«Отрицаешься ли сатаны и всех дел его?»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Слово в день памяти святой мученицы Татианы

Продолжается праздник Богоявления. Господь явил нам в полноте Свое Божество, и это одновременно показало возможность для рода человеческого принять или отвергнуть Его. С самого начала было так: иудеи посылают священников и левитов к Иоанну Предтече, чтобы спросить: «Ты кто? Мессия? Илия? Пророк?» Тот отвечает: «Я — глас вопиющего в пустыне. Приготовьте путь Господу. Прямыми сделайте стези Его».

Слово в день памяти святой мученицы Татианы

Это слово «иудеи» в Евангелии от Иоанна встречается более семидесяти раз, и везде оно означает тех, кто противостоит Христу. С одной стороны — Богоявление, с другой — отвержение Христа. С одной стороны — любовь Божественная, с другой — человеческий грех. Принесение Себя Богом в жертву и отвержение этого дара людьми.

«Страха ради иудейска» люди на протяжении всей истории в тех или иных обстоятельствах совершают это отвержение. Особенно когда происходит гонение на Церковь. И ныне это может проявляться не менее, чем во время недавних испытаний Церкви. Мы можем стать причастными не только сонму славных мучеников и исповедников Церкви Русской, но и великому отступничеству от Христа.

Сегодня мы прославляем святую мученицу Татиану, которая в начале III века при римском императоре Септимии Севере приняла страдания за Господа. Мы читаем в ее житии, как постепенно она восходила к полному принятию дара крещения, который сподобилась принять в юности. Она отказалась от брака, чтобы всецело посвятить себя служению Церкви, и стала диакониссой. Когда пришел час испытания, святая мученица, укрепляемая благодатью Христа Воскресшего, в Которого облеклась во святом крещении, мужественно претерпела оскорбления, избиение, предание на растерзание диким зверям, и в завершение этого крестного пути была усечена мечом.

Задумаемся сегодня о той всецелой отдаче себя Христу, которая является требованием не к каким-то великим святым мученикам, а условием крещения каждого человека. Прежде чем понять тайну самоотвержения ради Христа крещеными людьми, мы должны напомнить себе о том отвержении от сатаны, «и от всех дел его, и от всей гордыни его», которое должен совершить каждый принимающий крещение. Оглашенные дуют и плюют на сатану — это не только первое условие для принятия ими таинства крещения, но также подготовка к принятию любого другого таинства.

Такое отношение ко всем проявлениям царствующего в мире зла должно охватывать всю нашу жизнь. В этом отвержении — основание нашей любви к Богу и ближнему. Здесь важно для нас понять, что оно имеет не просто отрицательный характер, но в нем — радость освобождения от зла, которое делает нашу жизнь тусклой и мрачной. Это очень важный момент, потому что враги христианства обвиняют христиан, что «вера их мрачна», что «они постоянно говорят о смерти», и это отравляет всю жизнь: «Все время напоминают о грехе, о зле — в то время как в жизни столько радости!»

Слово Божие учит нас не давать место диаволу. Это означает, что до тех пор, пока мы свободно и сознательно оставляем в своем сердце какое-то место для греха, пока мы не отвергаемся его, мы отвергаемся Христа. Рано или поздно это раскроется в нашей жизни.

Некоторые говорят: «Зачем обращать внимание на все более явные признаки присутствия антихриста в мире? Надо говорить только о Христе». Эта духовная ложь разоблачается самим чином крещения: мы не можем «сочетаваться со Христом», пока не совершим отречение от сатаны. Это невозможно, это будет ложное соединение со Христом. Антихрист и сатана ищут, прежде всего, чтобы мы, минуя это отречение, устремлялись сразу к духовному совершенству. Больше всего сатана боится быть «выведенным на чистую воду» — он хочет скрыться во тьме, он боится быть разоблаченным. Все наши разговоры о духовности, о нашем совершенствовании ему не страшны до тех пор, пока он скрывается в безопасной для него неразоблаченности.

Снова и снова подчеркнем: отвержение зла, лжи и греха — это не просто отрицание, это — утверждение нашей истинной духовной жизни. Это наше участие в истине. Это наша причастность Божественной любви. Это наше участие в жизни Самого Бога и в Крестной тайне Его Искупления, которая раскрывает глубину действующего в мире зла. Если мы это понимаем, то должны также знать: радость полноты новой жизни и устремленность к ней дают нам силу отвергнуться от греховных радостей жизни, от всего, что мешает нам соединиться с Господом. Мы можем ходить в храм, мы можем во всем участвовать как будто вполне осмысленно, но самое трудное для нас — это до конца, в полноте отвергнуться от зла, которое действует в мире и присутствует в нас. Всегда есть соблазн оставить какое-то место в своей душе, где, как нам кажется, мы свободны поступить не по Божественной воле, а как нам хочется. По этой причине мы не можем умереть для себя и, следовательно, не можем ожить для Христа Воскресшего.

Эта тайна касается жизни каждого из нас и всей Церкви. Есть только одно условие для того, чтобы во Христа крестившись, мы во Христа облеклись. Единственный вопрос, который ставит нам Господь в час нашего призвания и в час восстановления нашего достоинства, после того, как мы предали Его своими грехами и отступили от наших крещенских обетов: «Любишь ли Меня?»

Господь Иисус Христос отдает нам все, что у Него есть, все Свое Божественное, и Он требует от нас все, что у нас есть. Он хочет, чтобы мы отдали то немногое, чем мы обладаем, и отказались от всего, что мешает нам это сделать.

Протоиерей Александр Шаргунов


www.38i.ru