Сделали по максимуму

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Интервью Владимира Сергеева газете "Голос совести"
Большой резонанс в средствах массовой информации и общественном мнении вызвал разгром выставки "Осторожно - религия!"

Напомним нашим читателям, что в музее имени Сахарова была развёрнута экспозиция под эпатирующим названием "Осторожно - религия!" Проводилась она по инициативе Общероссийского движения "За права человека". Символом выставки стала икона Спаса Нерукотворного, куда вместо Лика Христа был вмонтирован дорожный знак "Опасность!", и написано: "Осторожно - религия!" На выставке, в частности, демонстрировали рекламный плакат кока-колы с изображением Христа и надписью "This is my blood!" ("Это - моя кровь"), то есть - со словами евхаристического канона Божественной Литургии. Посетителям выставки предлагалось сфотографироваться, вставив своё лицо в отверстие, вырезанное в иконе Христа Вседержителя. Потолок центра был увешан порнографическими изображениями, а среди экспонатов размещалась большая фотография обнажённой женщины, распятой на кресте. Проекционный экран: на вас плывёт большая рыба, конвульсивно глотающая воздух и бьющая плавниками. Плывёт она в крови. Посмотрев дальше, вы понимаете, что у неё отрублено туловище. Рыба - символ Христа времен первых христиан... Композицию из водочных бутылок венчали церковные купола. Три стенда: на первом размещался текст Евангелия от Матфея с символом креста, на втором - отрывок из Манифеста коммунистической партии со звездой, на третьем - фрагменты книги Гитлера "Майн Кампф" со свастикой. Всё это - на фоне раздавленного человека. Остальные экспонаты настолько богохульные, что нормальный человек не может на них смотреть, о них мы говорить не будем. Кстати, среди участников кощунственной выставки - Тер-Оганьян, рубивший иконы на выставке в Манеже несколько лет назад и О.Кулик, в начале 90-х годов публично зарезавший свинью с надписью "Россия" иразделавший её на куски. Явная антихристианская направленность мероприятия, естественно, вызвала негодование верующих москвичей, и на пятый день своего существования выставка была "ликвидирована". Днём шестеро мужчин вошли в выставочный зал и залили краской стены и "произведения", разбили хамский витраж. На место происшествия был вызван
отряд милиции, который арестовал "погромщиков". Вскоре все задержанные были отпущены под подписку о
невыезде. Большинство экспонатов были повреждены. Дирекция Музея им.Сахарова досрочно закрыла выставку и
принесла извинения верующим, хотя ранее предполагалось, что выставка будет проходить до 9 февраля. По информации ОВЦС МП, сейчас у входа в музей висит объявление, в котором от имени его руководства приносятся извинения посетителям, "чьи добросовестные убеждения и глубокие чувства задеты темой выставки и представленными на ней работами". "Мы считали эту тему важной и не хотели Вас оскорбить", - говорится в объявлении музея. Однако директор музея Ю.Самодуров считает неправомерной позицию Московской Патриархии в отношении выставки "Осторожно - религия!" Он заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что у организаторов выставки не было намерения оскорбить чувства верующих. "Если бы мы считали, что выставка оскорбляет религиозные чувства, мы бы её не открыли", - заверил Ю.Самодуров. Вместе с тем он допускает вероятность того, что некоторые люди, видевшие выставку, могли почувствовать себя задетыми". Но в этом вина не организаторов выставки, а неправильного понимания заложенного в экспонаты смысла. "Многие работы современного искусства, в отличие от классического искусства, строятся не на прямом прочтении образа, а на понимании смысла образа от противного. К этому требуется привычка", - пояснил он.
Понятно: мы не способны понять высокого замысла. Это не ново. Сейчас многие непринужденно манипулируют культуро- логическими теориями, чтобы собственную несостоятельность представить самобытным, уникальным и новым течением искусства, а любую ахинею - средством художественного выражения образа.
Участники выставки-акции обратились в суд. Гражданам, защитившим свои святыни, грозит тюремное заключение до
пяти лет согласно части второй ст. 213 УК РФ. Подали в прокуратуру и встречные иски, указывая на ст. 282
(оскорбление чувств верующих, разжигание межконфессиональной вражды) и ту же вторую часть ст. 213 УК РФ
(групповое организованное хулиганство, явное неуважение к обществу, большая часть которого православная), а также на статью о растлении малолетних (т. к. выставку могли посетить и дети-подростки).
Мнения в оценке данной происшествия разошлись. Приходилось слышать самые разные версии. Первая - что вандалы, напавшие на выставку и уничтожившие уникальные "произведения искусства", непонятые ими в силу "ограниченности" дремучих ортодоксов, считают себя православными. Эдакие зашоренные экстремисты от православия.
Потом стали говорить о том, что погромщики на самом деле не христиане, так, просто хулиганы, т. к. выставка
ничего противного православию не содержит. Напротив - это организаторы выставки глубоко православные люди и
борются за чистоту духовности... Версия о том, будто бы сами организаторы и разгромили свою выставку в порядке рекламной акции, появилась лишь через несколько дней после событий и, скорее всего, самими организаторами и была запущена. Действительно, удобная версия: если это организованная акция, значит, с самой выставкой все в порядке, она ни у кого не вызывает возмущения. Однако самыми распространенными стали рассуждения о том, что выставка, несомненно, была святотатственной и не имела право на существование в столице православной страны, но, несмотря на кощунственный характер выставки, действовать нужно было "официальными путями". То есть не нужно было ее громить, а нужно было спокойно посмотреть, сфотографировать, записать и так же спокойно пойти и подать в суд на организаторов. Методы же, которыми действовали "ликвидаторы" выставки - суть не христианские. Христианин - он смиренный. Надо было, не прибегая к таким крайним мерам, пойти и написать заявление. Кстати, сразу встаёт вопрос: почему за пять дней работы выставки в суд не поступило ни единого иска? Но сейчас не об этом. При таком разнообразии мнений естественным было спросить у самих ликвидаторов богомерзкой выставки, что же произошло на самом деле. Чтобы оценивать происшествие, надо понять: чем руководствовались люди, действуя подобным образом. Сразу скажем, что все участники ликвидации - люди не только православные, но и воцерковлённые, часть из них - алтарники московских храмов. Итак, несколько вопросов Владимиру Сергееву - одному из организаторов "акции". - Почему?
- Вообще-то милиция должна была сделать то, что сделали мы. Налицо откровенное нарушение ст.282 УК РФ, а выставка 5 дней идёт.
- В принципе все с вами согласны. Но основные упрёки состоят в том, что методы не должны были быть столь радикальными, надо было действовать легально. И потом, где же ваше христианское смирение? - Смирение должно быть там, где дело касается меня лично. Если меня бьют по правой щеке, за мои правые дела, я вспомню, что когда-то сделал какие-то "левые" дела. Вот в этом случае я должен смириться. Но, если касается поругания Бога, если касается гибели или поругания ближнего - здесь я должен сделать всё, от меня зависящее, чтобы это прекратить. Вот и всё.
- А если действовать юридическим путём, и у нас ничего не получится, - надо идти громить? Так что, следующую выставку все вместе пойдём громить? - Дело в том, что если сейчас начнёт действовать 282 статья, и если доведут это дело до конца и кого-то посадят или даже оштрафуют, то можно и дальше идти по этому официальному пути. Но я лично не знаю, как я буду себя вести, если увижу подобную выставку второй раз. Если я подойду и увижу поруганную икону - мне ничто не помешает эту выставку сорвать. Нельзя, я так думаю, видя всё это, идти и подавать в суд, зная, что идёт поругание. То есть, надо сначала это уничтожить - а потом подавать в суд. Это - моя точка зрения. Потому что здесь выбора просто нет - выбора они нам не оставили. Представьте: идёшь по улице, видишь, что твою мать или отца избивают, или тебе позвонили и сказали, что там-то и там-то висит фотография твоей матери в очень неприличном виде. Что ты будешь делать? Конечно, нормальный человек сначала поедет, сорвёт это дело, а потом -напишет заявление на того, кто это повесил. А здесь - даже не мать и отец, это - БОГ. А это гораздо больше.
- Зачем же устраивать такую выставку в центре страны, где 85% православного населения? Какая цель?
- Цель - создать некий фон. Фон греха, чтобы грех казался нормой. Подобные прецеденты повышают уровень этого фона, окружающий фон меняет духовное состояние человека, и человек превращается в быдло. Для них этот момент главный.
- Итак, какой же был смысл выставки?
- С одной стороны - вбить очередной клин между государством и Церковью.
"Правозащитники" планировали преподнести выставку как симптоматичное явление. Дескать, общественность встревожена страшной угрозой введения в школах курса "Основы Православной Культуры" и "интеграцией" государства и Церкви. А группа "прогрессивных" художников пытается привлечь внимание к этой "проблеме". Не беда, что большинство населения страны просто не понимает, чем же плох этот курс и кому он помешал. Главное - эту мысль все время повторять - а люди привыкнут. Но выставка и правда получилась "симптоматичная". Только это симптом деградации и прозападной, в худшем смысле этого слова, ориентации наших "правозащитников". Они уже даже не скрывают того, что под видом "демократических свобод" защищают свободу безнравственности, свободу бессовестности, свободу оскорблять и разрушать все, что свято для русских людей, истреблять самобытность России. Т. е. - свободу деструктивных действий на территории нашей страны. Однако похоже, что на этот раз они переборщили. Примечательно, что вдова академика Сахарова Елена Боннэр в эфире радио "Эхо Москвы" порекомендовала команде "правозащитников" "быть осторожнее". Другая цель, как уже говорилось выше, создать фон греха, чтобы грех, кощунство стали казаться нормой.
