События

630 лет назад Русь победила в битве на Куликовом поле

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Победа на Куликовом поле стала поворотным пунктом в борьбе русского народа с 300-летним игом Золотой Орды. Мнения историков о значении этого события для России на протяжении веков неизменны: «Русь родилась на Куликовом поле» (В. Ключевский); «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы и так далее, в том числе и литовцы, а вернулись с Куликова поля русские» (Л. Гумилёв).

altЭто событие стало «краеугольным камнем будущей российской государственности». Сейчас появляются различные мнения насчёт места битвы, участников, количества и состава воюющих сторон. Многие из этих мнений расходятся с традиционным пониманием Куликовской битвы, однако основная версия событий никаким сомнениям не подлежит. Не может быть умалено в веках историческое значение этой битвы: произошедшее объединение русских княжеств и других народов вокруг Москвы для защиты от общего врага - явилось знаковым событием.

Память о Куликовской битве сохранилась в русских исторических песнях, былинах, повестях. «Сказание о Мамаевом побоище» (Х1У-ХУ вв.) наиболее полно освещает события героического сентября 1380 года. Известно более 100 списков «Сказания» за период с XVI по XIX вв., дошедших в 4-х редакциях: Основной, Распространённой, Летописной и Киприановской.

 

Распространённая редакция содержит такие подробности событий Куликовской битвы, каких нет в других памятниках, начиная с посольства Захария Тютчева в Орду с дарами с целью предотвратить кровавые события. В Распространённой редакции есть сведения о численности войск Мамая, описания приготовления русских полков к походу, подробности их маршрута на Куликово поле, особенности дислокации, перечисление князей и воевод, принимавших участие в сражении. Рассказывает о сражении и древний литературный памятник «Задонщина». В памяти народной осталось это сражение как битва с силою тёмной, «богомерзкой», возглавляемой «укорителем христиан».

После поражения золотоордынских войск на реке Воже в 1378-м, ханом Золотой Орды был выбран бывший ордынский темник (военачальник, командовавший «тьмою», то есть 10000 воинов) по имени Мамай. Летом 1380 года он собрал в Кафе (Феодосии) войско, насчитывавшее около 100-150 тысяч сабель. Это, как писали В.Кожинов, Л.Гумилёв и Ю.Лощиц, была, в сущности, интернациональная армия, созданная на деньги еврейских банкиров из Генуи.

 

Помимо монголо-татар и крымчаков, в ней были отряды поляков, литовцев, генуэзцев, осетин, армян, касогов и других народов. Союзником Мамая согласился стать великий князь литовский Ягайло, войско которого должно было поддержать ордынцев, двигаясь по Оке. Вторым союзником Мамая - по сообщению ряда летописей - был рязанский князь Олег Иванович. По данным других летописей, Олег Иванович лишь на словах выразил готовность союзничать, пообещав Мамаю воевать на стороне татар, сам же предупредил русское воинство о грозящем соединении войск Мамая и Ягайло.

В конце июля 1380 года, узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, московский князь Дмитрий Иванович обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. В основном в ней были москвичи и воины из земель, признавших власть московского князя. Новгород, Смоленск, Нижний Новгород не поддержали Дмитрия. Не дал своих воинов и соперник московского князя - князь Тверской.

 

Князь Дмитрий незадолго до битвы провёл военную реформу, укрепив ядро русского войска за счёт княжеских конниц. Реформа дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам, составившим «тяжёлую пехоту». Пешие ратники, по распоряжению князя, были вооружены копьями с наконечниками треугольной формы и метальными копьями с кинжаловидными наконечниками. Против пеших ордынцев русские воины имели сабли, а для дальнего боя луки; головы их защищали шлемы с металлическими наушиями и кольчужными бармицами (воротниками-оплечьями), грудь прикрывалась чешуйчатой, пластинчатой или наборной бронёй, комбинированной с кольчугой.
Старые миндалевидные щиты были заменены круглыми, треугольными, прямоугольными и сердцевидными.

План похода князя Дмитрия состоял в том, чтобы не дать хану Мамаю соединиться с союзниками, вынудить его переправиться через Оку или сделать это самим, неожиданно выйдя навстречу противнику. Благословение на исполнение замысла Дмитрий получил у Преподобного Сергия Радонежского, который, наставив его: «Мужайся и крепись и призывай Бога на помощь», - не только предрёк князю победу, но и духовно укрепил войско, послав на брань двух иноков своей обители - Пересвета и Ослябю.

Из Коломны, где собралась многотысячная княжеская рать, Дмитрий в конце августа дал приказ двигаться на юг. Стремительный марш русских войск (около 200 км за 11 дней) не позволил силам противника соединиться. Ночью перейдя реку Дон с левого на правый берег по наплывным мостам из брёвен, русские вышли к Куликову полю, которое лежало между реками Непрядвой и Доном (ныне Куркинский район Тульской области. Впервые упоминается в «Задонщине»).
 
Место битвы было выбрано неслучайно. Вся география восьмикилометрового Куликова поля благоволила русскому войску, с севера его ограничивала река Дон; с запада и северо-запада - Непрядва; с востока и северо-востока - реки Рыхотка, Смолка и Нижний Дубяк. Ввиду этого войско Мамая могло подойти к полю только с юга, со стороны возвышенности, называемой Красным холмом. Тыл русских был прикрыт рекой - таким тактическим манёвром князь Дмитрий, понимавший важность сражения, отрезал себе пути возможного отступления, но одновременно прикрыл с флангов своё войско реками и глубокими оврагами, затруднив осуществление обходных манёвров конницы ордынцев.
 
Диктуя Мамаю свои условия боя, князь расположил русские войска эшелонировано: впереди стоял Передовой полк (под командованием князей всеволжских Дмитрия и Владимира), за ним - Большой из пеших ратей (Тимофея Вельяминова), правый и левый фланги прикрывали конные полки «правой руки» коломенского тысяцкого Микулы Вельяминова и «левой руки» литовского князя Андрея Ольгердовича. За этим основным войском встал резерв - лёгкая конница брата князя Андрея, Дмитрия Ольгердовича.
 
Она должна была встретить ордынцев стрелами. В лесной дубраве князь Дмитрий расположил резервный Засадный полк под командованием серпуховского князя Владимира Андреевича, после битвы получившего прозвище Храброго, а также опытного воеводы боярина Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского.

Московский князь старался вынудить ордынцев, в первой линии которых всегда стояла конница, а во второй - пехота, к фронтальной атаке.

Битва началась утром поединком богатырей. С русской стороны вышел инок, благословлённый Преподобным Сергием Радонежским, Александр Пересвет. От татарского войска - Темир-мурза (Челубей). Поединок был недолгим: воины одновременно на скаку вонзили друг в друга копья, и едва Челубей выпал из седла, ордынская конница двинулась в бой и смяла Передовой русский полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва.
 
Мамай перенёс главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича: он ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы. Мамаева рать была разгромлена за четыре часа (сражение продолжалось с 11 до 2 часов дня).
 
Русские воины преследовали остатки войска до реки Красивая Меча (50 км выше Куликова поля); там же была захвачена ставка ордынцев. Мамай успел бежать, а его литовский союзник князь Ягайло, узнав о поражении, спешно повернул войска обратно. Когда Мамай вернулся в Кафу, то был удавлен - по одной версии, своими генуэзскими кредиторами, по другой - посланцами соперника, хана Тохтамыша.

Древний бытописатель горестно заметил, что это была «брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил... И не можаху кони ступати по мертвым. Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшихся». Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными.
 
Восемь дней «стояли на костях», восемь дней хоронили героев, за веру и Отечество живот свой положивших. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина. Князь Дмитрий Иванович, участвовавший в битве в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище Донского. Из дубов Зелёной дубравы, в которой стоял в засаде полк князя Владимира Андреевича, срубили церковку Рождества Богородицы, поставив её над братской могилой у реки Непрядвы.
 
