События

О «сталинском экономическом чуде» и «высших целях».

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Чтобы там не говорили критики советской экономики, но она оказалась, выражаясь современным языком, более «конкурентоспособной», чем так называемые «рыночные экономики» Запада.

 

 

 

 

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

 

ОБ «ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЧУДЕ» И «СТАЛИНСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»

В 1913 г. доля России в мировом промышленном производстве составляла около 4%, а к 1937 г. она уже достигла 10%. К середине 70-х годов этот показатель достиг 20%, и он держался на этом уровне до начала «перестройки». Наиболее динамичными были два периода советской истории: 1930-е и 1950-е годы. Первый период – индустриализация, которая проводилась в условиях «мобилизационной экономики». По общему объёму валового внутреннего продукта и производству промышленной продукции и СССР в середине 1930-х гг. вышел на первое место в Европе и на второе место в мире, уступив только США и значительно превзойдя Германию, Великобританию, Францию. За неполных 3 пятилетки в стране было построено 364 новых города, сооружено и введено в действие 9 тыс. крупных предприятий – колоссальная цифра – по 2 предприятия в день!

Конечно, мобилизационная экономика требовала жертв, максимального использования всех ресурсов. Но, тем не менее, накануне войны жизненный уровень народа был существенно выше, чем на старте первой пятилетки. Все мы помним известное высказывание И.В. Сталина о том, что СССР отстал от промышленно развитых стран на 50-100 лет, историей отпущено на преодоление этого отставания 10 лет, в противном случае нас сомнут. Эти слова, сказанные в феврале 1931 г., удивляют своей исторической точностью: расхождение составило всего четыре месяца.

Второй период – экономическое развитие на основе той модели, которая сформировалась после войны при активном участии И.В. Сталина. Она по инерции продолжала функционировать в течение ряда лет после его смерти (до тех пор, пока не начались разного рода «эксперименты» Н.С. Хрущева). За 1951-1960 гг. валовой внутренний продукт СССР вырос в 2,5 раза, причем объем промышленной продукции – более чем в 3 раза, а сельскохозяйственной – на 60%. Если в 1950 г. уровень промышленного производства СССР составлял 25% по отношению к США, то в 1960 г. – уже 50%. Дядя Сэм очень нервничал, поскольку «вчистую» проигрывал экономическое соревнование Советскому Союзу. Жизненный уровень советский людей непрерывно рос. Хотя на накопление (инвестиции) направлялась значительно более высокая доля ВВП, чем в США и других странах Запада.

Тридцатилетний период нашей истории (с начала 1930-х до начала 1960-х гг.) можно назвать советским «экономическим чудом». Сюда следует включить также 1940-е годы – период войны и экономического восстановления СССР. Наша страна сумела победить Гитлера и всю гитлеровскую коалицию. Это была не только военная, но и экономическая победа. В период восстановления страны после войны мы сумели быстрее европейских стран вернуться к довоенному уровню, а также создать «ядерный щит», который был жизненно необходим стране в условиях объявленной Западом «холодной войны». В 1960-е годы мы начали терять ту экономическую динамику, которая была создана в предыдущий период. А с середины 1970-х гг. стали наблюдаться признаки так называемого «застоя», утраты внутренних источников развития, которые камуфлировались неожиданно обвалившимися на нашу страну нефтедолларами. С середины 1980-х гг. началось прикрываемое лозунгами «перестройки» разрушение остатков той модели экономики, которая была создана в годы «экономического чуда».

 

десталинизаторы.jpgСТАЛИНСКАЯ ТЕМА - ТАБУИРОВАННАЯ ТЕМА

Я не первый, кто обращает внимание на «экономическое чудо Сталина». Объясняя его, авторы справедливо подчеркивают, что была создана принципиально новая модель экономики, отличная от моделей «рыночной экономики» Запада (капиталистическая модель экономики). Первые годы советской истории – экономика «военного коммунизма» (1917 – 1921 гг.). Это особая модель, очевидно, что она не имеет ничего общего с «рыночной моделью» (более того, ее называют антиподом рынка). Но ее нельзя назвать и советской. Некоторые авторы по недоразумению или сознательно пытаются поставить знак равенства между экономикой «военного коммунизма» и «экономикой Сталина». Если уж персонифицировать первую, то ее следовало бы назвать экономикой Ленина – Троцкого.

Элементы модели «рыночной экономики» имели место лишь в начальный период истории СССР (период НЭПа: 1921 – 1929 гг.) и в завершающий период («перестройка» М.С. Горбачева: 1985 – 1991 гг.). То есть в «чистом виде» получается около полутора десятилетий. Если персонифицировать данную модель, то ее можно условно назвать экономикой Н. Бухарина – М. Горбачева. Напомню, что в 20-е годы Николай Бухарин считался главным идеологом партии и ратовал за построение социализма и коммунизма именно на основе рыночных принципов. Позднее стал активным членом «новой оппозиции», которая резко возражала против модели, предлагавшейся И.В. Сталиным и его сторонниками («модель Сталина»).

Еще примерно 25 лет (1961 – 1985 гг.) – период так называемой «экономики застоя», когда рыночной модели еще не было, но советская модель медленно подтачивалась изнутри с помощью различных «частичных усовершенствований», которые не повышали ее эффективность, а лишь дискредитировали. Для того, чтобы в конце существования СССР «прорабы перестройки» могли заявить в полный голос: «советская модель не эффективна, ее надо заменять на рыночную». Если персонифицировать «экономику застоя», то ее можно было бы назвать экономикой Хрущева – Брежнева – Андропова – Черненко.

Таким образом, из всей 74-летней истории существования СССР (с 1917 по 1991 год) на период «экономического чуда» приходится от силы три десятилетия. Данный период характеризуется тем, что в это время у власти в стране находился И.В. Сталин. Правда, в 1953-1960 гг. Сталина уже не было, но созданная им экономика продолжала функционировать, она не претерпела еще особых изменений. Поэтому тридцатилетний период 1930-1960 гг. можно назвать временем «экономики Сталина», а экономические достижения этого периода – «экономическим чудом Сталина».

Сегодня у нас господствует «плюрализм» мнений. Может быть, кто-то видит какие-то изъяны в советской модели, и ему больше нравится модель «рыночной экономики». Но вот что удивительно: сегодня 99,99 % всей информации, относящейся к категории «экономической», посвящены «рыночной экономике». Оставшиеся 0,01% информации имеют отношение к советской модели. Но при этом в сообщениях, статьях и книгах нет почти подробного описания указанной модели, все ограничивается беспредметной «критикой» и традиционным выводом: это «административно-командная экономика». Никаких вразумительных определений «административно-командной экономики» нет, за исключением того, что это экономика, противоположная «рыночной экономике».

Кажется, автором этого штампа стал на заре «перестройки» экономист Гавриил Попов, один из наиболее рьяных «рыночников». «Административно-командная экономика» - что-то типа приговора, который обоснованию не подлежит. Думаю, что замалчивание темы «советская модель экономики» объясняется очень просто: серьезный сравнительный анализ двух моделей крайне невыгоден тем, кто продвигает идеологию «рыночной экономики». Такова информационно-пропагандистская политика «Вашингтонского обкома партии». Пытаться оценивать сталинскую экономику на основе критериев «рыночной экономики» и принципов экономического либерализма – пустое дело. Против СССР велась война, которая порой становилась явной и ощутимой (Финская война, Халкин-Гол, Великая отечественная война), а иногда принимала неявные и закамуфлированные формы. Выиграть такую войну при соблюдении правил «рыночной экономики» - все равно, что боксеру выиграть сражение на ринге при завязанных глазах.

 

доход.jpgСУТЬ СТАЛИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Суть советской модели (1930-1960 гг.) можно свести к следующим важнейшим признакам: общенародная собственность на средства производства, решающая роль государства в экономике, централизованное управление, директивное планирование, единый народнохозяйственный комплекс, мобилизационный характер, максимальная самодостаточность (особенно в тот период, пока еще не появился социалистический лагерь), ориентация в первую очередь на натуральные (физические) показатели (стоимостные играют вспомогательную роль), ограниченный характер товарно-денежных отношений, ускоренное развитие группы отраслей А (производство средств производства) по отношению к группе отраслей Б (производство предметов потребления), сочетание материальных и моральных стимулов труда, недопустимость нетрудовых доходов и сосредоточения избыточных материальных благ в руках отдельных граждан, обеспечение жизненно необходимых потребностей всех членов общества и неуклонное повышение жизненного уровня, общественный характер присвоения и т.д.

Особо следует обратить внимание на плановый характер экономики. Ведь критики сталинской модели, употребляя уничижительное словосочетание «административно-командная система», прежде всего и имеют в виду народнохозяйственное планирование. Которое противоположно так называемому «рынку», за которым скрывается экономика, ориентированная на прибыль и обогащение. В сталинской модели речь идет именно о директивном планировании, при котором план имеет статус закона и подлежит обязательному исполнению. В отличие от так называемого индикативного планирования, которое после второй мировой войны использовалось в странах Западной Европы и Японии и которое имеет характер рекомендаций и ориентировок для субъектов экономической деятельности (Кстати, директивное планирование присуще не только «сталинской экономике». Оно существует и сегодня. Где? – спросите вы. В крупных корпорациях. Об этом мы скажем немного ниже). Поэтому уж если критикам «сталинской модели» полюбилось выражение «административно-командная система», то они должны также рьяно критиковать крупнейшие мировые транснациональные корпорации, типа IBM, British Petroleum, General Electric или Siemens. Там в начале 21 века существует действительно жесточайшая административно-командная система без каких-либо примесей «демократии» и участия работников в управлении.

В беседе 29 января 1941 года Сталин указывал, что именно плановой характер советского народного хозяйства позволил обеспечить экономическую независимость страны:

«Если бы у нас не было ... планирующего центра, обеспечивающего самостоятельность народного хозяйства, промышленность развивалась бы совсем иным путем, все началось бы с легкой промышленности, а не с тяжелой промышленности. Мы же перевернули законы капиталистического хозяйства, поставили их с головы на ноги. Мы начали с тяжелой промышленности, а не с легкой, и победили. Без планового хозяйства это было бы невозможно. Ведь как шло развитие капиталистического хозяйства? Во всех странах дело начиналось с легкой промышленности. Почему? Потому, что легкая промышленность приносила наибольшую прибыль. А какое дело отдельным капиталистам до развития черной металлургии, нефтяной промышленности и т. д.? Для них важна прибыль, а прибыль приносилась, прежде всего, легкой промышленностью. Мы же начали с тяжелой промышленности, и в этом основа того, что мы не придаток капиталистических хозяйств... Дело рентабельности подчинено у нас строительству, прежде всего, тяжелой промышленности, которая требует больших вложений со стороны государства и понятно, что первое время нерентабельна. Если бы, например, предоставить строительство промышленности капиталу, то больше всего прибыли приносит мучная промышленность, а затем, кажется, производство игрушек. С этого бы и начал капитал строить промышленность».

Что касается ускоренного развитие группы отраслей А (производство средств производства) по отношению к группе отраслей Б (производство предметов потребления), то это не есть лишь лозунг периода «большого рывка» 1930-х гг. Это постоянно действующий принцип, учитывая, что речь идет не об абстрактной «социалистической экономике». Речь идет о конкретной экономике СССР, который находился (и в обозримом будущем будет находиться) во враждебном капиталистическом окружении. В окружении, которое будет стремиться уничтожить Советский Союз как экономическими, так и военными методами. Лишь высокий уровень развития группы отраслей А в состоянии обеспечить эффективную борьбу СССР с враждебным капиталистическим окружением. Последовательный учет указанного принципа фактически означает, что сталинская модель – модель мобилизационной экономики. Иной быть не могло. Сталин совершенно правильно обосновал это, сформулировав следующий геополитический тезис: основным содержанием современной эпохи является борьба двух социально-экономических систем, социалистической и капиталистической.

