События

Мультфильм "Три богатыря": зачем искажают образ русских былинных героев?

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

    Компания СТВ совместно со студией «Мельница» приготовили российским детям и их родителям праздничный подарок – очередной, шестой фильм о богатырях – «Три богатыря. Ход конем», который можно посмотреть с 1 января.

 

Мультфильм "Три богатыря": зачем искажают образ русских былинных героев?

 Предлагаю вспомнить, с чего все начиналось. Речь пойдет о первых трех мультфильмах.

Названия мультиков – «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006) и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007) повторяют названия соответствующих былин. В чем же сходство и различие нового и старого видения трех богатырей? Ведь сюжетная канва в целом повторяется.

Возьмем Алешу Поповича. В современной версии он изображен недоумком. Об этом говорится прямо: «Алёша грамоте учился, но только ничего из этого не вышло». Это подтверждается на деле: когда приходят от Тугарина за данью, его хитроумный план совсем не удается, а даже наоборот. За ним везде таскается вынянчивший его дед и соседская девушка со своей бабкой. Все это напоминает детский сад на выезде. И это совсем не способствует восприятию Алеши как героя-богатыря.

Отдельного внимания заслуживают животные в мультфильме – это ослик Моисей и лошадь Гай Юлий Цезарь. Помимо того, что Моисей выполняет роль транспортного средства для Аленушки и ее бабки, в конце фильма он предстает в образе летописца. Видимо, это было сделано для достижения большего комического эффекта. А по факту вышло глумление: осел-летописец с именем ветхозаветного пророка пишет следующие очень важные слова:

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!

У меня, как у зрителя, возникает вопрос, как столь недалекий парубок может удержать в своих руках Русь-матушку целехонькой.
Конь Юлий – это просто пародия на богатырского коня, главного помощника богатыря в ратном деле. Трусливый, капризный, ленивый, сребролюбивый говорящий конь – полная противоположность своим сказочным прототипам Сивке-Бурке и Коньку-Горбунку.

Добрыня Никитич показан смелым, умным, решительным. Но он герой-одиночка. «Я работаю один и никакой напарник мне даром не нужен», – говорит Никита. Из его уст это звучит странно, ведь в русском воинстве всегда ценились товарищество, взаимовыручка. И это явно искажает его былинный образ.

Во втором мультфильме Князь из проходного персонажа превращается в отрицательного героя. Сюжет строится вокруг похищения и вызволения племянницы князя Забавы, как и в древнерусском источнике. По новой версии Князь вступает в сговор со своим кредитором Колываном, который хочет жениться на Забаве. Ее похищает для Колывана Змей Горыныч. И уродливому, ненавидимому всеми ростовщику Князь отдает в жены племянницу не просто так, а за прощение большого долга. Авторам, вероятно, хотелось лихо закрутить интригу или показать продажность государя. Мол, откуда на Руси коррупция во власти? Понятное дело, откуда! Из седой древности! Здесь, как в поговорке: «Ради красного словца не пожалеют и отца».

В фильме про Добрыню звучит цитата из картине «Брат — 2». «В чем сила, брат? – Во сне сила, брат! И у того ее больше, кто спит дольше». Причем в первоисточнике на вопрос «В чем сила, брат?» главный герой дает ответ: «Я вот думаю, что сила в Правде». Согласитесь, в мультфильме эта формула носит антигероический и антимобилизационный характер.

Мультфильм об Илье Муромце – самый политизированный. Его авторам очень нравится не без иронии рассуждать о проблемах современности устами средневековых героев. «Демократия ваша до смуты доведет!» – говорит Князь. Отношение авторов к персонажу, олицетворяющему государственную власть, выражается, например, таким образом: пролетающая мимо птичка гадит на него. Вообще Князь в мультфильме мелкий, трусливый, подлый, коррумпированный. А вот Илья Муромец, чей прототип был реальным историческим лицом, являющимся святым Русской Православной церкви, да и в былинах он очень набожен, в фильме представлен крайне суеверным.

