Мы существуем, потому что мы Богом любимы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Слово на Антипасху

 

Христос воскресе!

Антипасха. Уверение Апостола ФомыВ течение всей Страстной седмицы мы следовали за Христом, чтобы соединиться с Ним в тайне Его непостижимой любви, которая меняет все в человеческой истории и придает новый смысл всей нашей жизни. В пасхальные дни утренняя свежесть Воскресения Христова, Его мир, Его радость веселят наши сердца. Но что будет с нами завтра? Светлая седмица — это день Господень, день Бога, не имеющий заката. С этого дня, когда свет Христов переполняет человека, созданного по образу и подобию Божию, мы должны непрестанно просвещаться — за пределами того, что мы можем ощутить нашим чувственным восприятием. Его свет достигает того, что является вечным в нас — личности каждого из нас, единственной и неповторимой. Жить этим днем значит жить любовью, которая есть наш Бог.

Мы думали, что Он далеко от нас. Но вот, предав Себя за нас, Сын Божий нашел нас в глубинах нашей смерти, и влечет нас к Себе, дает нам жить Его жизнью. Он открывает нам также, что наша жизнь в каждом ее мгновении не имеет смысла, если она не одушевлена Его жизнью, его любовью.

Что мы должны делать, чтобы найти Христа или, лучше сказать, чтобы нас нашел Христос? Как нам познать Его и силу Его Воскресения? Как, никогда не разлучаясь с Ним, проникнуться Духом Жизни, воскресившим Его?

И мы слышим благовестие Ангела: «Что ищете Живаго с мертвыми? Его нет здесь. Он воскрес». Он уже не ограничен ограничениями Своего смертного существования, Он уже не заключен в Своем гробе, тем более в гробе наших душевных пространств, воображений, мыслей и переживаний, где мы думаем обрести Его присутствие. Он воскрес, и приносит Себя нам, чтобы возрадовались наши сердца, и мы отныне пребывали в Нем, и Он в нас. Чтобы мы познали, что есть не знающая пределов широта и глубина любви нашего Господа.

Эту глубину раскрывает икона схождения Христа во ад, которую мы видим сегодня, на Антипасху, в середине храма. Здесь, в этом аду, мы, несомненно, можем встретить Его, потому что Он уничижил Себя до ада, ища овцу заблудшую. Оттуда Он зовет нас и там ждет нас. Если мы не встречаем Его, то это происходит потому, что мы делаем вид, будто нас там нет. Не желая признать бездну нашего падения, мы ищем Христа на воображаемых высотах нашего идеального «я».

Но как просто и каким сиянием исполнено схождение Господа в наши сердца! Это тайна животворящего Креста, расточающего ужас и мрак смерти, на котором утверждаются ноги Воскресшего. Господь Сам изнутри знает глубину моего падения и мою беду. Они уже не мои, они принадлежат Ему. Сходя во ад к мертвым, каковыми мы являемся, Господь делает Своими страдания всех людей и Своим ад каждого человека. Вот на какой глубине совершается встреча с Ним!

Что Он делает? Он предлагает Себя нам, в тихости и кротости Своей склоняясь к нам. Что Он ждет от нас? Чтобы мы, как показано на иконе, протянули к Нему свою руку. Он влечет нас к Себе и возводит нас с Собой к Небесному Отцу. Это и значит быть «найденным» Им. Не будем искать Его в переживаниях нашего падшего естества, это было бы попыткой нового заключения Его во гроб. Я найден Христом, если изо всех сил тяну к Нему свою руку, то есть всего себя, всю свою жизнь, принося Ему себя таким, каков я есть, не сомневаясь, что Он примет меня и передаст мне Свою пасхальную жизнь в Духе Святом. «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне во ад сошедшаго и с Собою вся воскресившаго».

И еще один путь узнавания воскресшего Господа открывает нам праздник Антипасхи, перекликающийся как антифон с первым днем Пасхи. «Блаженны не видевшие и уверовавшие», — говорит Христос апостолу Фоме. Он говорит о нашем блаженстве. Эта заповедь блаженства — последняя в Евангелии, и она соединяется с первой. Апостолу Фоме было дано великое знамение присутствия Господа, когда Он устремился прикоснуться к Нему своим перстом. Это знамение — Его раны на руках и прободенное ребро, из которого излился Дух Святой в любви, дающей жизнь. Ныне раны тела Христова — наши раны, раны всех людей, великого множества тех, кто страдает в своем сердце, в своем теле, в своем человеческом достоинстве. Эти раны нашего человечества мы можем видеть непосредственно или слышать о них, ужасаясь им. Но в воскресшем Христе нам дана возможность по-другому увидеть их. Взглядом веры, за пределами этого мира проникнуть в тайну каждой человеческой личности и узнать в ней Господа, образом Которого она является и Который любит ее. «Кто видел своего брата, тот видел своего Бога», — говорили первые христиане. Такова наша вера, и даром воскресшего Христа мы можем любить самых меньших и служить им, потому что Он пришел всех спасти.

Нам, немощным в вере, непрестанно даются знамения, чтобы помочь нам уверовать, что Иисус есть Христос, Сын Божий. И чтобы, веруя во имя Его, мы имели жизнь. Вот что существенно: если мы не веруем в любовь Отца нашего, засвидетельствованную Христом, мы не можем жить. Мы существуем, потому что мы Богом любимы. И жизнь — это постоянная победа над смертью, Воскресение Христово, которое непрестанно предлагается нам.

Протоиерей Александр Шаргунов


www.38i.ru