Наследники Каина и Авеля

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Слово в среду 2 седмицы Великого поста

В среду второй седмицы Великого поста мы слышим за богослужением повествование о первом на земле убийстве человека. Вкушение Адамом запретного плода казалось небольшим грехом, но оно открыло дверь большему. Плоду вражды. Так издревле тот, кто жил по плоти, гнал того, кто жил по духу.

Нам показано на примере Каина, как опасны зависть, ненависть, злоба и всякого рода безлюбовность. Если принять их в сердце и лелеять их в нем, они могут вовлечь человека в страшный грех убийства. Вся история человечества без конца показывает, сколь многие последовали Каинову греху.

Тот, кого Каин убил, был его собственным братом, младшим братом, которого он должен был защищать. Это был добрый брат, никогда не причинявший никому зла. Сам Бог сказал Каину, что произойдет, если он будет упорствовать в своем замысле. Каин прикрыл его видимостью дружбы и доброты. Он сказал Авелю: «Пойдем в поле». В одной из древних рукописей сказано, что Каин утверждал, что не существует ни будущей жизни, ни суда, ни воздаяния, и что когда Авель говорил в защиту истины, Каин воспользовался этим как возможностью напасть на него. Писание простыми и ясными словами открывает нам причину, по которой тот убил его: оттого что дела его были злы, а дела его брата праведны.

 

Убив брата, он нанес удар Самому Богу. Он ненавидел Авеля, потому что Бог любил его. Смерть начала царствовать в мире с того времени, как согрешил Адам, но только здесь дается нам ее описание. И вот мы видим, что первый умерший — святой, тот, кто был принят и возлюблен Богом. Первый, отправившийся в могилу, пошел на небо. Поистине, первый умерший — мученик, и он умирает за веру. В смерти Авеля нет проклятия, в ней — венец славы.

И мы видим суд и осуждение первого убийцы. Господь сказал Каину: «Где брат твой, Авель?» Он спрашивает его, чтобы тот мог покаяться в своем преступлении, ибо кто хочет быть оправданным пред Богом, должен обвинить себя. Что же Каин? Он отрицает свою вину, он дерзает покрыть намеренное убийство ложью: «Не знаю». Так в Каине диавол явил себя как человекоубийца и лжец от начала. Все, кто в странной слепоте думает, что можно скрыть грехи от всевидящего Бога, и кто в странном ожесточении сердечном желает скрыть их от Бога, прощающего исповедующих свой грех, — наследники Каина. Каин обвиняет Небесного Судию в безумии и несправедливости, отвечая на Его вопрос вопросом: «Разве я сторож брату моему?» О, если бы он смирил себя и сказал: «Разве я не убийца брата моего?» Но подобно Адаму и Еве, он обвиняет Бога и Его Промысл, говоря: «Разве я сторож?» И мы знаем, как многие говорят языком Каина, обвиняя в своем грехе не кого-нибудь, а Самого Бога.

Но преступление Каина очевидно и бесспорно: «Кровь брата твоего вопиет ко Мне». Сама кровь — одновременно свидетель и судия, прежде чем Бог Своим всеведением обнаружит это. Убийство — грех, который вопиет, как никакой другой грех. Терпеливые страдальцы молят о прощении, но их кровь вопиет о мщении.

Как хорошо для нас, что кровь Христова говорит лучше чем Авеля! (Евр. 12, 24) Кровь Авеля вопиет о мщении. Кровь Христова вопиет о прощении. И вместе с ней кровь древних и новых Христовых мучеников (святого первомученика архидиакона Стефана, великой княгини Елизаветы, святых Царственных страстотерпцев).

Да, приговор Каину — проклятие и изгнание с земли. Проклятие за непослушание Адама распространяется на землю: «Проклята из-за тебя земля». А за восстание Каина проклятие падает на него самого: «Проклят ты от земли». Мы все заслужили проклятие, и только во Христе верующие в Него спасаются от проклятия и наследуют благословение (Гал. 3, 10, 13).

Каин изгнан от земли. Он нашел наказание там, где он положил все свое упование и где было его сердце. Так происходит всегда с теми, кто без Бога, какого бы благополучия они ни достигали. Они ни в чем не обретают покоя. Но и здесь Бог дает возможность покаяния. Ибо Он долготерпелив по отношению ко всем, не желая, чтобы кто погиб. Но Каин не извлек никакого урока из произошедшего. У Бога есть прощение для самых страшных грехов и для самых великих грешников. А те, кто предается отчаянию, попадают в еще большую бездну. Сатана гонит своих слуг от надмения к отчаянию. Господь положил знамение на Каине, чтобы люди могли отличать его от остальных, и видели, что он тот, кто убил своего брата. Может быть, приближается время, когда люди будут неотличимы друг от друга. Все с одним и тем же знамением.

