Народная защита в передаче Русский взгляд

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В воскресенье, 22 апреля в передачу "Русский взгляд" были приглашены соучредители НАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ Владимир и Анна Сергеевы. Предлагаем вашему вниманию текст программы "Русский взгляд", посвященной современному искусству и кощунству в сегодняшней России.

"РУССКИЙ ВЗГЛЯД" – СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Гости программы:
Анна и Владимир Сергеевы -  учредители православной правозащитной организации "Народная защита"
Василий Церетели - исполнительный директор Московского музея современного искусства
Дмитрий Шмарин - художник, член Союза художников
Павел Бусалаев - иконописец, сотрудник исследовательского центра "Церковь в информационном обществе"
Кирилл Экономов - искусствовед, член Союза художников
Протоиерей Максим Козлов - настоятель храма Святой Татианы при Московском университете

Над программой работали:
Ведущие – Дмитрий Дюжев и Елена Писарева
Шеф-редактор – Ольга Любимова
Режиссер – Александр Замыслов
Редакторы – Анастасия Семенихина и Ксения Лученко

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: "Русский взгляд" на проблемы современного искусства - тема нашей программы сегодня. Я, Дмитрий Дюжев, здравствуйте.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Здравствуйте, я Елена Писарева. Говорят, искусство отображает то, что происходит сегодня в стране и в обществе. Является ли современное искусство зеркалом современного общества и живо ли оно вообще? Об этом мы и поговорим сегодня.

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Его судили за хулиганство в 2003 году, его обвинили в вандализме. В течение нескольких месяцев к зданию суда приходили тысячи простых людей, чтобы его поддержать. Все это время рядом с ним была его жена, Анна. В студии программы "Русский взгляд" учредители правозащитной организации «Народная защита» Владимир и Анна Сергеевы.
Здравствуйте, Анна! Здравствуйте, Владимир!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Здравствуйте, Анна! Здравствуйте, Владимир!

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Cегодня в искусстве появилось антиклерикальное направление. Скажите, пожалуйста, значит ли это что сегодня религия, символы веры стали предметом надругательства и вандализма?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Это произошло далеко не сегодня. Надругательства над символами веры были еще во время французской революции, как мы помним. То есть то, что происходит сегодня, на самом деле имеет глубокие корни.

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, если это зло, то зло нужно наказывать?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Я считаю, раз Господь попускает эти кощунства, то это значит, что мы должны проснуться и как-то отреагировать на это событие. В прошлый раз это кощунство было разгромлено нами, а нас все критиковали, говорили, что мы не правы, нужно идти правовым путем. Но мы, исходя из реалий того мира, который нас окружает, поступили тогда именно таким образом. На этот раз, когда идет выставка «Запретное искусство», мы пошли правовым путем. Посмотрим, каков будет результат. Если результат будет отрицательный, соответственно со следующей выставкой мы поступим так же, как поступили с первой.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Владимир, хочется вернуться к выставке 2003 года «Осторожно, религия!» Как Вы там оказались, Вы случайно туда попали?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Об этой выставке буквально за несколько часов до самого разгрома. Мы узнали о выставке из газеты и увидели там эти фотографии. Мы ужаснулись!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: То есть, когда Вы туда шли, Вы знали, что там происходит?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Конечно! Ведь в наше время только что восстановили Храм Христа Спасителя, везде идет рассвет Православия, священники по телевидению проповедуют, и вдруг такое кощунство, такое неслыханное глумление! Конечно, мы туда пошли, чтоб убедиться лично. Когда мы туда пришли, чувства православного верующего христианина нас захлестнули!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: То есть у Вас не было ощущения, что Вы, как православный человек, просто должны внутренне возмутиться и не советовать своим близким ходить на такую выставку? Потому что очень многие правозащитники упрекали Вас в том, что Вы не соблюдаете конституционных прав, что Вы совершили акт вандализма?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Понимаете, я считаю, что мы поступали правовым образом, потому что кощунство должно было быть прекращено. Мы считали, что мы правы, а они не правы и поступают незаконным образом. В данном случае, они нарушали наши права, устраивая такую выставку!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А как Вам кажется, у Вас в тот момент преобладали эмоции? У Вас не возникало мысли действовать каким-то другим образом, может быть, подать на них в суд?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Нет, эмоций не было! Мы решили поступать именно так. Это был зов сердца. Мы ощущали себя именно православными христианами и поступали в соответствии с этим.

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: А у Вас не возникало мысли рассматривать это, как испытание? Может быть, это надо было принять со смирением, чтобы не получился эдакий православный экстремизма?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Мы приняли со смирением последствия наших действий, когда мы сидели в клетке, когда нас допрашивали!

АННА СЕРГЕЕВА: Происходит кощунство, как можно смиряться с кощунством?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Если кто-то грубо со мной обращается, я могу смириться, но когда поругают мою святыню, то, во что я верю, какое здесь может быть смирение? Не должно быть никакого смирения!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажите, пожалуйста, что это за фонд «Народная защита» и как возникла идея его создать?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Это не фонд, а православная правозащитная организация. Мы соучредители этой организации, вокруг нас сплачиваются другие единомышленники. В частности недавно мы защищали двух милиционеров, Алексея Коноваленко и Валерия Бухина, которых несправедливо обвиняли. Они, если кто-то не знает этой истории, выступали против долгопрудненской наркомафии.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Вы наверняка задумывались, когда были на этой выставке, что движет этими людьми, почему они так поступают с нашими святынями? Нет ощущения, что они просто сумасшедшие?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Они боготворят Малевича, который создал картину «Черный квадрат». Но мы знаем, что человек создает то, что у него внутри, то, что у него в голове, то, что у него в душе. Мне кажется, у всех этих людей внутри, в душе черный квадрат. И этот черный квадрат всасывает в себя всё извне, а выплескивает наружу гадость и непотребство.

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Скажите, пожалуйста, а у Вас не возникало мысли, что может быть, мы просто не умеем понимать это искусство? Ведь в истории известны случаи, когда художников не принимали при жизни, а спустя какое-то время, они становились общепризнанными гениями. У меня, например, совсем другие впечатления от картины «Черный квадрат». Мне кажется, когда ты стоишь перед этим произведением искусства, то видишь не черный квадрат, а то, что ты способен нафантазировать. И в этом черном пространстве можно увидеть свет!

АННА СЕРГЕЕВА: Я не понимаю, почему нам так навязывают это, так называемое искусство. Это искусством назвать нельзя! На подходе к тому же музею Сахарова, там и на заборе, и на скамеечках - точно такое же искусство, хорошо прописанное! Как можно назвать граффити искусством? Я не считаю, что это искусство. Для меня искусство - это что-то прекрасное.

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Искусство субъективно!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А что-нибудь из работ современных художников Вам нравится? Вы можете назвать тех художников, которые для Вас олицетворяют современное искусство?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Современное искусство отражает внутренний мир человека. Это своего рода свобода. Но свободу человек может понимать двояко. Для одних это вседозволенность, а для других свобода – это не делание греха. Но если человек понимает свободу как вседозволенность, то он становится рабом этого греха, и соответственно этот грех выходит из него в виде такого вот искусства. В таком случае произведение такого искусства подходит под слово «искус», «искушение». Но если человек, прежде чем что-то сотворить, как это было раньше, держит пост, берет благословение у священника, и только после этого он пишет свое произведение, то это совсем другое дело! Опять-таки все делается не за один день, не за один час, иногда на это требуются годы. Но после этого рождается то, на что все смотрят и очищаются, делаются светлее. А от современного искусства светлее мало кто станет! Но зато черноты, безысходности и разрушения в нашу жизнь оно добавляет…

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: А Вы были на каких-то выставках, которые не вызывают чувства отторжения?

АННА СЕРГЕЕВА: Конечно, мы бываем на выставках Московского союза художников, на свои выставки нас приглашал Дмитрий Шмарин. Там совершенно потрясающие работы! Затронуты темы войны, Православия в войне… А потом мы общаемся с отцом Александром Салтыковым, деканом факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского богословского института. Мы часто бываем в его храме, постоянно видим работы молодых художников, которые туда приходят. Так вот эти картины и то, что мы наблюдали на выставках современного искусства, это небо и земля! Их даже сравнивать нельзя!

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Если художник затрагивает сакральную тему, то он должен учитывать чувства верующих людей. Если я смотрю, допустим, на поруганную икону, то вы сами понимаете, какие чувства у меня это может вызвать.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Откуда вообще такая идея оскорбить человека? Это должен быть все-таки какой-то внутренний посыл….

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Этими людьми руководит духовное начало со знаком минус, то есть бесы. Они заставляют их поругивать святыни. И через это оскорблять верующих, конечно.

АННА СЕРГЕЕВА: Эти люди не могут создать ничего сами. Их работы не имеют никакой реальной ценности. Что мы видим? Работы на листе бумаги с экскрементами художника или следами его крови. Какие эмоции это может вызвать? Тошноту!

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: А не сделали ли мы сейчас им такую своеобразную рекламу?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: Мы об этом даже не думаем, когда идет речь о поругании иконы! Когда идет война духовная, нам не до пиара, нам главное, чтобы истина восторжествовала! А всё остальное это уже мелочи!

ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: А вы не знаете, это происходит только с православными святынями или символы веры других конфессий тоже подвергаются оскорблениям?

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ: В нашей стране чаще всего оскорбляют православных. Вообще, мне кажется, все эти выставки носят чисто политические характер. Создается очередной очаг напряженности.

АННА СЕРГЕЕВА: Разрушение культуры - это предпосылка будущей революции. Всегда идет сначала культурная революция, а потом уже происходит настоящая.

Опубликовано на http://www.foma.ru/articles/769/ 


www.38i.ru