Если бы этот "номер" прошел, то далее подобные глумления стали бы постоянной практикой. Жаль, что лишь несколько человек задались целью как можно скорее устранить такое богохульство. Они действовали адекватно сложившейся ситуации: выставка закрылась сразу. Только когда этих людей арестовали и поднялась шумиха в прессе, до общественности дошло: "Выставка, оказывается, была кощунственной!!!" Все сразу стало на свои места. Выходит, что для того, чтобы мы, наконец, очнулись, нужно, чтобы кого-нибудь, как минимум, посадили. - У нас же сейчас борьба за "толерантность", борьба за "демократическую" разнузданность и "свободу бессовестности"...
- Поэтому я думаю, то, что они сделали, было направлено на сглаживание "православных углов", чтобы люди стали более серой и однородной массой, нежели они были до этого. А так бы, кстати, и было, если бы всё пошло по их сценарию. Подали бы в суд, ходили, выставка бы работала. А у людей ломалась бы потихонечку психика. Люди стали бы думать, что сделать ничего нельзя. - Уже многие так считают. А что, можно что-то сделать?
- Да, пока можно. Но люди спят. Неделю покричали, и затихло -опять спят. Мы
специально решили остаться на выставке.
Поняли, что если бы мы оттуда скрылись, то день-два об этом бы поговорили, и снова затихло бы всё.
А так более-менее, создали хоть какой-то прецедент, чтобы люди хотя бы задумались о чём-то. Вот это главное. Поэтому мы там и остались, не ушли оттуда, хотя у нас была возможность уйти.
- Была возможность уйти? Я слышала, что вас задержала некая смотрительница
музея...
- Да нет, что вы. Разве смогла бы она задержать шестерых взрослых мужчин?
Мы специально остались, чтобы дать развиться всем этим событиям. Сейчас в прокуратуре просят, чтобы им письма в нашу поддержку перестали писать, потому что они уже не справляются с этой работой.
- Ещё в 18 веке один француз, живший в России, в мемуарах ужасался, не зная, чего ждать в стране, где ничего не доводят до конца. Это такое свойство русского характера - люди прозревают, загораются, воодушевляются и - успокаиваются...
- Ну да, и думают, что дальше другие это продолжат. Но само собой ничего не делается, надо все до конца доводить.
Мы и доведем. А у нас просто уже выбора нет. Если мы сейчас хоть чуть-чуть расслабимся, нас просто сразу посадят от 3-х до 5 лет.
Причем сделают это тихо.
- Вывод какой? Православный человек должен стать "активнее"?
- В любой ситуации человек должен остаться православным христианином.
Потому что война идет не где-то. Война идет здесь и рядом, и война направлена на полное истребление, как говорил адекватно действию.
Как они к нам - так и мы к ним. Я не считаю, что наша вылазка какая-то там воинствующая. Просто мы нормальные православные христиане, которые адекватно реагируют на то, что происходит.
- То есть, вы сделали то, что на вашем месте должен был сделать каждый православный христианин, просто у других духу не хватило?
- Да, многие бы так поступили. Только дело не в том, что "духу не хватило".
Я думаю, что если бы об этом узнали все, то там народу
было бы побольше. Просто мы более оперативно среагировали. Мы не стали откладывать в долгий ящик: мы прочитали об этом в газете и поехали. Что сделали - то сделали. Сделали по максимуму.
- А что теперь?
- Мы исходим из точки зрения, что мы правы, а они - не правы. Наша правота зиждется и на общечеловеческих законах: морали, нравственности. С этой точки зрения мы правы, а они - нет, потому что они идут вразрез со всем этим. И эта правота нас окрыляет - идем и делаем. Кого бояться? Хватит, уже отбоялись. Не хочется цитировать, но "нам нечего терять, кроме наших цепей". А здесь то же самое - чего нам терять? В итоге досидимся, что просто проспим Россию, уже почти проспали...

В то время ещё не было "Народной защиты", а Владимир Сергеев был алтарником храма Святителя Николая в Пыжах, а также активным участником Общественного комитета "За нравственное возрождение отечества". (Прим. от редакции)


www.38i.ru