В оригинальных былинах также имели место разногласия богатырей с Князем, но честь и достоинство его при этом не задевались, поскольку образ властителя имел сакральное, священное для народа значение. В современном варианте былин образ государя десакрализируется. Также происходит и дегероизация богатырей. Их образ снижен, приобретает бытовой оттенок. Главной целью богатыря Ильи Муромца, например, становится не защита Родины от разбойника, а спасение любимого коня. И вместо той невероятной мощи, силы и самопожертвования, которые мы видим в цикле фильмов о богатырях, созданных в советское время, мы наблюдаем трансформацию образов богатырей в супергероев по типу Бэтмена и Супермена. Этакая оболочка героя без внутреннего содержания…

Образы древних былин для существенной части россиян дополняет картина Васнецова «Три богатыря». Художнику удалось очень точно схватить и передать образ русского защитника и дух русского народа в целом. В том же ключе были сняты мультипликационные фильмы в советское время. Богатырь являл собой архетип героя, идеальный образ, который живет в нас и протягивается, как нить Ариадны, из глубины веков в необозримое будущее. На былинах и сказаниях воспитывались поколения людей, выигравших множество войн и присоединивших огромное количество земель в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Севере.

И еще один нюанс. Философ Анри Бергсон в своей работе «Смех» (1900 г.) высказал одну очень интересную мысль. Смех делает человека бесчувственным, отделяет то, над чем смеются, от смеющегося. Повторю еще раз. Мы не можем сочувствовать, сопереживать, соединяться с тем, над чем мы смеемся. Не в этом ли таится разгадка того, почему в традиционном обществе существовали такие ситуации, в которых смех был абсолютно неуместен. Иными словами, смех – это оружие. А оружие может быть использовано в любом направлении.


СОБЫТИЯ

    Страстная Неделя у католиков началась – Воскресение отменено – собор на острове Сите сгорел – там живут несчастные люди...
Слово на Антипасху Христос воскресе! «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», — говорит воскресший Христос спасенным от отчаяния апостолам. Господи!
Христос воскресе! «Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече». Воскрес Господь, и гроб не мог удержать Его, не могли помешать Ему воины,...
Слово на праздник Входа Господня в Иерусалим Какой смысл заключается в радости сегодняшнего праздника Входа Господня в Иерусалим и в этих...
После тысячи лет праведности и безгрешности Фанар дал нам возможность взглянуть в зеркало и увидеть бревно в своём глазу.
Рай – это экзамен – кто-то поступает в начальную школу, учит азбуку, сдаёт – всё зачислен – другие идут в...
Основа доктрины прогресса – гуманизм был призван соединить все религии, христианство должно совершенствоваться во времени и стать лучше, чем Христос...
Пожар в соборе Парижской Богоматери привел к невосполнимым утратам архитектурного убранства храма, судьба Владимирской иконы Божией Матери, подаренной Патриархом Алексием...
Общероссийское общественное движение «Народный Собор» выражает искренние соболезнования родным и близким покойного...
Слово в Неделю 5 Великого поста Как потрясающе глубоко и точно обозначен путь покаяния преподобной Марии Египетской в сегодняшнем Евангелии! Кажется, оно...
С идеей надо что-то делать – её надо искать. Будет идея – будет гражданское общество, доносы бдительных граждан в ЧК,...
В католической церкви есть только один митрополит – римский папа, хотя много архиепископов, патриархов, митрополия – «мать городов».
Афон – это бренд православия и восторженные туристы придумали, что именно там атланты держат небо на каменных плечах непрерывно творя...
Это был наш побег из СССР в страну, где каждый сам себе хозяин, где нет парткомов,...
Масонство в дореволюционной России пережило 2 расцвета: 1-й – полумрак чиновничьих канцелярий и университетов и 2-й правящий с 1905 года,...
Св. Григорий Богослов «многие священники в простоте думали, что управлять душами человеческими тоже, что пасти овец».
А у нас Новый праздник – 1-я годовщина битвы при Солсбери, мы её праздновали весь год, но похоже это навсегда.
Помещик Мотовилов 30 лет был одержим бесом. На каких-то клочках бумаги неразборчивым почерком он что-то записывал за Св. Серафимом...
   Цель сатаны даже не прогресс – он только говорит о Прометее, потворствуя ему, а остановить время (Гёте, «Фауст»), т.

Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика