Успение Пресвятой Богородицы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Евангелие на утрени праздника

Лк, 4 зач., 1, 39—49, 56

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Наш пост завершился, и Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Сегодня как никогда открывается нам величие человеческой жизни, когда она всецело направлена к исполнению воли Божией и служению ближнему. С новой силой мы переживаем надежду на наше собственное воскресение. Воскресение Христово обещает нам его в конце времен, но это воскресение уже даровано Божией Матери. Оно — по образу нашей собственной славы, которую мы можем созерцать в Ее славе. По благодати Успения, нам дается каждый год в день этого праздника предвкушение славы нашего собственного воскресения.

Почему в праздник Успения Церковь предлагает нам Евангелие о посещении Божией Матерью святой праведной Елисаветы? Для большинства Успение Божией Матери — уход Ее от нас на небо. Но как Господь, вознесшись на небо, не оставляет нас на земле, но дает нам надежду соединиться с Ним, так и Божия Матерь становится еще ближе к нам в Своем Успении.

Божия Матерь идет впереди Церкви. Она предстательница за всех христиан. Она — образ благодати, предназначенный для всех праведников, спасенных Христом. Потому и читается сегодня это Евангелие. «Се бо отныне ублажат Мя вси роди», — это пророчество исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый день приносит похвалу Богородице в песни, которая звучит за утреней: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». И нам является нечто необычное в том, что открывает Церковь о человеке, о Божией Матери, о Ее необыкновенной близости к Богу.

Во время земной жизни Она должна была идти по горным дорогам, чтобы достигнуть дорогого для Нее человека. Теперь, после Успения в славе, Она не имеет в этом нужды. Но тотчас же утешает сокровенным посещением души тех, кого избирает. И в праздник Успения, в Богородичную Пасху, как на Пасху Господню, многим дается узнать эту Ее милость. Во Успении мира не оставила Она и приходит к нам — в наши храмы, в наши дома, в наши сердца — там, где присутствует Бог. Она покинула землю, чтобы возвратиться на нее на другой глубине, в Боге. А Бог присутствует везде. Небо — посреди нас, сокрытое, но более близкое, чем все остальное. И Божия Матерь свидетельствует о Боге, явившемся во плоти.

Как часто звучат в Церкви эти слова, которыми начинается чтение Евангелия: «Во дни оны». «Во дни оны, воставши Мариам». Это необычные дни! Это дни, когда должны произойти невероятные события. Бог присутствует во чреве Пречистой Девы — в самой сокровенной Ее глубине. И когда мы слышим: «И вниде в дом Захариин и целова Елисавет», мы понимаем, что через Божию Матерь Бог входит в самые близкие наши отношения друг с другом — в дом, где мы живем, к нашим друзьям, к родственникам. «И исполнися Духа Свята Елисавет». Это уже первая Пятидесятница. Ныне в безвестном маленьком селении приветствие Божией Матери дарует благодать Святого Духа. И так бывает всегда. Когда кто-то говорит: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою», там присутствует Дух Божий. И в Духе Святом вместе с праведной Елисаветой такой человек восклицает: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне!» Дух Святой просвещает праведную Елисавету относительно Того Плода, Который Пречистая Дева имеет во чреве. И она произносит одно из самых чудесных славословий, которые когда-либо были обращены к Божией Матери, принося Ей хвалу за Ее Божественное Материнство и за Ее веру слову Господню. И Божия Матерь, со Своей стороны, изливает переполняющие Ее чувства, вдохновленная словами Священного Писания, над которыми Она часто молитвенно размышляла. Ее песнь выражает одновременно Ее благодарение Богу, веру в Его обетования, Ее собственное возвышение и смиренное принятие чрезвычайного служения, предназначенного Ей.

«Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи», — восклицает Пречистая Дева. Это самое главное, что нужно человеку. И как много людей, которые остаются «тщи», ни с чем — пытаются обогатиться, но не в Бога богатеют! И жизнь их завершается полною пустотой. Божия Матерь учит нас, что ходатайствовать за другого человека можно только тогда, когда есть в сердце нашем алкание и жажда правды Божией. Если этого нет, то молитва не имеет смысла. «И милость Его в роды родов боящимся Его» — исповедует Она. Нам открывается, что тайна Божия Воплощения и Его милосердия не могла совершиться до того момента, пока в человечестве не нашлась Та, Которая имеет подлинное благочестие и совершенный страх Божий. Эту милость Она знает на Себе и знает, что она будет дарована многим и многим поколениям. И потому Ее исповедание в этом гимне хвалы завершается словами: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди».

Мы удивляемся непостижимой высоте смирения Пречистой Девы Марии. Она говорит: «Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя». Она была вознесена крепкою рукою Божией до Престола славы сильных, которые были низринуты. Церковь Божия исповедует, что Пречистая Дева Мария находится одесную Своего Божественного Сына: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспрещена» (Пс. 44, 10). Кто как не сатана и прислужники его — те сильные, которые низложены со престолов своих? И кто Та смиренная, Которая вознесена до Престола Божия на место сильных, как не Пресвятая Дева Мария, ходатайствующая за нас?

Даром Духа Святого мы тоже воспеваем песнь Богородицы. Мы тоже участвуем в этом событии, и наша душа величит Господа, и возрадовася дух наш о Бозе Спасе нашем. Он призре на нас, как на Божию Матерь и сотвори нам величие. Славить Бога за то величие, которое Он даровал Ей, как приглашает нас это делать каждый день Церковь, значит славить Его одновременно за те благодеяния, которые Он совершает для нас. Мы тоже включены в великий замысел Божественной любви, явленной во Христе, от которой Божия Матерь восприняла больше всех.

Своим Божественным Материнством, сугубо явленным у Креста Христова и в Ее Успении, Божия Матерь участвует в нашем рождении для жизни с Богом. Сегодняшнее Евангелие ясно показывает эту истину: только после того, как Елисавета услышала приветствие Марии, возрадовался младенец во чреве Ее, и она «исполнилась Духа Святого». Дух Святой приходит к праведной Елисавете и к Иоанну Предтече посредством Богомладенца, носимого Божией Материю в Своем чреве. И точно так же Дух Святой приходит к нам — Ее предстательством и Ее любовью. От шагов Божией Матери, идущей к нам, исходит радость. Слово «радость» звучит во всех Ее неусыпающих молитвах и во всех молитвах Церкви, когда речь идет о присутствии Божием. Божия Матерь — вся в бесконечной радости, Она поистине наша духовная Мать, образ народа веры. Причина Ее радости — вера, что с нами Бог, явившийся во плоти. Она — первая, Кто приняла Бога в теле. Это радость каждой Божественной Евхаристии. Это радость Успения.

Протоиерей Александр Шаргунов

www.38i.ru