В этом году годовщина (73-я) начала Великой Отечественной войны, как и 73 года назад, припадает на воскресенье. Ничего удивительного в этом нет, такое совпадение бывает раз в несколько лет. Но на 22 июня 2014 года, как и в 1941 году, попадает церковный праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. А это уже удивительно, поскольку такое совпадение бывает лишь несколько раз за 500 с лишним лет.
Несомненно и то, что такое редкое явление содержит в себе некое знамение Божие. Ведь оно астрономически обусловлено движением небесных светил, которые, согласно учению Св.Писания, Бог сотворил и
«для знамений, и времен, и дней, и годов» (
Быт.1,14). Каким же знамением является удивительное совпадение 22 июня 2014 года?
Для этого вспомним, как современники оценивали тот факт, что фашистская Германия напала на СССР именно в День Всех святых, в земли Российской просиявших? Как свидетельствуют очевидцы тех событий - для верующих людей это был совершенно определённый знак надежды на то, что начатая борьба непременно закончится нашей победой. Ибо нам помогают все святые Земли Русской во главе с Материю Божией. Так тогда некий старец на вопрос: «Кто победит в войне?», - ответил: «Божия Матерь».
И сегодня мы видим, как фашизм снова поднимает свою, казалось бы, смертельно пораженную в 1945 году, голову. И, думаю то, что нынешняя очередная годовщина начала войны, в которой немецкий фашизм потерпел сокрушительное поражение, попала, как и 73 года назад, на День Всех святых, в земле Российской просиявших, - есть знамение Божие. Означающее, что как тогда, так и сейчас фашисты потерпят сокрушительное поражение! Ибо нам помогает Божия Матерь и весь Сонм святых, в земле Российской просиявших! В чем нас убеждает и святогорское явление Божией Матери, сказавшей: «Я Украину не оставлю».
На форуме
моей статьи об этом чуде Адриан Роум высказал следующее недоумение (
п.3): «Единственно, что немного странно, что Она (явившаяся в Святогорской Лавре Божия Матерь) не призвала к усиленной общей молитве и народному покаянию. Разве не по нашим грехам все происходит с нами? А в каком духовном помрачении находится наша молодежь? Особенно массово подавшаяся в язычество? А пассивность священноначалия? Почему нет призыва к непрестанному молитвенному стоянию всем православным народом? И во всем мире? Хотелось бы разъяснения дорогого батюшки по этому сомнительному пункту».
Думаю, дело здесь в том, что Божия Матерь непосредственно обратилась к тем людям, которые уже приносят покаяние терпеливым перенесением нынешних бедствий. Причем, многие приносят покаяние не словами, но собственной кровью, умирая во искупление своих грехов, а некоторые принимают и мученическую смерть. Ибо
«нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (
Ин.15,13).
Между тем, кто читал Жития святых мучеников, наверное, обратил внимание на то, что Господь или Ангелы Его, являясь мученикам, никогда не призывали их к покаянию, которое они и так приносили, страдая за Христа, но всегда заповедовали им НЕ БОЯТЬСЯ МУЧЕНИЙ, обещая им сугубую помощь Божию.
Но именно это заповедала и явившаяся в Святогорской Лавре Божия Матерь, сказав: «Не бойтесь!». Вот какую заповедь надо соблюдать всем нам в первую очередь! Причем не только тем, кто находится в зоне непосредственных военных действий или живет на Украине, но всем нам, православным.
А это, в частности, значит, что не надо изливать и на
РНЛ свои страхи, проистекающие от страхований бесовских, изливать в виде «путинслил». Поскольку это унылое заявление отчаявшихся, что самое страшное, легко переходит в кощунственное «Бог слил»! Когда же последнее лживейшее мнение имеет место, то, конечно, ни о каком покаянии речи уже идти не может, поскольку виновником сих бедствий мы объявляем не себя и свои грехи, а Бога, что крайне кощунственно!
Однако и то надо сказать, что в последнее время (как раз после святогорского явления Божией Матери) на
РНЛ опубликован целый ряд статей совершенно другого, весьма оптимистического направления, внушающих надежду.
Так и нам по заповеди Божией Матери следует: не бояться, терпеть и надеяться!
Аминь.
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса