Оценка современного состояния управления РПЦ в свете Историко-канонической и юридической справки архиепископа Гермогена (Голубева)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

25 декабря 1967 года архиепископ Гермоген (Голубев), пребывавший в то время в ссылке в Жировицком монастыре, закончил фундаментальное исследование «К пятидесятилетию восстановления Патриаршества (Историко-каноническая и юридическая справка)». В Справке владыка Гермоген высказывает целый ряд положений, которые позволяют понять причины многих современных церковных нестроений. Рассмотрим их по порядку.

 Вначале высокопреосвященный Гермоген рассматривает структуру и состав Поместных Соборов. История Православной Церкви знает Поместные соборы, состоявшие как из одних архиереев, так и такие, в которых, наряду с архиереями, правом голоса пользовались клирики и миряне.

 

Здесь Владыка делает важнейшее замечание: «С принципиальной, церковно-канонической, точки зрения вопрос о составе Собора прежде всего должен решаться в зависимости от того, каким образом сформирован епископат. Если епископы избирались епархиями в установленном церковными канонами порядке и вследствие этого являются действительными представителями своих епархий, то, разумеется, Собор, как представительный орган Церкви, может состоять из одних епископов. Если же епископы не избирались, как того требуют церковные каноны, а в нарушение их назначались, то ясно, что сформированный таким порядком епископат не может иметь ни канонического, ни морального права представлять те епархии, которые его не избирали. В этом случае Поместный Собор обязательно должен иметь в своем составе в качестве полноправных членов не только епископов, но и клириков и мирян, надлежащим образом избранных». При этом, согласно древним правилам, Поместные соборы должны собираться один раз в год, а в соответствии с постановлением Поместного собора 1918 года – раз в три года.

 

Здесь остановимся и подумаем: какой у нас сейчас епископат? Принимали ли мы участие в его избрании? – Нет! Может быть, наши были избраны собором епископов? - Снова нет. По данной причине практически все Поместные соборы, начиная с собора 1945 года, не отвечают духу церковной соборности.

 

Очевидно, это относится и к предстоящему в нынешнем году Архиерейскому собору, на котором епископат, не имеющий ни канонического, ни морального права представлять свои епархии, будет формулировать «позицию» Русской Православной Церкви по повестке предстоящего в 2016 году «Всеправославного собора».

 

Но вернемся к Справке высокопреосвященного Гермогена, который подробно рассматривает вопрос о формировании епископата. Ключевым каноническим законом является соборное избрание епископов. «Сколь большое значение Вселенская Церковь придавала соборному избранию епископов, - пишет он, - видно из того, что на всем протяжении периода Вселенских Соборов вопросы формирования епископата постоянно занимали мысли Свв. Отцов Церкви. Так порядок избрания епископов ясно определен Первым Вселенским Собором в 4-м правиле и подтвержден Седьмым Вселенским Собором в 3-м правиле. В полнейшем согласии с этими канонами говорят об избрании епископов и Свв. Отцы Антиохийского Собора в 19-м правиле. Все упомянутые канонические правила требуют, чтобы избрание епископа совершалось на Соборе, чтобы в избрании принимали участие все епископы области и чтобы отсутствующие на Соборе епископы изъявили свое согласие или несогласие с избранием посредством грамот; чтобы в случае разногласий превозмогло мнение большего числа избирающих. А согласно 19-го правила Антиохийского Собора, поставление епископа, совершенное вопреки указанному каноническому порядку, даже не имеет силы». В настоящее же время епископа избирает Синод, состоящий из 9 постоянных и 5 временных членов-иерархов.

 

В виду чрезвычайной важности этих норм, архиепископ Гермоген приводит и сами каноны, на которые ссылается, а после этого пишет: «Верность канонам Церкви - одна из первейших обязанностей епископата, и Церковь берет в этом клятву от епископов при самом их посвящении. Каждый епископ в день своей архиерейской хиротонии присягал на верность св. канонам Церкви в таких выражениях: «Обещаюся каноны святых Апостол, седми Вселенских и благочестивых Поместных Соборов и правила святых отец хранити и соблюдати: вся, яже тии прияша, и аз приемлю; и ихже тии отвратишася, и аз отвращаюся»».

