Две стороны Церковного раскола в свете Монархического понимания

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Священник  Роман  Зеленский

Третий Вселенский Собор

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Против нас действуют вражьи силы, изощренные во лжи и коварстве. Целые бесовские легионы  ведут охоту за нашими душами, смущая умы многих людей. На их стороне всё закулисье мирового зла, во главе с врагом рода человеческого.

Вот и сейчас лукавому удалось смутить многих из православных, используя встречу папы и патриарха, как разрывную бомбу для раскола внутри Православной Церкви. Как уже известно, на наших глазах  образовались два лагеря-сторонников и противников патриарха, наметилась тенденция к разделению верующих людей по принципу отношения  к его личности.

Попробуем посмотреть на это несколько отстранено, пропуская все эти события через Монархическое миропонимание окружающего. Когда мы начинаем  так делать, то не можем не обнаружить  некоторую неправильность в суждениях  со стороны большинства  участников этого противостояния.

Одни говорят, что патриарх является еретиком, другие делают из него папу Московского. В обоих случаях очевидны крайние мнения.

В первом случае предвосхищается Божий Суд и Царский суд, так как, если публично заявлять, что патриарх еретик, то это значит, осуждать его как личность, вынося публично своё личное несовершенное мнение. Это всё равно, что заявлять, что кто-либо уже осужден до судебного приговора или называть  кого-либо преступником до решения суда. Потому, обозначая  первенствующего епископа ересиархом, его противники берут на себя роль судей. Другое дело, если, осуждать ереси и греховные действия,  не осуждая саму личность, то такая позиция будет более взвешенной.

Во втором случае, патриарха пытаются поставить на место совсем ему неподобающее, имею в виду здесь Царское место. Не секрет, что место Православного Царя в Церкви до сих пор пустует. Возникает соблазн  поставить на него первенствующего епископа, первого среди равных епископов.

Но, братья и сестры, это ведь всё равно, что поставить на человеческом уровне подданного Государя на место Государя. Понятно, что верноподданные Царю являются Его большой Семьей, Отечеством, а Он будет всем Отцом, но нельзя же ставить подотчетное  лицо на место Царское.

Дух Святой  всегда исходит только от Отца, но не от Сына, как учит нас Священное Писание и Церковное Предание, выраженное в святоотеческом Богословии. Потому, как подданный Государю,  патриарх  не может быть главой земной воинствующей Церкви или же главой Вселенского Православия. Епископам надлежит выражать по отношению к Богопомазаннику сыновнее почтение, а не пытаться царствовать подобно Самодержцу.

Не надо путать Царскую Власть с патриаршей властью. Такая мысль выражена в Духовном Регламенте, утвержденном повелением нашего Благочестивейшего  Государя Императора Петра Великого:

«Велико и сие, что от Соборного (т.е., Синодального - о.Р.) правления нельзя опасаться Отечеству мятежей и смущения, какие происходят от единого правителя духовного (то есть, патриарха - о.Р.), ибо простой народ не ведает, как различается власть духовная от Самодержавной, но, великою высочайшего пастыря (т.е., патриарха - о.Р.) честию и славою удивленный, помышляет, что такой правитель есть второй государь, Самодержцу равносильный или еще и больше Его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство; так сам собою народ умствовать привык: что же, когда приложатся плевельные разговоры властолюбивых духовных лиц и к сухому хворосту огонь подложат? Простые сердца так мнением этим развращаются, что не столько смотрят на Самодержца своего, сколько на верховного пастыря (т.е., на патриарха - о.Р.), и когда услышат между ними распрю, то все более духовному, чем мирскому, правителю сочувствуют, хотя слепо и пребезумно, за духовного ратовать и бунтовать дерзают и льстят себе, окаянные, что по Самом Боге поборают и руки свои не оскверняют, но освящают, хотя бы и на кровопролитие устремились. Такому в народе мнению очень рады бывают коварные люди, враждующие на своего Государя: увидав ссору Государя с пастырем (т.е., патриархом - о.Р.), они пользуются этим случаем, чтоб под видом Церковной ревности поднять руки на Помазанника Божия (Христа Господня - о.Р.), и на такое же беззаконие, как на дело Божие, подвигают простой народ. Что же, если и сам пастырь (т.е., патриарх - о.Р), надменный о себе таким же мнением, спать не захочет? Трудно сказать, какое бедствие может произойти отсюда.

И не вымыслы то дал бы Бог, чтоб о сем домышлятися только мощно было, но самою вещию не единожды во многих Государствах сие показалося  (имеются в виду попытки духовенства противостоять Монаршей Власти - о.Р.). Вникнуть только во историю Константинопольскую, ниже (далее - о.Р.) Иустиниановых времен, и много того покажется. Да и папа (Римский - о.Р.) не иным способом толико превозмог, не точию Государство Римское полма (пополам - о.Р.) пресече, и себе великую часть похити, но и иные Государства едва не до крайняго разорения не единожды потрясе.  Да не воспомянутся подобные и у нас бывшие замахи»!

Сейчас же, братья и сестры, одна сторона нарушает  иерархию, установленную Богом, путем возвеличивания патриарха до уровня папы, делая его по сути царем над всем епископатом, духовенством и народом, а  другая  сторона также нарушает иерархию, пытаясь предвосхитить Царский суд и в конечном итоге Божий Суд, ставя себя на место Царское и осуждая  патриарха разными оскорбительными эпитетами.

Ведь только Православный Царь может судить иерархов Церкви, а не какая-либо протестующая группа лиц. В Церкви не пройдет демократия, другое дело, что мнение православного народа должно учитываться епископатом и первенствующим среди них. Это было бы правильным, если бы архиереи прислушивались к народу.

К тому же, надо еще хорошо понимать, что снизу не навести иерархического порядка в Церкви, а Церковные проблемы будут решаемы только частично. Тем более, это нельзя сделать и с помощью поместного собора, так как это приведет лишь к созданию очередной  юрисдикции, которых сейчас много существует в России. Церковный порядок может быть наведен только сверху  Батюшкой Царем, только Он один может построить епископов  должным образом и тем более судить их.

Следовательно, не стоит впадать в крайние мнения, уводящие нас от Монархии, братья и сестры. Церковная соборность может быть только во главе с Царем. В Церкви Божией  народовластие  не предусмотрено Богом, как не предусмотрено и единоличное патриаршее правление. На Небе может быть только Царство, так и на Земле должна быть написана  Икона Царствия Небесного. Понимая это, можно преодолеть эти две стороны раскола, угрожающие разделением в православном русском мире, с помощью молитвы.

В  чинопоследованиях  Царской России можно найти правильное словесное выстраивание Церковной иерархии: на первом месте здесь конечно стоит Государь Император, как Глава иерархии и Епископ внешних Церковных дел; на втором-Святейший Правительствующий Синод, то есть Собор епископов; на третьем месте-духовенство и народ.

Наша молитва, при таком  иерархическом построении, будет идти за всех и вся: за Православного Царя, за всю архиерейскую полноту в Синоде, за священство и за всех православных христиан.

Как вы понимаете, молитва-это, прежде всего обращение к Богу, связь с Ним. Когда мы думаем, то наши мысли иногда на наших глазах материализуются, тем более, когда мы молимся, то наше прошение слышит Владыко Вселенной. Он, управляя всем миром, может вернуть нам то, что было утеряно из-за греха измены.

А если Он нам пошлет Своего Избранника, то тогда разрешатся в положительную сторону все наши Государственные и Церковные проблемы. Епископат будет взят под Царский контроль. Сам Господь через Своего Помазанника  станет управлять Церковно-Государственным Кораблём.

Только Царь будет решать, какой епископ достоин награды, а какой осуждения. В конечном итоге, на Страшном Суде Вседержитель будет судить весь человеческий род.

Молясь по Царским Богослужебным текстам, братья и сестры, мы проведем еще контрреволюцию в нынешних молитвенных текстах, потому как революция в них уже проведена официально с 1917 года и тайно до 1917 года, когда частица за Императора  на дискосе уже начинает исчезать со страниц  служебников, изданных в Петрограде после 1901 года. Такой служебник мне один раз даже довелось увидеть собственными глазами.

