричного учения Слова Божия? Не есть ли оно - сплошная ложь, несвойственная истинной Церкви и нетерпимая в Ней?

 

 

Требуя от христиан полного единомыслия и единодушия в своей среде, Слово Божие столь же ясно и категорично говорит о том, как истинные христиане должны относиться к искажающим истинное учение Церкви лжеучителям-еретикам:

 

 

"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит. 3, 10).

 

 

Так ли поступают современные "христиане" - или они "стыдятся" требований Слова Божия, как "устарелых", "отставших от века", недостаточно "прогрессивных"?

 

 

Вот почему лгут на Истину все эти "экуменисты" и всякого рода современные "объединители", стремящиеся соединить несоединимое: Правду с беззаконием, Свет со тьмою, Христа с велиаром, вернаго с неверным (2 Кор. 6, 14-15).

 

 

Что сказать нам после этого о иерархах, возглавителях и духовных руководителях современных Поместных Православных Церквей, которые вступили в "экуменическое Движение" и стали полноправными членами и активными деятелями "Мирового Совета Церквей"? Вправе ли они еще считать себя православными?

 

 

Мы не говорим уже о целом ряде канонических правил Православной Церкви, воспрещающих молитвенное общение с еретиками, за что полагается отлучение от Церкви, а епископам и клирикам - извержение из сана (см. Апостольские правила 45, 46 и 65 и Лаодикийского собора 32, 33 и 37), ибо многие сейчас считают, что каноны вообще "отстали" от далеко "ушедшей вперед" жизни и надо все их отменить или переделать так, чтобы ни для кого не было стеснений и каждый мог делать все, что ему заблагорассудится - в свое удовольствие.

 

 

А если принять во внимание то, что многие из возглавителей этих церквей, представители иерархии и духовенства, не говоря уже о рядовых мирянах, вступают теперь даже в антихристианские организации или открыто провозглашают атеистическую богоборческую власть "властью от Бога", коей нужно повиноваться "не за страх, а за совесть", предоставляя себя в полное услужение врагам Христовым и делая себя их послушным орудием, то становится и совсем страшно!

 

До чего мы дожили?!

 

 

И можно ли закрывать глаза на все это и беспечно убаюкивать себя и других, уверяя, что ничего особенного в этом нет, что так, мол, "всегда было"?

 

 

Кое-что, может быть, и было, но не так, не в таких огромных, всеобъемлющих масштабах, когда и здорового места почти не остается, и честный искренний христианин не знает, куда и с кем ему идти, кому можно довериться.

 

 

Не будучи в состоянии после продолжительной вековой борьбы, просто уничтожить Церковь, темные сатанинские силы в наши дни, с особой ожесточенной энергией, устремились на Церковь, пытаясь овладеть ею изнутри, дабы использовать Ее, в лице податливых служителей, в своих целях. Оскудение веры и истинной христианской любви помогает этому, а тщеславная погоня за рекламой и суетной славой и искание материальной выгоды прямо идет на встречу этим сатанинским планам.

 

 

И вот, в результате, та печальная картина, которую мы теперь наблюдаем: соль обуевает

 

 

Забывают многие в наше время, что Церковь не какое-либо земное, человеческое учреждение, а учреждение Божественное, высочайшее назначение которого есть спасение душ в жизнь вечную, что в ней - не место какой-либо "политике" или "дипломатии" и не допустимо кривить душой, попирая совесть, во имя каких бы то ни было чисто земных целей, хотя бы и прикрывались они лживо фальшивыми лозунгами "мира всего мира"; "всеобщего блага" и даже мнимой "христианской любви" и "смирения", что сейчас так в моде.

 

 

Вся эта современная фальшь и шумиха и увлечение какой-то "высшей политикой" и "тайной дипломатией", к чему усиленно теперь привлекаются не только рядовые, но и высшие служители Церкви, ставят себе задачей не что иное, как подготовку будущего мирового владычества антихриста, который должен возглавить единую (объединенную из всех религий мира) лже-церковь и единое всемирное (объединенное из всех национальностей) государство.

 

 

Покоримся же, как дети послушные, спасительному внушению матери нашей - Церкви! Наполним память нашу картиной Суда Божия.

 

 

Вот - ответ Церкви тем вздорным "умникам", которые не хотят слышать разговоров о кончине мира, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде, самочинно заявляя, что "не нужно людей понапрасну пугать", что "это, мол, современным людям непонятно" и якобы даже "производить неположительное, а скорее отрицательное действие!" (?!).

 

Церковь Христова смотрит на это иначе.

 

 

И если учесть, что происходит сейчас с православными христианами в так называемом "свободном мире", где господствует "экуменизм" и где все уже почти объединились в составе так называемого "Мирового Совета Церквей", то нельзя не согласиться, что такое, более точное наименование: "истинно православные" уместно и здесь - в отличие от тех, которые, называя себя "православными", фактически уже отреклись от Православия, сохранив лишь одну внешнюю видимость его.

 

 

Необходимо помнить и знать: не может истинная Церковь Христова провозглашать и утверждать какую бы то ни было ложь и вступать в содружество или сотрудничество с врагами Христовыми!

 

 

А потому все те епископы, клирики и миряне, которые в этой лжи участвуют и с врагами нашего Господа и Спасителя так или иначе дружат и сотрудничают,- "православные" только по имени.

 

 

И вновь, и вновь, невольно вспоминаются нам подлинно-пророческие слова нашего дивного российского св. Феофана Вышенского Затворника о том, что в последние времена "имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это - только видимость, внутри же отступление истинное" (Толкование на Послание к Солунянам, стр. 192).

 

 

Не наблюдаем ли мы нечто подобное уже и теперь?

 

 

Ведь Православие не есть что-то отвлеченное. Православие это не только вера, но и жизнь по вере - жизнь, согласная с верой, которая называется обычно благочестием.

 

 

И вот, весьма характерно, что все эти современные модернисты-экуменисты, еще называющие себя "православными", с каким-то самодовольным легкомыслием отбрасывают все подвижнические установления Святой Церкви, в коих наиболее полно и ярко выражается дух православного благочестия, как, например, подвиг воздержания, поста душевного и телесного.

 

 

Будем же стремиться к подвигу, в котором как раз и выражается существо нашей православно-христианской веры, которая есть подвиг подражания Христу в крестоношении и самораспятии. А подвизаясь законно, как учит Слово Божие, будем все претерпевать за Истину, не отступая от нее, как это делают теперь многие, по малодушию или из какой-либо корысти.

 

 

И будем твердо помнить: где нет подвига, где нет стояния за истину - там нет и Православия - нет истинной веры в Бога и во Христа.


www.38i.ru