Хорошо известно (из произведений классиков марксизма), что важнейшим противоречием капитализма является противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения. Так вот важнейшим принципом сталинской экономики является общественный характер присвоения, что и снимает существовавшее при капитализме «проклятое» противоречие. Принцип распределения по труду дополняется принципом общественного присвоения. Конкретно речь идет о том, что создаваемый общим трудом прибавочный продукт достаточно равномерно распределяется среди всех членов общества через механизм понижения розничных цен на потребительские товары и услуги и через пополнение общественных фондов потребления.

Ориентация в первую очередь на натуральные (физические) показатели при планировании и оценке результатов экономической деятельности – еще одни ключевой принцип. Стоимостные показатели, во-первых, были достаточно условными (особенно в сфере производства, а не в розничной торговле). Во-вторых, играли вспомогательную роль. Причем прибыль была не самым главным показателем. Главным критерием эффективности было не увеличение денежной прибыли, а снижение себестоимости продукции.

 

сталинская экономика8.jpgСТАЛИНСКАЯ ЭКОНОМИКА КАК ГРОМАДНАЯ КОРПОРАЦИЯ

Советскую модель можно уподобить громадной корпорации под названием «Советский Союз», которая состоит из отдельных цехов и производственных участков, которые работают для создания одного конечного продукта. В качестве конечного продукта рассматривается не финансовый результат (прибыль), а набор конкретных товаров и услуг, удовлетворяющих общественные и личные потребности. Показатели общественного продукта (и его элементов) в стоимостном выражении выполняет лишь роль ориентира при реализации годовых и пятилетних планов, оценке результатов выполнения планов. За счет разделения труда, специализации и слаженной кооперации достигается максимальная эффективность производства всей корпорации. Уже не приходится говорить о том, что никакой конкуренции между цехами и участками быть не может. Такая конкуренция лишь дезорганизует работу всей корпорации, породит неоправданные издержки. Вместо конкуренции – сотрудничество и кооперация в рамках общего дела. Отдельные цеха и участки производят сырье, энергию, полуфабрикаты и комплектующие, из которых, в конечном счете, формируется общественный продукт. Затем этот общий продукт распределяется между всеми участниками производства. Никакого распределения и перераспределения общественного продукта на уровне отдельных цехов и участков не происходит (и происходить по определению) не может.

Всем этим громадным производством, обменом и распределением управляют руководящие и координирующие органы корпорации «СССР». Это правительство, множество министерств и ведомств. Прежде всего, отраслевые министерства. По мере усложнения структуры народного хозяйства СССР число их постоянно возрастало. В рамках каждого союзного министерства были еще подразделения, называвшиеся главками, и различные территориальные учреждения на местах (прежде всего министерства в союзных республиках). Координирующую и контролирующую роль играли такие органы, как Госплан СССР, Минфин СССР, Госбанк СССР и некоторые другие. Они также имели свою территориальную сеть, в том числе ведомства с аналогичными названиями на уровне союзных республик.

Кстати, подобная схема организации и управления существует в крупнейших западных корпорациях (особенно транснациональных), связанных с реальным сектором экономики. Никаких рыночных отношений внутри них нет, существуют условные расчеты, базирующиеся на «трансфертных» (внутрикорпоративных) ценах. Ключевым отличием модели западных корпораций от сталинской модели является то, что корпорации принадлежат частным собственникам, их деятельность ориентирована, прежде всего, на финансовые результаты (прибыль), причем финансовый результат не распределяется среди работников, а приватизируется собственником корпорации. Правда, сегодня и эта схема организации и управления деятельностью корпорации уходит в прошлое. По той причине, что в условиях нынешнего бурного развития финансового сектора экономики производственная деятельность становится неконкурентоспособной и даже нерентабельной. Наблюдается разворот деятельности корпораций, традиционно связанных с производством, в сторону работы на финансовых рынках. В таких финансово ориентированных корпорациях все устроено по-другому.

Хотелось бы отметить, что сравнение «сталинской экономики» с громадной корпорацией я встречал у ряда отечественных и зарубежных авторов. Вот цитата из одной современной работы:

«Задолго до появления крупных внутригосударственных и международных транснациональных корпораций СССР стал крупнейшей в мире корпоративной хозяйственной структурой. Корпоративные экономические, хозяйственные цели и функции государства были записаны в Конституции. Как экономическая корпорация СССР разработал и ввел в действие научную систему обоснованных внутренних цен, позволяющих эффективно использовать природные богатства в интересах народного хозяйства. Ее особенностью были, в частности, низкие по сравнению с мировыми цены на топливно-энергетические и другие природные ресурсы… Корпоративный подход к экономике как к целостному организму предполагает выделение достаточных средств на инвестиции, оборону, армию, науку, образование, культуру, хотя с позиций эгоистичных и недалеких субъектов рынка надо все проесть немедленно. Отказ от концепции государства – хозяйственной корпорации, деструкция межотраслевых и межрегиональных связей, разобщение предприятий катастрофически подействовали на экономику России» (Братищев И.М., Крашенинников С.Н. Россия может стать богатой! – М.: «Грааль», 1999, с. 15-16).

Трудно не согласиться с авторами по поводу последствий разрушения «экономической корпорации СССР». Можно лишь усомниться, что такое разрушение произошло мгновенно, в момент разрушения Советского Союза в декабре 1991 года. Процесс разрушения начался еще раньше, в 60-е годы прошлого века и продолжался почти три десятилетия.

сталинская экономика7.jpg

«СТАЛИНСКАЯ ЭКОНОМИКА»: ПРОВЕРКА ЖИЗНЬЮ

Сталинская экономика прошла испытания временем. Если не быть предвзятым оппонентом или, тем более врагом России, то следует признать, что сталинская экономика позволила: - обеспечить преодоление вековой экономической отсталости страны и стать наряду с США ведущей экономической державой мира; - создать единый народнохозяйственный комплекс, что позволило Советскому Союзу стать независимой от мирового рынка страной; - победить во второй мировой войне сильнейшего врага – гитлеровскую Германию и страны гитлеровской коалиции; - обеспечить неуклонный рост благосостояния народа на основе последовательного снижения себестоимости продукции; - показать всему миру неэффективность так называемой «рыночной» (капиталистической) экономики и переориентировать многие страны на путь так называемого «некапиталистического пути развития»; - обеспечить военную безопасность страны путем создания ядерного оружия». Мне кажется, что этого уже вполне достаточно для того, чтобы разобраться подробнее с тем, что такое «сталинская экономика». Отнюдь не из праздного любопытства, а исходя из того, что сегодня Россия переживает серьезный экономический кризис. И знакомство со сталинской экономикой позволит нам быстрее нащупать выход из сегодняшних тупиков.