А 40 ближайших бояр князя Дмитрия Донского вместе с иноками Пересветом и Ослябей похоронили в Старом Симоновой монастыре, промыслительно построенным племянником Сергия Радонежского Феодором, по указанию Преподобного в 1370 году близ реки Москвы. Позже в Москве в память сражения были возведены церковь всех Святых на Кулишках, а также Богородице-Рождественский монастырь, давший приют вдовам и сиротам ратников, погибших в Куликовской битве. На Красном холме Куликова поля в 1848 году был сооружён памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой - 28-метровая чугунная колонна (архитектор А.П.Брюллов).

В 1913-1918 годах на Куликовом поле был выстроен храм во имя Прп. Сергия Радонежского.

Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани. Куликовская битва вселила в народ веру в возможность победы над ордынцами, столетиями угнетавшими русскую землю, укрепила роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство. Благодаря Куликовской битве наш народ, отстояв себя как народ православный, стал «удерживающим», - самим фактом существования православного христианского государства продлевающим земную историю человечества, отодвигающим конец мiровой истории.

Святый княже Димитрие, со воины, за веру и Отечество живот свой на поле Куликовом положившими, моли Бога о нас грешных!
 
Андрей Венедиктович Воронцов

СОБЫТИЯ

«Тайна беззакония» раскрывается не в одних только наших личных грехах, нашем личном отвержении Бога. Существует организованное, государственное противление Богу, которое...
О. Александр призывает православных христиан действовать всеми законными способами против фильма "Матильда".
Резолюция совместного заседания Общественного Координационного совета по защите семьи, детства и духовно-нравственных ценностей, Общественного Координационного совета по защите базовых культурных...
   Обращение участников Общественного Координационного совета в защиту базовых культурных ценностей Президенту РФ В.В. Путину...
Новое символическое, ритуальное цареубийство приведет к тому, что Господь накажет страну еще сильнее, чем за цареубийство первое. Накажет концом ее...
Один из соавторов и бывших продюсеров фильма «Матильда» Владислав Москалёв дал интервью изданию The Insider. По его словам, деньги на...
   На Кресте разбойник благоразумный был освобождён от всего имения, дома, семьи, чемоданов, страстей и самой жизни и узрел Христа...
Сальдо торгового баланса. Иностранные инвесторы уходят из России. Чистый отток капитала. Платежный баланс - это еще не все отражено. Чего...
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла В день памяти двух величайших избранников Божиих — святых первоверховных апостолов Петра...
   Журнал «Новораша, Звезда и … наша» (что переводится на инглиш как «Баблз»)» привёл список наиболее известных меценатов (по инглиш...
   Сатана любил Русь, а она его гнала – это обидно.
   Алишер Усманов заявил: - «Всё что творится в России, это не коррупция, а особая форма особо честного бизнеса».
Евангелие от Матфея 24:37:«Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого».
22 февраля 1917 года Император Николай II выехал из Царского Села в Могилев, где находилась Ставка Верховного Главнокомандующего. Почти два...
   Кто самый известный православный святой? – это баба Ванга, она всё знала и предвидела. Это такая старая иудейская традиция...
   Царь зовёт на пир, а они не идут, сразу находят дела поважнее -  работа на себя.
   Авель пастух, у него нет вещей, их было бы невозможно тащить через пустыню. Есть палатка, которую кладут под седло...
Люди продолжают выбирать между Христом и свиньями Начало и конец сегодняшнего краткого, буквально из десяти строчек, Евангелия — об одном о том же: мы...
   Некий старец сказал: не было бы Ленина, не было бы революции, не было бы Гитлера и войны – святые...
   Атлантизм исключает всякую веру в Бога – атланты считают, что мир держится на их плечах – потому и небо...

Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика