Митрополит Климент: нравственный закон без веры в Бога становится "моралью"

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

На XV Рождественских образовательных чтениях с докладом выступил митрополит Калужский и Боровский Климент.

Владыка, в частности, сказал:

Россия нуждается в одухотворенных гражданах, умеющих грамотно использовать гуманитарный потенциал, суммарный опыт исторического развития народа. Нравственная, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на базе отечественных педагогических и научных традиций, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемое богатство, вложение в которое с лихвой компенсирует и исчерпание природных ресурсов, и изменения конъюнктуры цен на ресурсы на мировом рынке.

Современное общество ориентируется почти исключительно на научное знание, однако сегодня стало очевидным, что этого недостаточно для решения надвигающихся на человечество глобальных кризисов. Разрешение подобных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственного состояния человека, без укрепления семьи.

Борьба с детским сиротством и распространением наркотиков, защита общества от наплыва порнографии, пропаганды насилия и жестокости в средствах массовой информации только тогда будет эффективной, когда будет опираться на восстановление христианских норм в общественных отношениях и нравственности. Мы обращаемся к руководству Министерства науки и образования с предложением об объединении усилий по введению в образовательные программы основ духовной культуры и этики.

Будущее любой страны во многом решается за школьной партой. Надо иметь мужество каждому из нас спросить себя - кто завтра будет созидать Россию? Духовно и интеллектуально возрастающая нация или духовно опустошенный народ, для кого деньги важнее чести, совести, у кого нет понятия любви к ближним, к Родине?

Образование, из которого исключено слово о Боге, не дает познания внутреннего мира человека, то есть мира свободы от греха, мира нравственного. Для молодого человека нравственный закон без веры в Бога становится моралью, а мораль в таком случае воспринимается как отвлеченная, абстрактная категория.

Школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке гражданина Великой России, укорененного в ее истории, вере и культуре. Без этого сами по себе знания могут обернуться против страны, которая дала образование.

Следует признать социально опасным утверждение, что средняя школа должна соответствовать нуждам рыночной экономики. Образование не может и не должно являться придатком экономики, главной целью обучение должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников. Да нам нужны физики и экономисты, бизнесмены и менеджеры, но мы должны не забывать, что Россия всегда славилась Пушкиным и Достоевским, преподобным Андреем Рублевым и Васнецовым, Чайковским и Глинкой, и ее создали люди сильного духа - святой Александр Невский, святитель Алексий Московский, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, праведный воин Феодор Ушаков и другие, чьи имена знает весь мир.

При несомненной важности поддержания на должном уровне высшей школы как научно-образовательного учреждения все же именно средняя школа должна быть признана государством базовым и ключевым образовательным институтом, определяющим культурный, нравственный и интеллектуальный уровень всего народа. Государство обязано сделать все, чтобы среднее учебное заведение могло дать ученику глубокие знания широкого спектра дисциплин, практические навыки и навыки саморазвития, что позволит сформировать самостоятельную личность, способную найти достойное место в быстро меняющемся мире.

В связи с этим в школьном образовании обучение, основанное на усвоении специальных научных знаний, должно быть дополнено элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит система духовных ценностей.
Современная российская школа, к сожалению, в своих исканиях чаще обращается к методикам типа полового воспитания, которые наносят вред физическому и нравственному здоровью учащихся и являются разрушающими для сознания детей в понимании ими семьи.

Современный кризис образования проявляется, прежде всего, в том, что школа все более обособляется от других институтов общества. С одной стороны, от родителей и семьи, откуда в нее пришел ученик, и где ожидают, что школа будет учитывать волю родителей, их духовные и мировоззренческие предпочтения. С другой стороны, школа обособилась от научной среды, которая по своему положению должна определять содержательную и методическую стороны образования.

Мы просим Министерство науки и образования признать культурологическую значимость преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны и включить этот предмет в федеральный стандарт. Непонятны попытки заменить предмет, дающий нравственные и этические установки поведения подрастающего поколения, на преподавание истории религий, в том числе и тех, которые никогда не были духовной основой нации. И здесь возникает вопрос, почему, когда мы говорим о введении ОПК, нам отказывают, ссылаясь на права меньшинства, и при этом забывают, что и у большинства есть свои права. К примеру, в Калужской области в 2005 году родилось 9015 детей, а было крещено в наших храмах 8631. Почему же эти дети, когда пойдут в школу не могут изучать ту духовную культуру, о принадлежности к которой заявили их родители?

В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы наблюдается широкое участие священнослужителей в преподавании основ религии в школах. У нас такие единичные примеры есть, но в целом, наблюдается очень настороженное отношение к присутствию в школе священника.
При этом прямым нарушением прав граждан конкретных территорий является стремление отменить национально-региональный компонент в образовательных программах учебных заведений.
Кроме того, удивляет, что некоторые вопросы, поддержанные всеми религиозными организациями, как, например, государственное признание дипломов религиозных учебных заведений, до сих пор не могут найти решения в государственных органах власти.

Мы предлагаем в сфере образования и науки идти по пути не противостояния, а синтеза двух типов знания - научного и мировоззренческого и соответственно двух типов познания - пути разума и пути веры. Большое значение для воспитания подрастающего поколения имеет личность учителя. Духовно-нравственный потенциал российских учителей еще достаточно высок, несмотря на разрушительные процессы последнего пятнадцатилетия. Но достойный многовековых традиций российской педагогики учитель должен иметь достойные условия труда и жизни, быть в центре внимания государства и общества.

Не менее важным и весьма полезным представляется организация школ продленного дня, в которой после обеда уроки приобретают более вольную форму, проходя в школьных технических и художественных мастерских, лабораториях, актовых и спортивных залах. Крайне важно, чтобы была предоставлена возможности творческого развития для всех учащихся, а не только из обеспеченных семей, имеющих возможность оплачивать внеклассное обучение своих детей. Данный вопрос имеет особую актуальность, поскольку жизнь современной семьи зачастую устроена таким образом, что родителям физически не хватает времени для общения с детьми. Здесь необходимо и нашим приходам выходить на новый уровень работы с молодежью, не только в рамках воскресных школ после службы в воскресенье, но и в другие дни, создавая при приходах кружки творчества.

Говоря о духовно нравственном воспитании, нельзя обойти тему армии. Священник должен быть со своей паствой всегда, и особенно в трудных обстоятельствах, когда люди остро нуждаются в поддержке. Духовное состояние солдата не является чем-то второстепенным, но от него напрямую зависит внутренняя атмосфера в коллективе и, в конечном счете, - боеспособность всей армии и безопасность государства. Поэтому Церковь и выступает за то, чтобы те молодые православные люди, которые служат в армии, могли бы иметь духовную пастырскую поддержку.

Несомненно, самая главная проблема, которая является угрозой для будущего нашей страны, - это кризис российской семьи. Причины этого кризиса лежат не столько в бедственном материальном положении людей, сколько в духовной сфере, в их сознании. Фундамент семьи закладывается с самого рождения будущих супругов, так как именно в семье ребенок усваивает правила взрослой жизни. Сегодня же ребенок часто воспринимает отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих, растлевающую теле- и видеопродукцию. Современная семья воспитывает людей, не способных к подвигу семейной жизни, не имеющих активной гражданской позиции.

Здоровая семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизнедеятельности общества и государства, в частности, для позитивного демографического развития. Но в современном мире супружество рассматривается как нечто архаичное, ограничивающее свободу человека. Вместо освященного Церковью брака допустимыми считаются такие отношения между людьми, которые воспринимаются с позиций христианского мировоззрения постыдными и аморальными, растлевающими личность.

Сегодня мы все заинтересованы в созидании социальной и экономической стабильности, построении гражданского общества, живущего в атмосфере мира и взаимоуважения. В связи с этим, думается, что Церковь, власть и институты гражданского общества должны быть соработниками и партнерами на этом поприще, ибо у нас общие задачи.

Regions.ru


www.38i.ru