До сих пор в современных служебниках на месте Царском наблюдается запустение. Вместо молитвы за Государя на Великом входе Божественной Литургии, произносят молитву о великом господине патриархе, хотя такая замена приводит лишь к тому, что патриарх  молитвенно ставится на место Самодержавного Государя. Отсюда идет нарушение Церковной иерархии.

В Царском же служебнике, например 1901 года, первенствующий епископ вместе с другими епископами в Синоде  ставятся на подобающее им почетное второе место после Русского Самодержца, как это и положено по Уставу Матушки нашей Православной Церкви.

В служебнике Царского времени можно прочитать  следующие молитвенные прошения:

«Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих Слово Твоея Истины...»

«Святейший Правительствующий Синод  да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Вот как, например, начинается молитва на Проскомидии, когда духовенство берет в руки четвертую заздравную просфору: "Помяни,Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейший Правительствующий Синод, и святейшыя православныя патриархи...".

Таким образом, здесь молитва идёт за всех православных епископов, в том числе и за патриархов. При таком молении соблюдается в полноте всё наше Богословие, и не один епископ или патриарх, то есть, первый среди равных ему епископов,  не может сказать, что священник, так молящийся, за него конкретно не молится.

Вот, в чём духовная высота Царского молитвенного чина! В нём проявляется желание  угодить нашему Творцу, а не своему только лишь пониманию справедливости. В Царском Богослужении отсутствует всякое иерархическое нарушение.

На сегодняшний же день, братья и сестры, сторонники и противники личности патриарха по Царским Богослужебным текстам, в большинстве своем, не молятся. Из-за этого, в обоих случаях отсутствует правильное представление о Божественной иерархии.

Хотя многие из них и считают себя монархистами, к сожалению обеим сторонам  Царь не особо нужен. Одни решили, что Его можно заменить на духовном и земном уровнях  великим господином патриархом, другие же думают, что они сами способны навести иерархический порядок в Церкви без Царя.

Если, патриарх  для одних становится великим вождем, главой Вселенского Православия, единственным светочем в окошке, тогда Православный Царь в их сознании уходит в далекое прошлое, чтобы там совсем раствориться и исчезнуть. Его нет на Престоле, в молитвах, в Богословии, Его нет в умах и сердцах людей. «Царя ведь нет - говорят они, - а это значит, что надо молиться только лишь за патриарха».

А то, что Царь существует на Богословском уровне, пребывает в молитвенных текстах Царской России как Слово - этот факт их особо не интересует. Это ведь только Слово, Его можно и проигнорировать.  Главное,  есть патриарх вся Руси, только он может быть нашим великим господином. Побеждает именно такое мнение.

Другие же полагают, что они сами способны исправить духовный чин и навести порядок, не дождавшись своего Государя. Можно якобы выносить свой судебный приговор, что патриарх-еретик, а значит, нет особой надобности в Царе на данный момент времени. Пошлет Господь Своего Помазанника, а уже и делать ничего не надо, всё уже за Императора решено на поместном соборе, потому и Вселенский Собор, во главе с Царем, по этому поводу собирать не стоит.

Все причины Церковных нестроений лежат, по их мнению, на одном патриархе  - в итоге такого понимания, все Церковные проблемы сводятся к одной  его личности. «Только он во всём виноват, - считают они, - и только он несёт за всё ответственность». Следовательно, если  заменить в настоящее время патриарха Кирилла на какого-нибудь  другого правильного епископа, то сразу всё в Церкви станет замечательно, все проблемы исчезнут, воцарится порядок и наступит благоденствие. Данный правильный епископ, став святейшим пастырем, разгонит всех еретиков из команды бывшего патриарха и наберёт свою команду, конечно состоящую из более ответственных и праведных епископов и священников.

Не заблуждение ли это, так думать, братья и сестры, не самообман ли? Ведь любой епископ, заменив нынешнего патриарха, не способен будет самовластно всё исправить, даже если ему будут помогать сотни других архиереев вместе со всем духовенством. Мы имеем дело с целой системой, в которой нет места Самодержавному Царю  с 1917 года.

Эта система управления  не имеет Государя как Епископа внешних Церковных дел, именно отсюда проистекают все наши нестроения и проблемы, так как нет Богоустановленной Высочайшей Власти над нынешними епископами, нет Ока Государева над ними, потому в настоящий момент их власть представляет собой подобие парламента или Римского сената. Эти сенаторы в архиерейских облачениях, на самом деле, нуждаются во власти Цезаря, хотя сами наверняка с этим не хотят соглашаться по чисто человеческим немощам.

Это всё можно сравнить с электронным устройством, в котором еще раньше изъят главный элемент - электронный мозг всей системы. Как бы мы это устройство не обновляли, не заменяли бы один блок питания на другой или одну микросхему на другую, оно от этого правильно работать не будет. Без Царя в голове  епископат не сможет грамотно вести Церковный Корабль в тихую гавань, с такими управленцами мы постоянно будем испытывать на себе все возможные шторма и ураганы на всех океанских акваториях 21 века.

Так что, братья и сестры, можно в заключение этой статьи подвести такой итог, что  обе стороны нынешнего разделения ведут к одному и тому же республиканскому пониманию исправления Церковных проблем. Сторона патриарха Кирилла ставит его на капитанский мостик, на место, принадлежащее Помазаннику Божьему, и считает, что он справится с этим управлением, возглавляя нынешний епископат, а  другая сторона, недовольная им, призывает на поместном соборе  решить все проблемы Церкви самостоятельно.

Получается, что в одном случае наблюдается уже определенный состав сената, а в другом случае предлагают  тот же сенат, но понятно, что с обновленным составом.  Как в одном составе сената Цезарю нашли замену, так и в другом составе хотят справиться своими лишь силами, без Его Императорской помощи.

При этом сторона, которую не устраивает личность патриарха, утверждает, что борется с ересями папизма и экуменизма, но при этом почему-то начинает обрушиваться на благие для Государства и Церкви реформы Петра Великого. «В эпоху Царя Иоанна Грозного - говорит историк Игорь Фроянов - папизм воспринимался как ересь, и только с Петра Первого мы наблюдаем существенное изменение в этом вопросе». Он считает, что якобы Петр Великий «посеял семена религиозного всеядения» или правильнее было бы сказать религиозной всеядности.

Но, это ведь не так, братья и сестры, Помазанник Божий не может быть не православным. Государь как раз вёл ожесточённую борьбу с ересью папизма, тем более Он не мог смешивать Православие с протестантством или тем более латинством, в чём Его несправедливо обвиняют некоторые публицисты и историки. Такой экуменизм был глубоко чужд нашим Благочестивейшим Государям и тем более Императору Петру Первому.

Неоднозначное отношение к этому Великому Государю и у противоположной стороны. Синодальную эпоху в семинариях называют периодом пленения Церкви Государством или вернее нашими Государями.  Ими проводится такая мысль, что патриаршество  однозначно - свет, а синодальная форма Церковного управления  - тьма.  Петр Великий, отменив патриаршество, якобы заложил бомбу замедленного действия под Государственный фундамент, и это проявилось в 1917 году.  Такие весьма сомнительные утверждения формируют  определенное мировоззрение у священнослужителей, которые потом оказывают влияние на свою паству.

Отсюда хорошо видно, что обе противостоящие ныне стороны думают, что патриаршество может заменить нам Царскую Власть. Главное, чтобы патриарх был надежный - не еретик, а праведник, а тогда всё будет благополучно в Церкви.

А то, что патриаршество без Царя всегда будет склонно к папизму, такую мысль, высказанную еще в начале 20 века товарищем Обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода Князем Николаем Жеваховым, они даже серьезно и не рассматривают.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что нынешний раскол легко преодолевается, если не зацикливаться только лишь на личности патриарха Кирилла, а то вся Церковная проблематика сведётся лишь к разбору, кто как относится к предстоятелю. Такое мелкое плавание не поможет нам увидеть настоящую, глубинную причину всех наших нестроений и духовных болезней.

Лично я уважительно отношусь и молитвенно поддерживаю всех братьев и сестер, кто заняли сейчас свои принципиальные позиции по обе стороны этого печального разделения, но я не могу согласиться с крайностями разобранных выше мнений, которые  могут привести  к еще большему расколу и конфронтации.

С уважением и любовью во Христе, отец Роман Зеленский.

http://zargradet.ru/?page_id=7211

 


www.38i.ru