И далее мы слышим продолжение этой истории о Каине, о том, что стало с ним после его отвержения Богом. Он захотел скрыться от лица Божия. Это значит, что он продолжал сознательно отвергать Бога и веру в Него. Он дерзнул противостать приговору Божию, согласно которому Он должен был стать изгнанником и скитальцем. Он выбрал для себя землю и поселился к востоку от Едема — на некотором расстоянии от того места, где жил Адам и его верующее в Бога семейство. Но все попытки Каина устроиться там были напрасны, ибо земля, в которой он поселился, была земля Нод, то есть «земля трясения и стенания», вследствие постоянного смятения его духа. После того как Каин ушел от лица Божия, он не знал успокоения. Таков непреложный закон: все, кто удаляется от Бога, не могут нигде найти покоя. Потому и мы, горестно сознавая свое удаление от Господа, молимся за литургией Преждеосвященных Даров: «Аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131).

Каин построил город для обитания в нем. Вернее, он начал строить его, но оттого что на нем было проклятие, он никогда не мог закончить ни одного дела рук своих. Вместо покаянного возвращения к Богу, он решил спрятаться от страхов, непрестанно преследующих его, этим строительством. Попытаться грохотом топоров и молотков заглушить голос своей совести. Мы знаем, сколь многие избирают этот способ, особенно в сегодняшнем мире. Обратим также внимание, что нечестивые нередко преуспевают, в то время как Божии люди бедствуют. Каин и его потомки поселились в городе, а Адам и его верующее семейство жили в простых шатрах.

Нам предлагаются сегодня некоторые подробности о Ламехе, седьмом от Адама — по линии Каина. Среди его сыновей выделяются Иавал, Иувал и Тувалкаин, прославившиеся не своим благочестием, а своими способностями. Иавал был знаменитым пастухом. Иувал был знаменитым музыкантом, отцом всех играющих на гуслях и свирели, первым составителем правил музыкального искусства. Иавал показал людям, как быть богатым, Иувал — как быть веселым, без Бога. Тувалкаин был знаменитый ковач орудий из железа и меди как для военных, так и для земледельческих целей. Даже если люди лишены познания Бога и благодати, они могут иметь от Него много замечательных дарований, которые делают их знаменитыми и полезными человечеству. Земные дарования даются, как правило, далеким от благочестия людям, а для Себя Бог избирает ничего не значащих с точки зрения мира людей. Мы слышим, как Ламех признается в своей безжалостности и жестокости, и убивает всех, кто встает на его пути. Наказуя, Господь предупреждает, что если не будет покаяния, зло в мире будет неудержимо возрастать. «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро».

Однако слово Божие не может допустить, чтобы у нас было беспросветное видение будущего. И снова возвращает нас к Адаму. Несомненно, убийство Авеля и нераскаянность и отступничество Каина были великим горем для Адама и Евы. И оно особенно усугублялось тем, что им все более открывалось их собственное нечестие, и плоды его обличали их. Но вот перед нами то, что является утешением наших прародителей в их беде. Бог дает им увидеть восстановление их семейства, столь расшатанного и ослабленного этим событием. Он дает им увидеть своего отпрыска, другого сына вместо Авеля. Такова доброта и любовь Божия к Своим людям в Его промыслительной заботе о них. Когда Бог забирает от них одно утешение, Он дает вместо него другое, которое будет большим благословением для них, чем то прежнее, столь драгоценное. Убивающие служителей Божиих надеются уничтожить их присутствие на земле, но они обманываются. Сколько было убито древних и новых мучеников, но Христос несомненно увидит в этом мире Свои новые цветущие побеги. Бог может из камней сих воздвигнуть чад Своих и соделать кровь мучеников семенем Церкви.

Этого сына, по пророческому вдохновению, Адам и Ева назвали Сифом, то есть «прочно поселившимся», потому что в его потомках человечество будет существовать до конца времен. И из него восстанет Мессия. Каин, начальник отступничества, стал духовно бездомным, а Сиф, из которого должна явиться истинная Церковь, будет строить на недвижимом камене. Единственное истинное селение для нас — Христос и Его Церковь.

Адам и Ева увидели отпрысков своего отпрыска. Но самое главное — Бог дал им увидеть возрождение веры в их семействе. В это время люди начали призывать имя Божие. Невелико утешение для верующего человека видеть чад своих чад, если не увидит он мир на Израиле Божием и потомков своих, ходящих в истине. Нам показано, что теперь покланяющиеся Богу явили большую ревность о вере, чем когда-либо. Они начали молиться Богу не только в уединении и в своих домах, но в общественных торжественных собраниях: «Тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4, 25). А в одном из древних списков сказано: «Тогда начали называть себя именем Господа». Не в нас ли в полноте должно раскрываться это пророческое слово, потому что мы носим имя христиан, тех, кто Христовы, тех, кто запечатлен именем Господним?

Протоиерей Александр Шаргунов


www.38i.ru