 

сталин21.jpgОБ «ИСКРИВЛЕНИЯХ» И «ОШИБКАХ» «СТАЛИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

Конечно, целый ряд перечисленных выше принципов в реальной практике экономического строительства в «чистом» виде не был реализован. Отчасти, по причине неких сознательных «искривлений» некоторыми государственными деятелями политической линии И.В. Сталина, отчасти по слабости «человеческой природы» (например, слабая исполнительская дисциплина), отчасти потому, что И.В. Сталин сам вносил какие-то коррективы в свою политическую линию. Коррективы вносились интуитивно. В то же время совершенствование экономической модели надо было осуществлять системно, на базе добротной теории. Сталин пытался активизировать процесс разработки такой теории. В том числе написав в 1952 году работу «Экономические проблемы социализма в СССР».

«Незнание теории нас погубит», - говаривал Сталин, и эти слова оказались, к сожалению, пророческими. Сильный и необоснованный отход от названных принципов вел к размыванию и подрыву сталинской модели. Размывание приходится на период 1960-1985 гг. Отдельные случаи были зафиксированы еще во второй половине 1950-х гг., когда Хрущев стал проводить опасные экономические эксперименты.

Примеров такого размывания можно привести много. Так, мы отметили такой принцип как преимущественная ориентация при планировании и оценке результатов экономической деятельности на натуральные (физические) показатели. «Косыгинская» реформа 1965 г. стала ориентировать плановые органы и предприятия на такой основной стоимостной показатель, как «вал» (валовой объем продукции, рассчитанный по так называемому «заводскому» методу). Стало возможным и выгодным «накручивать» показатели «вала», при этом динамика реальных (натуральных) показателей значительно отставали от «вала».

Парадокс заключался в том, что ориентация на прибыль делала экономику все более «затратной». Камуфлировались серьезные проблемы в сфере планирования. Формально централизованные планы стали охватывать гораздо более широкую номенклатуру промежуточной и конечной продукции разных отраслей экономики по сравнения со сталинской эпохой (вероятно, этому способствовало внедрение в Госплане и многих министерствах первых поколений электронно-вычислительных машин). На разных уровнях стали говорить о том, что в практику планирования внедряется так называемый «программно-целевой метод». Однако в реальной жизни конкретные плановые показатели на всех уровнях «привязывались» не каким-то высшим целям, а определялись на основе примитивного метода – от «достигнутого» уровня предыдущего года (планового периода).

В целом ряде моментов сталинская экономика противоречит марксизму. Никакого предварительного теоретического осмысления и обоснования этой модели не было. Она создавалась практиками, методом проб и ошибок. Кстати, в те годы не было даже учебника политической экономии социализма. Подготовка его затянулась лет на 30, а первое издание увидело свет лишь после смерти Сталина, в 1954 году. Кстати, учебник получился противоречивым, он пытался увязать реалии жизни (сталинскую экономику) с марксизмом. А между тем Сталин говорил сподвижникам: «Если на все вопросы будете искать ответы у Маркса, то пропадете. Надо самим работать головой».

 

либерман.jpgО ДЕМОНТАЖЕ «СТАЛИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

Но, увы! Партийные и государственные руководители после смерти Сталина отказывались «работать головой», предпочитая руководствоваться мертвыми догматами марксизма. Или просто действуя по инерции, паразитируя на достижениях «сталинской экономики». Хрущеву удалось лишь ослабить, но не уничтожить «сталинскую экономику».

Гораздо более серьезный удар был нанесен экономической реформой 1965-1969 гг., которую персонифицируют с тогдашним Председателем Совета Министров СССР А. Косыгиным. Иногда ее называют реформой Е. Либермана – по имени одного из консультантов Косыгина. В результате была создана модель, которую некоторые жесткие критики называют моделью государственного капитализма. Реформа 1965-1969 гг. превратила уже социалистические предприятия в обособленных товаропроизводителей, ориентированных на прибыль (главный плановый показатель), а не на внесение своего вклада в создание единого народнохозяйственного результата. На смену социалистическому способу производства пришёл товарный (государственно-капиталистический) способ производства.

После «косыгинской» реформы уже никаких серьезных у попыток экономических усовершенствований не предпринималось на протяжении почти двух десятилетий. Тем более не было попыток отменить смертельный «эксперимент» Косыгина-Либермана, экономика погрузилась в «застой». А жизнь настоятельно диктовала необходимость действительных изменений в целях укрепления страны. Так, в первой половине 1970-х гг. СССР достиг военного паритета с США и НАТО. С учетом этого можно и нужно было внести коррективы в пропорции развития группы А и группы Б в пользу второй группы отраслей промышленности. Следовало бы ускорить развитие таких отраслей, как легкая промышленность, пищевая промышленность, производство автомобилей, мебели, бытовой и радиоэлектронной техники, а также увеличить масштабы жилищного строительства. Вместо этого инвестиции были направлены на строительство БАМа, соединение рек и т.п. А тут еще подоспела «палочка-выручалочка» в виде нефтедолларов (повышение цен на «черное золото» на мировом рынке в 1973 г.). Вместо курса на подтягивание группы Б был взят курс на ликвидацию дефицитов ряда потребительских товаров за счет импорта. С 1985 года начался период целенаправленного уничтожения экономики под лукавым лозунгом «перестройки». Начался бурный переход от государственного капитализма к другой модели капитализма, которую можно назвать в равной мере «частнособственнической», «бандитской», «компрадорской».

 

сталин23.jpegО «ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ» И «ВЫСШИХ ЦЕЛЯХ»

Вернемся к теме «сталинской экономики». Эффективность ее функционирования зависела не только от того, насколько последовательно руководители народного хозяйства придерживались перечисленных выше принципов «сталинской экономики». Она зависела в еще большей степени от готовности общества и отдельных его членов участвовать в реализации планов «сталинской экономики». Сталин это прекрасно понимал. Поэтому в свое время он сформулировал триединую задачу строительства коммунизма. Она включала в себя следующие задачи:
а) всемерное развитие производительных сил, создание материально-технической базы коммунизма;
б) совершенствование производственных отношений;
в) формирование «нового человека».

Обсуждавшиеся нами выше принципы «сталинской экономики» описывают производственные отношения, которые были необходимы на том историческом отрезке для продвижения страны к коммунизму. Задача формирования «нового человека» была осмыслена Сталиным и его окружением существенно хуже, чем первые две составляющие триединой задачи. Она не только по порядку, но и по приоритетности оказалась на третьем месте. Впрочем, в рамках третьей задачи во времена Сталина делалось многое. Решению задачи формирования «нового человека» была подчинена деятельность советских СМИ, культуры, науки, литературы. Беда заключалась в том, что понимание «нового человека» строилось на методологическом фундаменте марксистского материализма. Как ни крути, человек в марксистских схемах оказывался не целью, а средством. Таким средством, которое не редко еще называли «человеческим фактором», «фактором производства», «рабочей силой», «трудовым ресурсом».

К середине 1950-х гг. появилась отточенная формула основного экономического закона социализма, определяющего цель социалистической экономики: «обеспечение благосостояния и всестороннего развития всех членов общества посредством наиболее полного удовлетворения их постоянно растущих материальных и культурных потребностей, достигаемого путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе научно-технического прогресса». Никаких более «высоких» (прежде всего, духовных) целей марксизм предложить просто не мог потому, что он есть в чистом виде материализм.

Была, правда, одна более «высокая», политическая цель в 1920-е годы. Она заключалась в том, чтобы «раздуть пожар мировой революции». Но, во-первых, во времена Сталина про эту цель уже предпочитали не вспоминать (Троцкий с его идеей «перманентной революции» был изгнан из страны, а Советский Союз взял курс на построение социализма в отдельно взятой стране). Во-вторых, русского мужика на идею «мировой революции» в любом случае «раскрутить» просто ну удастся. Надо сказать, что во времена Сталина было сделано немало для того, чтобы гражданин Советской страны мог максимально вписаться в модель «сталинской экономики». Говорят о якобы его насильственном «впихивании» в эту экономику. Да, на первых порах это было. Я имею в виду «добровольно-принудительную» коллективизацию крестьянства. Но на одной принудительности далеко не уедешь. Раб не может быть эффективным работником.

Сталиным с середины 1930-х гг. был взят курс на всяческое повышение статуса человека труда. Материальное поощрение труда дополнялось моральными стимулами. Появилось социалистическое соревнование (как антипод капиталистической конкуренции). Страну в 1930-е гг. охватило стахановское движение. Были введены звания «Герой социалистического труда», «заслуженный работник», «заслуженный деятель» и т.п. На всех уровнях проводилась воспитательная работа, направленная на укрепление трудовой дисциплины, формировалось чувство коллективизма, взаимопомощи, бережного отношения к социалистическому имуществу и т.п. Велась борьба с тунеядством. Кстати, последовательная борьба государства с различными проявлениями богатства роскоши, незаконными доходами также укрепляла веру людей в социальную справедливость, выступала стимулом труда. Всячески поощрялось творческое начало в труде. Появилось движение рационализаторов и изобретателей, в котором участвовали не только инженеры и техническая интеллигенция, но и миллионы простых рабочих.

Надо сказать, что Сталину удалось в значительной мере повысить трудовую активность советского человека, причем методы принуждения здесь играли подчиненную роль. «Сталинскую модель» советский человек принял (хоть и не сразу). А потому, что она имела цель, которая выходила за рамки экономики. Такой надэкономической целью была защита страны от внешней агрессии. А вот уже после смерти Сталина, который оставил советскому народу «ядерный щит», ощущение внешней угрозы стало уходить на второй и даже третий план (хотя Запад объявил нам «холодную войну»). На первый план вышли задачи экономические, вытекающие из упомянутого нами «основного экономического закона социализма». Но вот парадокс: экономические цели народ не консолидируют, не мобилизуют, не раскрывают его творческий потенциал, а, наоборот, разъединяют, расслабляют и лишают его созидательного творчества. Последнее подменяется в лучшем случае так называемым «предпринимательством».

При экономических целях «сталинская экономика» работать не может, она обречена на умирание и замещение различными вариантами модели «рыночной экономики».

Можем ли мы вернуться к «сталинской экономике»? – Можем, если сформулируем надэкономические, «высшие» цели. Такие цели сегодня витают в воздухе. Сейчас, пожалуй, самое главное, чтобы кто-то сумел громогласно эти цели озвучить и чтобы они были услышаны народом. Мы не только можем, мы обязаны вернуться к «сталинской экономике». Не следует себя обманывать: «рыночная экономика» обрекает Россию на гибель.

 

Валентин Катасонов


ПУБЛИКАЦИИ

Царство Небесное и Рим, который улетел.

            Как бы историки не искали, они не смогут найти в Москве ни одного признака Рима – нельзя вернуть то, что ушло. Время уходит и никогда ни возвращается. А потому никто и не ищет – надо просто объявить – Москва-Рим. Бессмысленно искать в Москве Рим древний – для этого пришлось бы изобрести плебеев и патрициев (а это два разных народа – патриции – белые, там жили, плебеев – красные, туда пришли). В Риме были две партии белые и красные.

Подробнее...

Где брат твой, Каин? Рельсы церкви Гудлака.

            Архипелаг Гудлак – Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН бросает христианскую соль в глаза, рабби Балалайкин пылит и лает, и даёт стриптиз на балалайке, бота с Баалом по фене. Овечки под надёжной охраной в раю у дьявола. Пётр, паси овец Моих – говорит Христос – разве это забота? Где брат твой, Каин? – Заботливо спрашивает сатана усыновлённого чекиста. Не брат он мне, ведь ты мой отец – отвечает Каин – где же ему быть? Надёжно, под замком в подвале, в браслетах и кандалах, ботает со стрелком Гаджетом.

Подробнее...

О свидетелях Богоявления

Слово в праздник Крещения Господня

Богоявление

Праздник Крещения — продолжение праздника Рождества Христова. Потому что как в том, так и в другом — явление Бога миру. Бог открывает Себя не сразу. Явиться — на греческом языке означает «просиять». Праздник — сияющего явления Бога. Мы знаем об откровении Бога на Синайской горе Моисею. Народ видел молнии, слышал раскаты грома, но Моисей, несмотря на свою молитву, не мог видеть лица Божия. Бог прошел перед ним, закрыв лицо, и Моисей видел Бога только созади. Как велико было его желание видеть Бога!

Богоявление — страшное явление Бога. Разгадкой света и огня будут заниматься в изучении космоса астрофизики, изумляясь чуду материи. Но и они придут к выводу, что появление жизни на земле связано с невероятными взрывами, что само творение — взрыв, явление творческой силы Божией в огне, в невозможном непереносимом свете! Когда Бог являет Себя хотя бы в самой малой степени на земле — происходит страшное.

И вот мы видим явление Бога в Рождестве — бесконечно кроткое, и призываемся постигнуть в словах Отца Небесного Сыну: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — что значит кротость Рождества Христова.

Подробнее...

Битва бесноватых с одержимыми на Чёртовой мельнице «Мулен Руж». Кейптаун – IV Рим.

            Мирской взгляд человека на мир полон грязи (страстями), очи полные грязи хотят приспособить мир к пользе. Его толкования полны мути – это называется рассудочным мышлением. Куда делись бесы из свиного легиона страны Гадаринской? – Те свиньи утонули в море Тивериадском, но бесы опекают новых свиней – это их духовное послушание ада. Люди судят посредством рассудка, а не Евангелия, т.е. каждый на свой лад строит ад своей большой душе и зовут это духовным развитием.

Подробнее...

Богач и безопасность – пять его братьев «Чёрной руки» и Христос с Лазарем которого не заметили.

            Богач, что не видел нищего Лазаря, мучается пустотой – вся его радость сгорела в наслаждениях, в которых он когда-то отключил пять чувств своих – глаза (не вижу), уши (не слышу) не скажу – язык только жало яда, лжи и смерти, что поласкает рот дерьмом и матом-перематом, руки (скорые на злобу и смерть) и обоняние (чтобы не чувствовать запаха гнили – змей, что пожирают его). он во всём доверился дьяволице, князю мира сего, вавилонской блуднице, что объявила себя царственной («Византия») – империей.

Подробнее...

Радость Царства Небесного и наслаждения ада – йети, снежное чудище.

            Что с нами будет, когда закончится всё? Суд Божий состоится и наступит окончание веков и каждый будет сидеть под виноградной лозою своею у своей смоковницы. Придёт радость, тишина и Царствие Небесное. Устроит ли такой рай бесноватые власти наши? Они хотят судить, казнить, миловать, внушать страх и мутить, а чекисты хотят ловить и спасать мир, убивать, интриговать, доносить, шпионить, а ещё более всего им нужна ложь – чёрное кривое зеркало троллей

Подробнее...

Большая игра и революция. Иуды оперы дьявола «Езус Крайз Суперстар»

            Евангелие подробно говорит о том, что хотел бы сатана от Иисуса – чтобы пророчества пророков не состоялись, а, чтобы мир остался под вечным мучительством дьявола, чтобы праведники сходили во ад, и чтобы «семя жены не стёрло главу змия». Для этого было нужно, чтобы Христос не ходил на Крест (и апостол Пётр обращается с такой «просьбой» и получает ответ – «отойди от меня, сатана»), мать апостолов Иакова и Иоанна просит о земном царстве, чтобы Христос поставил сыновей её по правую и левую сторону от Себя.

Подробнее...

Прогулки философов с Мефистофелем – по дороге в ад и чаша яда на посошок.

                  Чтобы разобраться в философии, её не надо читать – там ничего не узнаешь о тайне философов, но найдёшь много тумана, который её скрывает за египетской мглой. Надо читать историю самих философов, что прожгли жизнь самым нелепым способом и тогда всё тайное станет явным. Православие объявило святыми по чину философов Сократа, Платона и Аристотеля – три сосны в которых бесконечно блуждают православные академии и университеты, не замечая Христа.

Подробнее...

Хроники Гандонии и выборы бога. Империя Санто Муэрте.

            Мы вступили в эпоху перемен – выборов. Хотя выбирать смешно – настолько всё очевидно. Каких родичей хотели бы дети? – Набожных неудачников, что молятся и ходят в храм, на которых едят все или деловых, фартовых воров-казнокрадцев, что пилят бюджеты, перетирают все темы, денег не считают, потому что весь мир их добыча – бери всё от мира и от жизни. По обстоятельствам лги, убивай, везде кради – это всё твоё – ты увидел, значит нашёл, ну тогда и успей.

Подробнее...

Первый Содом потопили, второй – сгорел, третий стоит, а четвёртому не бывать.

            Как самый благонадёжный и разумный Иуда Искариот был у апостолов епископом. Его никто не назначал и не выбирал, он присвоил денежный ящик как вор, а где находится ящик, там и епископ. Иисусу Христу некогда, так что всё на мне, а я один и вёл досье – картотеку на учеников Христа. Выборы, дело слишком ответственное, чтобы их доверить народу, глупому и тёмному, а назначения часто совершаются безответственно, а потому легитимность власти любой в том, чтобы успеть.

Подробнее...

Тайна власти и чекизма Св. Содома.

