Голливудские режиссеры вызвали гнев христиан

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В прокат выходит «Золотой компас» – экранизация книги знаменитого писателя-атеиста Филипа Пулмана, который заявляет о своем стремлении «убить Бога». Интересно, что именно 2007 год стал своего рода кульминацией попыток кинематографистов высказаться против влияния Церкви на общество.

 На этот год приходится небывалый всплеск антиклерикального кино на Западе. Если раньше крупномасштабные постановки такого рода были не частыми гостями больших экранов, то в этом году зрители могли увидеть сразу несколько крупных картин, против которых яростно выступили представители христианских организаций.

Напомним, что один из самых громких протестов был выражен христианами еще в 1988 году, когда состоялась премьера выдающейся ленты «Последнее искушение Христа» режиссера Мартина Скорсезе («Отступники»). Это была экранизация произведения греческого писателя Никоса Казандзакиса, в котором Иисус Христос, как известно, был показан нерешительным и полным сомнений. Фильм вызвал бурю негодования. В день премьеры некоторые священнослужители даже пророчили наступление конца света. Во Франции фундаменталисты-католики забросали зрительный зал парижского кинотеатра «коктейлями Молотова», в результате чего серьезно пострадали 13 человек. Правительства некоторых стран, опасаясь волнений, запрещали выпускать картину в прокат на протяжении нескольких лет. В России патриарх Алексий II объявил, что лента «нарушает нормы российского законодательства и общественной нравственности», и потребовал не демонстрировать ее по телевидению.

Спустя год, в 1999-м, в прокате вышла комедия «Догма» режиссера Кевина Смита, где фигурировали падшие ангелы, рассказывалось о чернокожем Христе, а Богом оказалась женщина. Авторы фильма получили более 300 тыс. посланий с проклятиями и смертельными угрозами. Под давлением компания Disney, планировавшая дистрибуцию «Догмы», продала права компании Lions Gate – известному распространителю «независимых» фильмов. А в 2000 году была завершена мелодраматическая лента «Шоколад» с Джонни Деппом в главной роли, созданная при участии все той же «антикатолической» студии Miramax Films, которая произвела на свет и «Догму». Правда, в «Шоколаде» так называемые вольнодумные идеи были поданы в завуалированной, аллегорической форме и не могли встретить прямого противодействия со стороны Церкви. Зато небывалая кампания была развернута в 2006 году против мистического триллера «Код да Винчи». Что любопытно, во многом благодаря этому ажиотажу вокруг далеко не самого сильного с художественной точки зрения произведения, «Код да Винчи» занял второе место по мировым кассовым сборам после «Пиратов Карибского моря-2».

Это лишь немногие примеры из недавней истории кино, но 2007 год, похоже, готов побить все рекорды по количеству высокобюджетных антиклерикальных фильмов, причем снятых в разных жанрах. В начале года зрители увидели ленту «Пекло» английского режиссера Дэнни Бойла (Trainspotting). Главную роль в фильме исполнил Киллиан Мерфи («28 дней спустя»), который после съемок картины заявил, что окончательно утратил веру в Бога. Фильм рассказывает о борьбе науки и религии – спасителем человечества становится голубоглазый ученый-физик, а религиозный фанатик убежден, что люди пошли против Божьей воли, и их стоит покарать за грехи. На исходе 2007 года уже индийский режиссер Шекар Капур выступил против христианского фундаментализма. В прокат вышла его лента «Золотой век», где он сжигает кресты, бросает в пучину другую религиозную символику, а армада завоевателей идет под знаменами Христа. «Католическая лига за религиозные и гражданские права» США уже обрушивала свой гнев на режиссера за другую его историческую картину - «Елизавета», а теперь и вовсе назвала «Золотой век» злобной оргией антиклерикализма и призвала всех католиков бойкотировать фильм.

Причиной того, что подобные фильмы появляются на экранах все чаще, можно назвать вполне понятную обеспокоенность образованных и творческих людей клерикализацией общества. Если раньше опасения вызывали все больше исламские фундаменталисты, то сейчас выяснилось, что активно верующая христианская Америка представляет собой, по мнению некоторых писателей, режиссеров, художников, не меньшую угрозу. Именно поэтому в фильме «Золотой век» католическая Испания — реакционная держава, достигшая небывалой мощи, становится аллюзией на США, где президент – консерватор и католик.

Ну а в новой сказке «Золотой компас» к неограниченному господству стремятся люди, которых в книге Филипа Пулмана тоже причисляют к Церкви. В фильме зритель увидит властную структуру Магистериум. Его члены оперируют словами «ересь», «еретик» и «вольнодумец», приговаривают отступников к смерти. В «Золотом компасе» немало и другой крамолы, с точки зрения церковников. Создатели ленты рассуждают о душе, а само олицетворение души – «деймон» представляет собой зверя, то есть существо, у которого, по мнению Церкви, души нет и в помине. Очевидна и мысль о равноценности жизни человека и животного. Один без другого жить не может. Эта экологическая идея, возведенная в абсолют, также не соответствует догматам, согласно которым человек поставлен «владычествовать» над рыбами, птицами и зверями. В «Золотом компасе» есть хорошие ведьмы и плохие жрецы, охотящиеся за душами бедных и сирот и пытающиеся создать поколение, которое не усомнится в церковной власти. На фильм уже ополчились не только католические, но и православные священнослужители. Они громогласно заявляют о пагубном влиянии «Золотого компаса» на души детей и запрещают смотреть фильм своей пастве. В качестве альтернативы нехорошему кино, видимо, будет предложен урок основ православной культуры.

АРТЕМ МИХАЙЛОВ


www.38i.ru