 

Далее Владыка уделяем внимание проблеме порядка формирования Синода, который был подробно регламентирован на Поместном соборе 1918 года. Оговорившись о том, что Синоды не были предусмотрены древними канонами, преосвященный Гермоген приводит каноническое определение Пометного собора 1918 года, согласно которому Синод должен состоять из председателя-Патриарха и 12 архиереев. Киевский митрополит является постоянным членом Синода, как представитель древнейшей русской митрополии. 6 архиереев избираются на очередном Поместном соборе сроком на три года, а остальные пять должны вызваться на один год в порядке очередности.

 

Синод, сформированный на этих принципах, является подлинным выразителем интересов Церкви Христовой. «Этого нельзя сказать о нашем теперешнем Синоде, формируемом на основании «Положения об управлении Русской Православной Церкви», принятом на Соборе 1945 года, - пишет владыка Гермоген. - В «Положении» собственно, ничего не говорится о порядке формирования Синода, а только указывается, что он состоит из шести членов, из которых – три митрополиты Киевский, Ленинградский и Крутицкий являются постоянными членами Синода, а три временными, вызываемыми по очереди на полгода. Такой порядок имел бы еще какой-то смысл, если бы постоянные члены-митрополиты занимали свои кафедры в силу канонического их избрания на эти кафедры, но поскольку эти митрополиты назначаются и перемещаются в обычном для всех прочих архиереев порядке, то соединение постоянного членства в Синоде с занятием указанных кафедр теряет всякий смысл».

 

Здесь снова остановимся и посмотрим, как формируется нынешний Синод. Практически принцип формирования его остался прежним. Только к постоянным его членам, указанным в «Положении» 1945 года, добавились митрополиты, возглавляющие кафедры в регионах, отделившихся от Советского Союза в самостоятельные государственные образования: Минский и всея Белоруссии, Кишиневский и всея Молдовы, Астанайский и Казахстанский, Ташкентский и Среднеазиатский, а также управляющий делами Московского Патриархата и председатель антиканонического органа ОВЦС. Указанные изменения никак не повлияли в лучшую сторону на состав Синода.

 

Далее Владыка пишет, что в царской России назначение на кафедры епископов в значительной степени зависело от обер-прокурора Синода, а в советском Союзе – от председателя Совета по делам религий, причем в гораздо большей степени. В настоящее время, видимо, назначение епископов зависит от священноначалия, но опять же, оно сформировалось еще в советское время и несет на себе все те каверны, о которых с горечью писал владыка Гермоген.

 

В качестве иллюстрации к своим словам о ненормальности нынешних правил формирования Синода преосвященный Гермоген приводит краткую биографию постоянного члена Синода Киевского митрополита Иоасафа (Лелюхина), который был сначала в обновленческом расколе, потом служил у гитлеровцев, а во время хрущевских гонений помогал властям закрывать православные храмы и монастыри. При этом владыка присовокупляет: «Одна уже возможность назначений на ответственейшие церковные посты лиц, абсолютно не подходящих к занятию их, свидетельствует о серьезных ненормальностях в формировании нашего Синода».

 

Обратимся к нынешним членам Священного Синода. Чего стоит хотя бы председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев), который откровенно лоббирует интересы еретиков папистов в Русской Православной Церкви и занимается псевдобогословским обоснованием необходимости «стратегического альянса» (по сути - унии) с ними!

 

В конце «справки» владыка Гермоген пишет: «Печальное состояние Русской Церкви на сегодняшний день – прямое следствие нарушения канонов и забвения коренного начала, на котором зиждется строй Православной Церкви и которое составляет его драгоценную особенность СОБОРНОСТИ. Для жизни Церкви существенно необходимы свобода и независимость ее внутренней организации. Это достигается неуклонным следованием ее канонам и наличием в ее жизни Соборов, канонических и по способу их созыва, и по порядку обсуждения на них подлежащих решению вопросов».

 

Завершает свою Справку он словами из 8-го правила Третьего Вселенского Собора. Поскольку эти золотые слова вполне относятся и к современной церковной ситуации, ими и мы заключим нашу статью: «Да не преступаются правила Отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирская; и да не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков».

 

Иерей Александр Зиновьев

 

 

 


www.38i.ru