            Тайна власти в безумии – философия эллинов – идейный Содом отменяет все законы (чекизм) и под руководством Прометея свергает Олимп, который пуст, потому, что есть только мир, что существовал вечно, и есть игра, в которой важен счёт. Царь Ирод являлся возобновителем Олимпийских игр, при этом он построил величайший иудейский храм, будучи мудрым политиком, он держался римлян (партия Иродиан), но при этом во всём слушался саддукеев – Синедрион, который похитил виноградник – народ Божий у Христа и готовил распятие Бога, веруя в некий мировой дух – идеологию Содома.

Подробнее...

Бог приходит к нам не так, как мы этого желаем

Слово на Рождество Христово

Подробнее...

«Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях»

Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца

В этот праздник Церкви — день памяти святителя Николая Чудотворца — мы устремляем наш взор прежде всего к Доброму Пастырю, к Тому, Кто «жизнь Свою полагает за овцы». Добрый Пастырь знает Своих овец, как Отец знает Христа. Это свидетельствует о том, как Христос любит каждого из нас, потому что это знание — знание Его любви.

«Овцы Мои знают Меня, — говорит Христос. — Как Доброго Пастыря». Словесные овцы призваны все больше и больше знать своего Пастыря. Знать — значит входить в сокровенные отношения с Господом, узнавать Его голос, следовать за Ним и полагаться только на Него, когда приближается опасность. Эта всецелая зависимость от Христа — зависимость любви и источник подлинной свободы. Сын Божий, отдавая Себя Отцу, показал нам, что послушание истине и свобода не могут противоречить друг другу.

Подробнее...

Сириус – царский лицей, территория без смыслов – «Ваал, подай».

            Что остаётся от православного учения, если туда пустить философов и объявить их святыми – от них можно почерпнуть, что мир существовал всегда, т.е. не был сотворён Богом, а значит этот мир и есть бог. Если Бог нас не сотворил, то значит мы Богу ничего и не должны, законов нет и нам всё дозволено. Господь просто украл этот мир у нас, а значит и мы должны его своровать у Бога – на войне как на войне.

Подробнее...

Хроники Гандонии, государства беспредела и религия ЧеКа-Го.

            За что, Господи? – захныкал сатана, низвергнутый с Небес – ведь я как Ты, только лучше Тебя – многое сделанное Тобой устарело и нуждается в реформе. Надо всё капитализировать, пересчитать – лишнее сократить, уничтожить, взвесить, перевешать и рынок сам решит, как дальше. Цветы должны платить, давать масло и духи –  которое надо отжать, а хорошие пусть цветут, прочие под газонокосилку.

Подробнее...

Идеология Содома и чекизм (отмена всех законов) как богословие Иуды.

            Евангелие – самые добрые вести подаренные нам Господом находятся вне истории, вне времени, вне жизни и политики – это такая скала над историей, временем – это всё и это не «империя», а горчичное зерно в Царство Небесное, которое содержит прошлое, будущее, а ещё это цепь удивительных событий, которые не могли произойти. Это и ключ ко Христу в Царство Небесное.

Подробнее...

Сказка в новогоднюю ночь о 28 панфиловцах, святых и праведных в земле российской непросиявших. Содом, по ком звонят твои златые колокола?

           Высоко-высоко в горах, то ли Чукотки или Кавказа, где небо соединяется с твердью, обитал праведный старец в дупле старого-старого дуба и ворон приносил ему хлеб, а потом приходил медведь с банкой мёда и давал ему старец корку хлебца, что не мог прожевать. Зверь и человек смотрели друг на друга, творили молитву и трапезу и было великое чудо.

Подробнее...

Тайны вакцины и пандемии, Мурок и жмурок, и падения СССР. Явление антихриста в натуре.

            Христианство стоит на двух заповедях: возлюби Бога всем сердцем и разумением своим и возлюби ближнего своего как самого себя. Сатана – спасатель мира сего, царь империи сэлфи и гаджета основал своё царство на лести, мести и жести (на лжи-трахе и смерти-страхе) – это его царство закваски Иродовой, саддукейской и фарисейской. С самого начала христианства они проникали в Церковь и порождали бесконечные расколы, основанные на гордыне превозношения, жажде власти и воровства у Господа виноградника Его верующих. Как дикие вепри епископы подкапывали корни виноградника, насаженного Господом.

Подробнее...

Поспешность любви

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник трепетной тайны. Тайны Божией Матери, Которая хранит сокровенное от создания мира. Нам уже показано, что с нами Бог, что Он — Эммануил, что Он идет с нами. «Слыши дщи и виждь и приклони ухо Твое». Как восходила Она по ступенькам Иерусалимского храма в Духе Святом, так быстро идет Она по холмам Иудеи к Своей родственнице Елисавете сразу же после того, как приняла во чреве от Духа Святого. Она проходит через Самарию, Ее торопит любовь. Она как искра, бегущая по земле. Искра радости, любви, света, которая хочет скакать и распространяться везде.

Наша радость сегодня в том, что нам открывается Ее тайна. Самая великая радость, самая великая тайна. Когда, кажется, все уже безнадежно, когда наступает конец времен и охладевает во многих любовь, Бог уготовляет нам эту нечаянную радость. И каждый из нас может радоваться сегодня, как ребенок, приготовивший на праздник подарок для матери. Он зовет своих братьев и сестер, весь дом уже знает об этом и наполняется ожиданием. Еще можно сказать, что сегодня мы все как дети, у которых нет ничего, чтобы купить на праздник отцу, — потому что у детей действительно нет ничего. Но мать покупает для них столько, сколько позволяет ее любовь к ним и к их отцу, чтобы у всех была радость.

Подробнее...

Пандемия – прививка сэлфи от любви к коронавирусу.

           Бесы взялись проповедовать Христа раньше апостолов. Как только Господь изгоняет их из бесноватых, так они сразу начинают пиар компанию по признанию Христа. Христос им запрещает и говорит, что не ведёт спор-диалог, тем более нам христианам говорить с ними глупо, потому что бесы лучшие христиане и богословы – они не спят и стоят за спиной всех самых лучших богословов и борзых царедворцев-философов и диктуют им свои мысли – дьявол очень старый вор и не надо вступать с ним в разговор (не только старый, но и лучший человекоубийца).

Подробнее...

Полезная религия душеядна. Тьмы царя Большого Пряника и Сириус – Солнце мёртвых.

            В древнем патерике рассказывается как в великом городе умирает некий старец, которого все считали святым и всем даже странно – полагали что и город стоит на его молитвах – а ну как провалится и даже сгорит. В 1920-х годах было землетрясение в Крыму, а Чёрное море, оно мёртвое, его дно сероводород. И вот всё поднялось и горело – от берега до горизонта.

Подробнее...

Хроники Новогандонии – жмурки с широко зажмуренными глазами.

            Близился воскресный день, но мусора не отдыхали, хотя это был самый лучший большой праздник в св. Гандонии (чудесной стране мира и безопасности что всех учила жить по-божеским заповедям), приближалась Св. Пасха, а пока была Страстная Пятница, но опера жмуров, хмуров и муров разговелись – шашлычок под коньячок заели окороком, копчёной колбаской и пребывали в развесёлом настроении.

Подробнее...

«Роль общественных организаций в защите духовно-нравственных ценностей»

В Союзе писателей России прошёл круглый стол, посвященный юбилею «Народного Собора»

В среду, 14 октября, в Москве в Союзе писателей России прошел круглый стол на тему: «Роль общественных организаций в защите традиционных духовно-нравственных ценностей и укреплении суверенитета России», сообщила «Русской народной линии» пресс-служба Общероссийского общественного движения «Народный Собор».

В мероприятии приняли участие руководители общественных организаций, информационных структур и экспертных сообществ.

Подробнее...

Юноши, обдумывающие житие, не делайте его с тов. Дзержинского.

            Когда Христос рассказывает притчу о фарисее и мытаре и это пророчество о нас, православных. Фарисей говорит, что постится 2 раза в неделю – в иудаизме такого не было, и у католиков, и у протестантов – только у православных пост – среда и пятница. Господь сказал, что думает о нас, лицемерах. Мытарь – это не просто сбор налогов, это обязанность, возлагаемая властью на самых богатых, она не была добровольной – мытарь отвечал за всех своим имуществом

Подробнее...

Ничтожность человека как главное открытие учёных забыто и забито через игры пустоты.

            Времена пророков с пришествием Христа закончились, ибо всё стало известно – откуда мы вышли и куда идём, но все захотели играть в дурку – стать слепыми, немыми и глухими – города пусты людьми и полны играющими свиньями – на брачный пир к Христу не идут, а зовущих неизменно убивают – им не нужна манна Небесная, хлеб жизни, любовь и Крест, а только сон – мгла египетская, золото рабства и мясо котлов.

Подробнее...

Власть слепых, немых и глухих – матрица 666 и ликвидация человека через отмену Креста.

            Власть – это слепорождённые безбожники, что чувствуют себя счастливыми. Нищие, они чувствуют себя в свете, управителями и устроителями, рождёнными властвовать, а потому должны одарить своей слепотой весь мир и несут тьму в массы. Мы не видим и не желаем знать Бога – в этом свобода. Мы просвещены мглою и как слепые должны вести зрячих, а если они не хотят, то всех надо сделать слепыми.

Подробнее...

Святая империя – что было бы, если бы было бы так, как быть никогда не могло. Буревестник – ах вы кони мои, вороные, чёрны вороны кони мои.

            Даже будучи злым, не может отец дать сыну, просящему вместо хлеба камень, а вместо рыбы змею. Говорят, что Екатерина II едва ли не ненавидела сына своего Павла I – так, что и престол хотела передать внуку Александру, но она интуитивно хотела вывести его из-под удара янычар, что его убьют за честность – так и вышло. Так и Александр III не пускал Николая II никуда.

Подробнее...

Чтобы продлилось время на покаяние

Слово на праздник Покрова Божией Матери

Покров Пресвятой Богородицы. XIV в. Новгородский госудасртвенный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Покров Божией Матери — праздник, который почитается в русском православном народе, почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. И это действительно так. Потому что тайна, открываемая этим праздником, — тайна Креста Христова.

Когда кажется, что зло торжествует, что побежден Господь наш Иисус Христос, а с Ним и все человечество — все люди, которые надеются на Бога, на правду, на истину, — тогда Божия Матерь, имея этот дар — быть Матерью всего рода человеческого, встает на молитву за всех, кому суждено пережить это поражение в жизни. И Покров Божией Матери — светоносный, благодатный, пасхальный, сотканный из света победы Христовой над злом и над смертью, — простирается над миром. Потому что в мире всегда присутствует Крест Христов, внешне видимый всеми и все более различаемый теми, кому дается видеть незримое.

Подробнее...

Достохвальное слово рабби Балалайкина на геройскую и мучительную смерть Гадаринского легиона и чудесное умножение поросят в пустыне Вавилонской.

            Трудно себе представить, братья и сестры, но совсем недавно ещё в Вавилонгаде совсем не было поросят – тут жили люди, несчастные страдающие, что думали о смысле жизни не имея понятий, что его нет, а они его искали и находили Христа, который учил любви и вёл на Крест и вместо того, чтобы хрюкать и вертеть хвостиком, они… думали.

Подробнее...

Наша ответственность за смерть Христа

Слово на Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня. (Новгород, XV век)

В праздник Воздвижения снова мы слышим Евангелие о Страстях Христовых. Это преследование, взятие под стражу, приговор к смерти Христа властями той страны не должны ни в коем случае освобождать нас от ответственности в этих событиях. Было бы слишком легко все взвалить на плечи Иуды, первосвященника Каиафы, Синедриона и Пилата. Те, кто осудил Христа, были люди, из рода Адамова. Как Адам, они представляют всех людей. Потому что сегодня, как и вчера, пророки любви — те, кто мешает человечеству свободно, как ему хочется, жить. Давно ли в нашем, самом православном в мире Отечестве, их гнали и убивали при прямом участии или молчаливом попустительстве еще недавно называвших себя православными?

Подробнее...

Чёрная Сотня

Яндекс.Метрика