События

Рок-миссионерство в ответах и вопросах

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Информационное агентство “Русская линия” предложило подборку новейших высказываний о рок-миссионерстве о. Димитрия Смирнова, о. Сергия (Рыбко) и о. Андрея Кураева. Представители духовенства реагируют на критику этого направления модернизма, которая недавно была озвучена агентством “Интерфакс”.

Описывая круглый стол, прошедший в Издательском совете Московского патриархата, “Интерфакс-религия” приводит слова Жанны Григорьевой, заведующей отделом научно-богословской литературы и цензора миссионерского журнала “Фома”:

“В последнее время только и слышно: “Рок - это стихия, это язык философов, поэтов, мыслящих, честных людей”. Начало этому положили игумен Сергий (Рыбко) и еще ряд священников, которые не так известны. Почему именно рокеры? А где студенты консерватории?” По мнению г-жи Григорьевой, “идет новая волна молодежи, которую обращают те, когда-то обратившиеся, и они говорят молодежи, что все можно, ничего не запрещено”.

Перед нами тот нечастый случай, когда вопросы гораздо интереснее и содержательнее ответов. Поскольку ответы мы получаем печально стереотипные: “Я считаю, что при отсутствии возможности открытой проповеди через СМИ, из которых самыми популярными являются телевидение и радио в FM-диапазоне, проповедь на рок-концертах вполне допустима. Ничего противоестественного в этом я не вижу”, - отметил отец Димитрий Смирнов”, сообщает “Русская Линия”.

О. Димитрий не видит “ничего противоестественного”, и за его душевное равновесие мы можем не беспокоиться. Но, кажется, вопрос стоял иначе: есть значительное число православных, в том числе людей в священном сане, которые видят и не могут не видеть противоестественное в роке (что очевидно для каждого, кто знаком с прошлым и настоящим рок-музыки), и соответственно считают недопустимым присутствие священников, да и вообще христиан, на рок-концертах. Как быть с ними?

“Те люди, которые пытаются воевать с рок-музыкой и проповедью среди рокеров, это просто фарисеи, - заявил отец Сергий (Рыбко).- Фарисеи очень часто как раз за то и упрекали Христа, что Он обращался в своей проповеди не к каким-то избранным, а ко всем подряд - к язычникам, мытарям, блудницам, фарисеям, приводил всех к покаянию”.

А это, между прочим, ложь: Христос не проповедовал “всем подряд”, и это знает каждый, кто открывал Евангелие. “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева”,- говорит Господь, и Он отказывается “взять хлеб у детей и бросить псам”. Господь и Его апостолы приходили и приходят сегодня исключительно к тем, кто сознает свою духовную гибель. Почему и исцеляет Господь страждущую дочь ханаеянки, за слово сказанное ею: “Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их” (Мф. 15:24, 26, 27).

И в данном случае откровенно фарисейской - от древнееврейского слова “разделять, отделять” - является позиция о. Сергия, поскольку он резко, как никто другой в Церкви, выделяет хиппи, панков и рокеров в отдельную группу, и притом на основании их достоинств, а не недостатков.

О. Сергий и другие рок-миссионеры не считают рок-концерт - борделем или содомской оргией, а совсем наоборот. Достаточно ознакомиться с текстами их выступлений на концертах, чтобы убедиться: наши оппоненты льстят аудитории и обманывают ее. Прочитайте лишь рассказ о. Андрея Кураева о концерте “Рок к небу”. “Небо - там”, где он пишет для начала: “Не был стеклянных глаз, не было пьяни, не было настроя подраться. Умные, светлые глаза. Студенты. Мечта любого университетского преподавателя - обращаться к аудитории с такими глазами” (”Татьянин День”. № 2(51) за 2003 г.).

Если Апостол был для иудеев “как иудей, чтобы приобрести иудеев” (1 Кор. 9:20), то “не действительно,- как объясняет св. Иоанн Златоуст,- а только по видимому, не на самом деле будучи таким, а только поступая так без истинного расположения”. Совсем не то в высказываниях о. Сергия (Рыбко) и о. Кураева. В них содержится лесть в адрес “выдающихся деятелей рок-культуры”, бесстыдные похвалы “чистой поэзии, которая ложится на гитары Шевчука и Кинчева”. О. Сергий доходит до одобрения хиппистской “системы” по ее существу: “Мы были романтиками в “совке”, и тезис, что “Христос был первым хиппи” я, в общем, принимаю”.

Любой миссионер может обращаться к людям без различий культуры и социального происхождения, но только не наши “рок-миссионеры”. И это прекрасно доказал в своей статье о. Кураев, который рассказывает: “В итоге встал седобородый священник и с некоей досадой сказал: «Вы тут забыли, что Россия - это не только Москва и Петербург! Наша Архангельская область по территории с половину Франции будет. Ну, где я столько времени и сил найду, чтобы за каждой рок-группой по всем нашим городам ездить!». То есть батюшка понял, что это, теперь такая политика: «комсомольцы - на трактора, попы - на рок-концерты!». Пришлось его успокоить, сказать: «Никто вас, батюшка, туда идти не обязывает».

Нет, обязывает! В Церкви и обществе нет такой отдельной группы как рокеры или хиппи. Если есть - как нас изо всех сил убеждают рок-миссионеры - то все священники и даже каждый христианин должны идти к ним, как ко всем больным, умирающим, во все школы и во все больницы. Если же мы описываем рокеров как группу принципиально отдельную от Церкви, то к ним идти не нужно вовсе никому.

Вспомним прекрасный вопрос г-жи Григорьевой: почему именно рокеры, хиппи и панки вызывают такое притяжение в среде модернистов?

Это правильная постановка проблемы, и главное: очень точно избран противовес рок-молодежи - студенты Консерватории. В отличие от классической, рок-музыка, как течение, обладает идеологическим зарядом и особого рода духовностью. Этого не будут отрицать ни поклонники рок-музыки, ни ее противники. И если этот идейный заряд отталкивает от рока православных, то совершенно особый сорт идеологов он только и привлекает. Эта неравнодушная “мистичность” - прекрасная “приправа”, по выражению о. Кураева. И она просто необходима тем из проповедников, кто, к несчастью, утратил представление о тайне и учении самого Православия. Ведь там, где сталкиваются различные идеи, никакой симбиоз невозможен. В одну голову две идеологии не вместятся, и две духовности - в одно сердце.

Рок привлекает также и ярко выраженной маргинальностью, как в культурном, так и в социальном плане. Например, о. Сергий (Рыбко) с гордостью относит себя к поколению “хиппи 80-х, идущих против безбожной советской системы”. А чем тут гордиться? Да и за что он ценит движение хиппи? “Мне думается именно то, что мне в своё время далось легко, так как, будучи хиппи, я порвал с обществом, и мне было абсолютно безразлично, что думает обо мне большинство. А вот современному человеку труднее всего выйти из-под влияния социума”.

После этого откровенного признания в собственной маргинальности вполне закономерной выглядит поддержка о. Сергием деятельности Ельцина, и в частности расстрела Парламента в 1993 году: “По-человечески Борис Николаевич Ельцин мне очень симпатичен… При всей своей противоречивости Ельцин совершил настоящий гражданский подвиг, восстав против коммунизма. Я очень одобряю его действия и во время путча 1991 года, и в 1993-м”.

Среди тьмы иллюзий, существующих вокруг рок-миссионерства, есть и та, что маргиналов легче отколоть от основного тела нерелигиозного мира. Однако маргиналы, вопреки своему наименованию, вовсе не те, кто “ближе к краю”, и потому готовы упасть. Они, и правда, “написаны на полях” книги современной масс-культуры, но они от нее неотделимы. Перед нами - контркультура, привлекающая социальные и нравственные “низы” общества, но маргиналы столь же прочно укоренены в этом падшем мире, как и поклонники массовой или высокой культуры. Противоречие между Церковью и миром ничуть не смягчается тем, что падший мир имеет свои элитные районы, богемные закоулки или грязные трущобы.

Можно предположить, что рок-миссионеров сближает с посетителями рок-концертов отсутствие необходимой культуры. Это очевидно по крайней мере в отношении о. Кураева. Ведь его печально известная защита “Гарри Поттера” была бы невозможна для любого, кто способен оценить эстетическую ценность литературы хотя бы масштабах школьной программы. Да и о. Сергий (Рыбко), насколько можно судить по его отрывочным высказываниям, ценит движение хиппи и рок-культуру именно за их контр-культурные и асоциальные качества. Вот он говорит: рок “изначально себя поставил в оппозицию многим канонам этого мира, злу, несправедливости, рокеры позиционируют себя как борцы с устоями этого мира”.

И на этом не конец. Совершенно в том же ключе он понимает Христианство, вышивая по “хиппистской” канве свои узоры: “Но дело в том, что христианство - оно ведь тоже борьба со злом этого мира. Здесь мы сходимся, и я стараюсь доказать рокерам, что их протест имеет все ответы в православии. От любого неформальства, любого бунта путь ко Христу самый прямой”. При этих кощунственных сентенциях невольно вспоминается разбойник Варавва, с его “прямым путем”. А рассказ о спасении разбойника благоразумного учит совсем иному: от бунта и преступления путь ко Христу не только не прямой, а проходящий через покаяние и мученическую смерть во Христе.

В случае о. Сергия (Рыбко) или о. Кураева, мы имеем дело с миссионерством наоборот. То, что внесено в Церковь не по закону, начинает свою миссию внутри Нее. И мы выступаем в наши дни не против того, чтобы рокеры приходили в Церковь, принимали крещение и становились примерными прихожанами. Мы против того, чтобы они навязывали Церкви чуждые Ей идеи, сами, или через посредство распропагандированного ими духовенства. Рокеры не хуже и не лучше других людей, но они должны освободиться от своей особенной идеологической нагрузки, и в этом, и только в этом, может и должно состоять миссионерство в их среде.

Да, рок-идеологи не задают себе глубоких вопросов, или точнее, не умеют задавать их. Они не выплыли на широкие воды какого бы то ни было мировоззрения, и им недоступна подлинная высота жизненных задач. Но если музыканту-классику сегодня нечего внести в Церковь, то рокер непременно захватит с собой свой идеологический багаж, каким бы убогим он не был.

Рок-идеология - это примитивнейший и предельно расплывчатый, но чуждый Христианству культ. Идеологическая нагрузка рока представляет собой смесь ницшеанства, романтизма, расовых идей, анархизма, культа вождя и стихийного племенного демократизма. Рок-идеология противоестественно сочетает стихию массового протеста и культ свободной личности. И это противоречие роковым образом роднит рок-культуру с массовой культурой стадиона, телевизионного шоу и выборной кампании.

Христианская проповедь на рок-концерте невозможна, поскольку рок-концерт является для рокеров суррогатным мистическим общинным переживанием. Сам о. Кураев признается, что участие в концерте доставляет своего рода “катарсис” и “очищение”, а мы добавим, что в ходе концерта происходит своего рода эксгибионистическая “исповедь”.

В среду рок-проповедников может войти только тот, кто обладает особого рода чувствительностью к “безобразию”. Эта особая эстетическая чувствительность выискивает и одобряет проявления бескультурья даже там, где на самом деле присутствует не только безобразие, но и остатки культуры. И в рок-музыке есть нечто от высокого порядка западной классической музыки, пусть в виде беспорядочной груды обломков. Нет, рок-миссионеры готовы поддерживать лишь то, что обладает антиобщественным ароматом “безобразия”. В данном случае происходит отрицательный нецелесообразный отбор, и только в атмосфере этого беспорядка и возможно противоестественное сочетание Христианства и рока.

И этот отбор, и сочетание несочетаемого становятся фактом внутренней духовной жизни. Возьмем свежий пример с лидером группы “ДДТ” Юрием Шевчуком. Он - безусловно достойный человек, и главное - человек ищущий утверждения человеческого достоинства. Но где он ищет? и что он находит?

Благодаря усилиям 5-го телеканала только что получил известность один проект Шевчука - концерт “Не стреляй!”, посвященный трагическим событиям в Южной Осетии. Концерт прошел в питерском СКК 26 сентября. Кроме “ДДТ” принимали участие: Нино Катамадзе и группа “Insight” (Грузия), осетинский вокально-хореографический ансамбль “Иристон” и украинская группа “Братья Карамазовы”.

“Мы не хотим допустить раздувание межнациональных конфликтов, к которым ведут нас некоторые политики. Мы хотим сказать о том, что мир лучше, чем война!” - делится Юрий Шевчук с корреспондентом InterMedia.

В заглавной песне поется что-то такое: “Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей, Не стреляй просто так из рогатки своей. Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим, Что без промаха бьешь по мишеням живым”, с проникновенным припевом: “Не стреляй! Не стреляй! Не стреляй! Не стреляй!”

Итак, наилучшим ответом на агрессию грузинских бандитов против мирного Цхинвала является призыв не стрелять? И что этот призыв значит, когда русские миротворцы были вероломно расстреляны, а месяц спустя и подорваны? Они не стреляли, они погибли на своих постах. Так к кому же обращен призыв “Не стрелять”? Понимать ли его, как смиренную просьбу к грузинским террористам и международному сброду не убивать мирных граждан и солдат? Вся “красота” безобразного шевчуковского пацифизма потеряет свой блеск, если вспомнить, что призывом к русским воинам должно быть “Стреляй!”, как того и требует воинская присяга.

Преступный рок-пацифизм Шевчука - это жалкие рудименты анархического антиобщественного и антигосударственного бунтарства. Такие вопиющие ошибки нравственного чувства и должно исправлять влияние Христианства. И поэтому перед нами чудовищный провал рок-миссионерства.

В том же ряду можно поместить и поддержку Патриархом Илией грузинских “героев” и безуспешные усилия Запада разглядеть очевидный геноцид осетинского народа, хотя глубокая нравственная катастрофа Грузинской Церкви должна рассматриваться не здесь и не нами

Рок-культуре нечего сказать, поскольку она никогда не имела ответов на глубокие жизненные вопросы, что и определяет ее место в качестве субкультуры. И именно поэтому рок-миссионеры не обращаются отдельно и специально к студентам Консерватории.

Давайте задумаемся: что проповедник должен сказать именно будущим музыкантам? Ничего особенного, странного и отдельного; и в этом проявляется незыблемое основание и сверхъестественная сила Христианской проповеди! Христианин должен сказать музыкантам то же, что и будущим врачам, медсестрам и водителям автобусов. Да и почему только будущим? И настоящим, и вышедшим на пенсию.

Граждане неба - Апостолы - возвещают славу Божию! Во всю землю изыде вещание их. Слово истины исходит от края небес, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его (Пс. 18). Без этой всеобщности теряется и целостность веры, поскольку делить проповедь на “молодежную” или еще какую - значит делить саму целокупность веры. Христианская проповедь на любом уровне содержит в себе полноту истины. Это всегда целое семя, хранящее в себе все части будущего великолепного здания веры. Это луч света, неделимый в себе и нераздельный с Самим Солнцем Правды!

Тот, кто найдет слова, понятные студентам Консерватории, сможет говорить с каждым человеком, со всеми людьми, со всем народом и со всем миром.

Именно этого “миссионеры”, способные говорить с рокерами и хиппи, не смогут никогда, и в этом состоит их резкий разрыв с Апостольской миссией, с ее духом, содержанием и историей. О. Сергий (Рыбко) и о. Кураев говорят на ином языке, нежели простые и непростые люди. И это выглядит непоправимым.

 

Роман Вершилло


СОБЫТИЯ

Синоду Русской Православной Церкви Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви...
  17 ноября 2017 года Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина опубликовал доклад «Демографические вызовы России», подготовленный в партнерстве с...
     Антихрист всегда имеет обаяние и является в свете миражей – в нём каждый видит своё, то, что любит, он не...
        От сохи – до бомбы – Что представляла собой царская Россия накануне революции? В советское время считалось, что это была нищая,...
   В диссертации по истории министра Медынского не нашли признаков плагиата. Но можно сказать и по-другому – нет ничего нового...
История всемирного потопа - совершенно уникальная страница в истории человечества. В материальном плане - это самое страшное наказание человечеству за...
Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице Мы видим в сегодняшнем Евангелии две, как говорят теперь, экстремальных ситуации, которые близки к тому,...
Через несколько лет после революции известный социолог и философ культуры Питирим Сорокин провел в Петрограде социологическое исследование и ужаснулся –...
   Сообщения из ставки боевых действий: - Побег из дурдома – Ксения Путанина – Запутина объявила поход на кремль –...
Несмотря на полное отсутствие фактических доказательств, Остапы Бендеры от эволюции населили воображение «современного, прогрессивного» человека многими изображениями «наших предков». Школьники...
Путину 65 и к нему в Сочи поздравить прилетел Берлускони мастер масонской ложи «П-2» (пропаганда-2), наиболее распиаренной в мире скандалами...
Константин Сивков и Людмила Рябиченко о духовных предпосылках событий 1917-го года. Почему несправедливость воспринимается особенно остро в нашей стране. Чем...
Егор Холмогоров, / 26.09.2017 / Напишу немного подробней о мифическом "царебожии". Это полемический фантом, созданный в начале нулевых церковными либералами...
Проповедь протоиерея Александра Шаргунова  ...
   Отец – у меня всё хорошо – ты для меня никто и звать тебя никак, для меня ты как...
   Сенатор баба Лиза рванула тельняшку – поправила грудь – это был её коронный жест – при боевых действиях он...
   Что будет нашим памятником? – Уже не построенный в боях социализм, разодранный в клочья и уже не СССР разорванный...
Депутаты приняли в первом чтении закон, который наделяет банки правом на создание и владение единой базой биометрических данных всех жителей...
В России существует множество документов, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания. Есть концепция с одноименным названием, есть «Национальная стратегия действий в интересах детей», «Стратегия развития...
Эксперты дали оценку грядущим изменениям информационного общества и поставили вопрос о безопасности человечества...

Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика