Великий Четверг

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 Протоиерей Александр Шаргунов призывает помнить, что мы, христиане - люди Нового Завета …

В таинстве Причащения по-новому раскрывается, обретает основание вся наша христианская жизнь. Разве не сказал Господь на Тайной Вечери: «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя Нового Завета»? Мы, христиане, — люди Нового Завета между Богом и человеком. Будучи причастниками Нового Завета, попытаемся определить его смысл и подлинное значение. Этот Завет — абсолютен, потому что после него невозможно даже помыслить о каком-либо новом этапе, еще более углубляющем это соединение Бога и людей. В таинстве, которое Господь совершает в Сионской горнице, этот Завет становится евхаристическим. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6: 54)», — говорит Господь. Апостол Павел выразит это другими словами: «Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20)». Христианская вера это Евхаристия. Само это слово Евхаристия – благодарение - выявляет прежде всего глубину нашего участия в Таинстве. Помним ли мы, каким было наше первое и каким было наше последнее причастие? Общепринятое мнение, что главное отличие христиан от других людей — это участие в таинствах.

Настоящий христианин — тот, кто регулярно исповедуется и причащается. Кто будет спорить с таким определением? Причастие — в центре нашей веры, подобно тому, как Великий Четверг — в центре Страстной седмицы и Светлой. Даром Евхаристии мы становимся участниками всех спасительных дел Христовых. Мы приобщаемся Его Кресту и Воскресению. Самая скромная литургия в какой-нибудь глухой деревне, за которой молятся две немощных старушки, заключает в себе все богатство даров Христовых. Через нее дается реальное присутствие Христа в нашем мире и реальное присутствие всего мира через нас во Христе. Евхаристией мы вступаем в самые глубокие жизненные отношения со Святой Троицей и со всеми нашими братьями по вере, которые во всем мире совершают это же таинство. В литургии мы молимся о всех и за вся, выражая вселенское общение всех и всего в Боге. И теперь самое время задуматься вот о чем. В нашей стране, с более чем тысячелетней историей христианства и небывалыми гонениями, с новыми попытками возрождения его, так что семьдесят процентов населения называет себя православными, как невелико число тех, кто причащается Святых Христовых Тайн! Это не может не вызывать у нас чувства тревоги за будущее православия. Хорошо говорить на всех перекрестках о возвращении к вере вчерашних безбожников, но, увы, это стремление к духовной жизни проявляется более в росте сект, в распространении разного рода эзотерических учений, нежели в переполненных людьми храмах. Какие же выводы должны мы сделать из этого? Будем остерегаться обмануться в наших оценках. Если мы побеждаемся разочарованием и отчаянием, значит мы еще нуждаемся в том, чтобы идти по пути углубления нашей веры. Так естественно нам желать, чтобы не было у нас страха смерти, чтобы не было у нас боязни поражения и даже ощущения, что Бог оставил нас. Но именно всей этой нашей немощи Господь приобщился в дни Своих страшных Страданий, и именно этот Свой путь Он хочет запечатлеть для нас. Это часть нашего креста. Торжество Пасхи невозможно без Креста, которому мы можем приобщиться только нашим крестом. Потому «нет нам дороги унывать». Ибо если мы на самом деле христиане, мы также и дети Адамовы, грешники. Будучи безгрешным, Христос на Кресте пострадал из-за наших грехов. Мы — не безгрешные. Скорбные обстоятельства, через которые проходит наша Церковь, должны приводить нас к строгому испытанию нашей совести. Разумеется, это не упраздняет того, что мы говорим о раскрытии «тайны беззакония», о стремительном росте в сегодняшнем мире зла, которое становится все более наглым и открытым, и уже почти не встречает сопротивления. Но мы должны также увидеть, что то, что происходит, является результатом и нашего греха. Речь не идет только о наших бесчисленных грехах, маленьких или больших, которые мы раскрываем время от времени в таинстве покаяния. Хотелось бы выделить один весьма распространенный грех, в котором почти никто не сознает себя особенно виноватым. Мы говорим о грехе фарисеев, которые первыми наущали толпу убить Христа. Этот грех заключается в убеждении, что если мы соблюдаем все церковные установления, мы спасены. И, наоборот, в убеждении, что те, кто их не соблюдает, погибли. Этот грех заключается в абсолютизации всего внешнего. Этот грех начисто упраздняет учение Христа, Который ищет прежде всего обращения к Богу нашего сердца. Как бороться с этим грехом? Необходимо спросить себя, является ли то, что мы свято и законно храним, исполнением обрядов или исполнением Евангелия. Ни через что внешнее мы не достигнем спасения. Увлечься можно, как потрясающе сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), чем угодно, даже служением Божественной литургии, которое тоже может стать для нас внешним, и при этом потерять самое главное. Что означает для нас совершение Евхаристии, Крови изливаемой, если мы ни за что не хотим пролить собственную кровь за наших ближних? Литургия имеет цену только тогда, когда она выражает наше реальное желание предать наше тело, самих себя для служения Христу и людям. Если будет среди нас много таких, кто готов поставить все на свое место, вне сомнения, наша вера, которой мы живем, вновь привлечет к себе других. Мы на самом деле будем причастны Телу и Крови Христовой, Его Кресту, о котором Он сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России


www.38i.ru